Потеря русской мечты
«Пойдем дорогою царскою, не своротим, ни направо, ни налево…»
(
Политика русского мира должна быть ему органична, как душа русского человека органична слову Правды. Поэтому описание русской мечты должно быть наложено на образы и смыслы, которых время не касается. Они не имеют трансфрормации в вечности потому, что запечатаны верой в Триединого Бога – Он один не изменяем. Мы хотим видеть лучшее будущее для себя и своих детей, но для этого нам необходимо восстановить утраченную нами органику вечности с тем нетленным образом, к которому всегда стремилась душа русского человека.
«Мы рождены чтоб сказку сделать былью»
Год назад в Изборском клубе состоялся круглый стол на тему: «
Не ошибусь, если скажу, что Александру Андреевичу, действительно, удалось собрать под купол своей мечты мыслящих, и болеющих за судьбу нашей страны людей. Со своей стороны мне также хочется поддержать устремлённость этого высокого собрания в осуществлении мечты о светлом будущем для нашего народа. Только в поисках этой мечты, в поисках той идеи, которая поведёт нас к намеченной цели, мы всегда должны помнить, что образ этой мечты должен быть такой высоты и чистоты, наполнен таким смыслом, ради которого не страшно будет и умереть.
Сейчас, когда мы в очередной раз поменяли однажды выбранный нашим народом путь, мы опять попали в шторм, который бросает нас то влево, то вправо, а в целом – вся наша жизнь трещит по швам. Весь государственный строй, вся его динамика нарушены только из-за того, что мы пошли незнакомой нам дорогой поэтому и забрели в дебри. Даже президент России, по сути своей традиционалист, волею судеб получивший в руки страну сделавшую резкий крен вправо, понял в какой-то момент своей жизни, что либеральная демократия, это не для нас.
«Современная либеральная идея «изжила себя окончательно», заявил президент России Владимир Путин
Поэтому, когда мы пытаемся найти новую русскую мечту и предать ей конкретные черты, было бы неплохо вспомнить свой традиционный русский путь, который отличался именно тем, что гармонично сочетал в себе (насколько это было возможно) государственное и частное, общественное и личное. И такие взаимоотношения в нашей стране когда-то были и нам, уже с высоты прожитых нашей страной лет, нужно лишь внимательно посмотреть на ту дорогу, по которой победоносно шли наши христолюбивые предки.
И сейчас, прежде чем мы определимся с мечтами тех, кто не безразличен к судьбе своего народа и хочет ему блага, будет не лишним вспомнить, чем жили и о чём мечтали русские люди в России задолго до нас.
Образ мечты рождается в пределах настоящего
Священник Владимир Соколов в своей книге «
В словах о целостной христианской идее заложено, пожалуй, самое существенное – русского человека во все века вёл по дорогам его многотрудной жизни Образ Богочеловека – Иисуса Христа, а Православное Христианство было тем целостным ядром (корнем), которое давало русским и другим православным народам силу побеждать зло. И сейчас, когда своим мечтам о будущем мы пытаемся придать определённый образ, мы, конечно, имеем в виду то, что воплощение наших мечтаний будет победой над злом и несправедливостью, но будем ли мы при этом следовать за нетленным Образом Сына Божия – в этом весь вопрос и проблематика поставленной задачи. Если его не поднимать и говорить о государственном строительстве как о некой управленческой модели, в которой главная забота сводится к выбору экономической модели развития и решению социальных задач, нам вряд ли удастся наполнить нашу жизнь высоким смыслом, заложить в ней целостное гармоничное развитие.
К сожалению, многие русские люди давно утратили христианское мировоззрение и поэтому вряд ли смогут правильно воспринять смысл духовно – нравственной подоплёки мечтаний русской души хранящей память о Христе, поскольку, как совершенно верно сказал отец Владимир, произошло беспрецедентное еретическое нивелирование сознания человека. Тем не менее, если это сознание ещё имеет хоть какую-то степень свободы, то из приводимых размышлений всё же можно будет понять, когда и как произошёл распад того целостного ядра, которое давало всему нашему народу невероятную силу поднимать свою страну в самых тяжелейших условиях. Подробно об этом можно прочесть в упомянутой выше книге, здесь же приведём лишь те мысли, в которых раскрывается духовная причина той трагедии, из-за которой наш народ свернул со своего пути и задал неверное направление нам – своим потомкам.
Особенно хочется отметить сказанное им про историю, которая более всего, по слову автора, определяется стереотипами сознания, и расставание с которыми происходит наиболее болезненно. Ведь история, продолжает о. В., это настоящее, обращённое в прошлое, и если что-то меняется в нашем восприятии истории, то мы сразу должны изменить наше отношение к настоящему, в котором будет закладываться наше будущее.
Нам всем стоит прислушаться к сказанному, поскольку наша политическая система сегодня и состояние церкви в России воссоздают идеи прошлого, в котором было совершено много ошибок, так до сих пор и не осознанных нашим народом. И, если мы будем продолжать подходить к прошлому как к цепочке последовательно сменяющих друг друга пространственно-временных картинок отражающих социально-бытовую сторону жизни нашей страны и не заглядывать в духовные глубины происходящего, мы вряд ли сможем что-то изменить к лучшему в нашем будущем.
Не развяжем духовный узел - задохнёмся!
Действительно, духовная глубина человеческой жизни не постижима для внешнего взгляда, поэтому ответ о нашем будущем не лежит на поверхности, ведь влияние духа не осязаемо, хотя и вполне замечаемо, как пишет отец Владимир, и находится в метафизическом пространстве истории. То есть там, где происходит взаимодействие воли человека и Бога, а потому и вся история является нам как процесс богочеловеческий, смысл которого заключён в том, чтобы войти в вечную жизнь. Но уже с XVIII века главным делателем истории становится сам человек, который узурпировал это право, а Бог, как Промыслитель, предаётся забвению. Начинает нарушаться целостность человеческого бытия, состоящая из «синергии» (совместной деятельности – соработничестве Бога и свободной воли человека). Частность абсолютизируется, однако, человек не остаётся один на один со своей свободой, он – существо зависимое, и полностью включён своим естеством в духовное пространство окружающего его мира. Отказ от Бога означал лишь падение в тьму духовного невежества, потерю разума и прислужничество злу – содействию воле дьявольской. На поверхности же мы видим активное разрастание сект и проникновение в сознание человека всякого рода ересей, под воздействием которых меняется жизнь целой страны.
«Абсолютизированная частичность – главный признак всякой ереси; если она не осознана как частичность, то это непременно приведет душу народа к серьезным, а порою, и к смертельным болезням. Поэтому так важно осознанно отнестись к своему прошлому и, прежде всего, к ошибкам в этом прошлом, ибо, кто не извлекает уроков из прошлого, тот обречен на повторение ошибок прошлого в будущем». (о. Владимир Соколов, «Мистика или духовность»)
Точка регулировки
«…Центральный духовный узел всей Российской истории – это спор «стяжателей» с «нестяжателями». Эти направления были лишь проявлением необходимых аспектов целостной духовной жизни Церкви – соборного и личностного. Они духовно дополняли друг друга, взаимно влияли друг на друга и были лишь различными проявлениями одного и того же Духа. Недаром Церковь канонизировала двух представителей этих направлений: Нила Сорского и Иосифа Волоцкого. В лице двух святых Церковь как бы признала законность и необходимость этих направлений», - пишет отец Владимир.
Нужно заметить, что соборное и личностное начало в Церкви, характеризуя собой целостность, отражается в главном символе христианской веры – Православном Кресте, в котором вертикальная (личностная) и горизонтальная (соборная) его грани, эту целостность и являют. Если одно нивелируется в пользу другого, то целостность нарушается.
Монашествующие, реализующие духовную вертикаль, являются в Церкви живыми свидетелями подлинного христианского облика человека. Если исчезает или ослабляется это свидетельство и связь, то страдает все общество – ослабляются и социальные его связи. Поэтому обе тенденции, хотя и необходимы, но отнюдь не равноценны. Победа иосифлян означала прежде всего перерыв или замыкание Византийской традиции… В самом замысле и задании прп. Иосифа есть внутренняя опасность, не только в его житейских искажениях или приспособлениях. Эта опасность – перенапряжённость социального внимания».
В дальнейшем, соборно-социальная тенденция «стяжательства» в церкви только развивалась и к началу ХХ века полностью сформировалась. На импульсе потребности социального воздействия на мир спаразитировал дух социализма, который породил разрушительный для личностного становления тоталитаризм».
Поэтому, когда мы пытаемся в своём сознании создать образ собирательной мечты о справедливой русской жизни и укреплении своей государственности, неплохо бы понять, на что опираются в своих мечтах наши лучшие философские умы, услышать, что они понимают под справедливостью и крепостью государства, какой фундамент закладывают в основание этой крепости. Ведь люди (народ) всегда шли за лучшими и сильными, теми, кто прокладывал путь для всех остальных. Именно для этого мы обращаемся к мыслям тех, кого Александр Проханов собрал под эгидой
Подводя итоги мечтам о русском пути
С развитием и применением природоподобных технологий (речь о них шла в выступлении профессора А.Агеева) к одухотворённой человеческой природе, выбор между добром и злом, а также процесс воплощения в истории истинной (целостной) христианской идеи – идеи богочеловечества, будет окончательно остановлен. Именно в этом контексте мы должны подходить к созданию нового общества в России и его будущему, определять глобальную – стратегическую цель. И помочь нам в правильном выборе этой цели могут только сами люди, у которых нет когнитивного диссонанса, прежде всего, в области веры и знания.
Эволюционисты видят риски, связанные с вмешательством природоподобных технологий в живые системы, на фоне психологического дискомфорта. Их объективное научное знание накладывается на субъективные импульсы страха Божьего. Ведь в своих научных изысканиях они подошли к границам духовного мира, а в нём совершенно иные установки и законы, которые не соответствуют природным. Согласно духовным законам душу человека, которая имеет определённую связь с сознанием, нужно беречь; вторгаться в неё, как в тело – запрещено. Душа принадлежит Богу, и только Он может заниматься её врачеванием. Книга Иова может стать хорошим подспорьем сомневающимся в сказанном. (
И здесь мы должны отметить, что когда речь идёт о защите традиционных духовно-нравственных ценностей, о чём совершенно конкретно говорится в Стратегии Национальной Безопасности Российской Федерации от
Вернуться на прямой и устойчивый путь Русской жизни, это означает – вернуть в своё сердце Христа. Очевидно, что это невозможно сделать никаким волевым решением сверху, но объективно нужно признать, что защита традиционно-нравственных ценностей на государственном уровне сможет оградить и самого человека и всё общество от ценностного раскола, который проявляется всё сильнее. Ведь именно при таком расколе возникают и революции, и войны. На таком расколе произойдёт и цифровая революция, которая совершенно бескровно сделает человека рабом на службе природоподобных технологий, отдавая этому технологическому процессу свои физические силы и свой разум.
Защитить себя и свою человечность, это значит вернуться на прямую дорогу русской жизни, которая связана с тайной Православного креста. Кроме того, более серьёзное отношение к этому христианскому символу, поможет верным Богу и Отечеству увидеть в нём не только путь личностного спасения, но и контуры построения государственной системы власти, и форму государственного устройства, в котором Верховная Власть вновь обретёт свою силу и мудрость.
С большой надеждой мы смотрим на тех русских людей, которые соберутся под знаком Креста Господня и выведут Россию на новый победоносный путь, ведущий в жизнь вечную, без которого и земная жизнь не сможет быть обустроена по правде и справедливости.