Найсоо-Бриль-Кузнецов – джаз-баттл в Эссе
14 марта 2019 года легендарные джазмены Тыну Найссоо (исп. Tõnu Naissoo; Эстония) и Игорь Бриль (Россия) дали в московском джаз-клубе «Эссе» концерт из уникальной серии «Два рояля»: два пианиста встречаются на сцене и, импровизируя, создают оригинальную музыку. Первое шоу в рамках этого проекта состоялось осенью 2013 года при участии Ваагна Айрапетяна и Даниила Крамера. С тех пор в проекте приняли участие многие российские и зарубежные пианиcты.
Знаменитый джазмен Игорь Михайлович Бриль — пианист и композитор, профессор, народный артист России, автор книг и глава династии джазовых музыкантов, один из ведущих отечественных мастеров жанра.
Эстонские музыканты с именами, напоминающими героев научно-фантастических романов, были хорошо известны во времена СССР. Один из самых уважаемых среди них — Тыну Найссоо, виртуоз с более чем пятидесятилетним стажем, мэтр свободной импровизации, живая легенда национальной культуры, профессор эстонской Академии музыки и театра.
Осенью 2017 года, в рамках российского тура, Тыну с российскими звёздами жанра Алексеем Кругловым, Андреем Разиным, Виктором Шестаком и Петром Ившиным записал в московской студии CineLab SoundMix новый альбом. Продюсером записи и приезда Найссоо в Россию стал Николай «BigNick» Богайчук. Перед концертом в «Эссе» прибалтийский виртуоз «пробовал» рояль в клубе — разогревался, а Богайчук гордо показывал присутствовавшим двойной виниловый альбом Foreign Affair, только что вышедший в издательстве ArtBeat Music лимитированным тиражом 100 экземпляров. Релиз также уже доступен в виде двойного CD и для скачивания — в ITunes.
Открывая концерт, Богайчук рассказал, что они с Тыну приехали из Ярославля, где Найссоо открыл популярный фестиваль «Джаз над Волгой».
Первым прозвучал блюз — неторопливый, стильный, даже «европейский» по духу. Эта композиция стала камертоном всего вечера. Ментальная, духовная связь джазменов оказалась очевидной, они, на притяжении всего концерта, обменивались взглядами, мыслями, передавали эстафету соло фрагментов и нюансов исполнения. После окончания пьесы музыканты, разделённые роялями, словно стремились обменяться рукопожатиями-приветствиями, благодаря друг друга за понимание.
Звучали созерцательные джазовые баллады. Исполнители порой словно играли друг с другом, мастерски провоцируя взаимные импровизации. Эстонец сдержанно улыбался, звук у инструмента гостя был словно бриллиантовый, рассыпчатый и нежный. Бриль был серьёзнее, по-хозяйски определял дух, темп и настроение.
Во втором отделении место между двумя роялями занял специальный гость вечера — звёздный гитарист Алексей Кузнецов. Сначала играл дуэт Кузнецов/Бриль — у этих мастеров большой опыт совместных выступлений. Они импровизировали, в том числе, на популярнейшие темы — It Don’t Mean a Thing (If It Ain’t Got That Swing) и «Love for Sale». Кузнецов исполнил соло-номер, а затем сыграл дуэтом уже с Найссоо. Когда же на сцене оказалось трио мастеров в полном составе, Бриль объявил премьеру, но добавил «Если вы её узнаете — дайте знать!» Начало номера было авангардным, но всё оказалось шуткой — с отличным свингом зазвучал знаменитый «Караван». Особенно запомнился момент, когда соло Кузнецова аккомпанировали оба пианиста, каждый играл будто бы что-то «своё», но, в итоге, игра трёх импровизаторов находила путь к джазовой гармонии. Когда же пианисты начали соревноваться в своих соло, устроив локальный виртуозный «баттл», наступило раздолье Кузнецову — гению аккомпанемента.
Концерт, и по настроению, и по уровню, стал настоящей классикой джаза, примером спокойной и убедительной виртуозности. Звучала музыка больших мастеров — позитивно-ностальгически, без показных взрывов эмоций, без умствования, без игры на публику, без ложных концепций. Когда, в финале вечера, фотографы попросили музыкантов задержаться на сцене для фотосессии, показалось, что мастерам и самим не хочется расходиться.
Мероприятие прошло при поддержке посольства Эстонии, в зале были эстонские гости и атмосфера тоже была соответствующая — спокойная, без взвинченности. Промо-тур Найссоо в поддержку альбома продолжился в Санкт-Петербурге.
В истории джаза есть прекрасные примеры дуэтов пианистов — Дюк Эллингтон записывался с Билли Стрейхорном, Каунт Бэйси с Оскаром Питерсоном, советские любители помнят популярный польский дуэт Marek & Vacek. Джазовый баттл в «Эссе» стал отличным случаем для таких сравнений, но определять победителя во всех случаях, как и в этот вечер, было и невозможно, и не нужно. На таком уровне музыкантов, «соревнование» происходит уже не в мастерстве, а в иронии и находчивости, разнообразии и фантазии, а победитель всегда — слушатель.