Разин в юбке
Разин в юбке
«...её конный не словит, В беде — не сробеет, — спасет; Коня на скаку остановит, В горящую избу войдёт!..» Это о ней, о русской женщине. Не какой-то абстрактной, воспетой Николаем Некрасовым, а о конкретной — монахине по имени Алёна.
Из истории русского бунта
Восстание Степана Разина подавали в школе как яркий пример классовой борьбы. Иначе в государстве развитого социализма с торжеством диктатуры пролетариата и быть не могло. Однако, если обратиться к сохранившимся источникам, дело выглядело несколько иначе.
3 (13) марта 7177 (1669) года в День иконы Волоколамской Божьей Матери, через три дня после смерти новорождённой царевны Евдокии младшей, умерла первая жена Московского царя Алексея Михайловича Тишайшего Мария Ильинична Милославская. Спустя три месяца,
18 (28) июня скончался 4-летний царевич Симеон, а ещё через несколько месяцев, 17 (27) января следующего 7178-го, не дожив месяца до
16-летия, — наследник царевич Алексей. По Руси поползла молва, дескать, отравили супругу и отпрысков государя бояре-изменники, пожелавшие прибрать власть царскую к своим рукам, хотя царица умерла от «родильной горячки». (Выражаясь современным языком: бояре хотели сделать из президентской России парламентскую — прим. авт.).
Не желавшие столь кардинальных изменений, присягнувшие на верность Царю и Великому князю Всея Руси Алексею Михайловичу Романову, вольные донские казаки собрали сход. На казачьем кругу их 40-летний атаман Степан Разин объявил себя защитником царя и мстителем за цесаревича против «лихих бояр, дурно влияющих на батюшку государя» и призвал бить бояр, дворян и приказных людей.
Стремление мстить боярам подстёгивали и другие обстоятельства.
С 1661 года наказным атаманом Войска Донского был старший брат Разина Иван. В 1665 году царский воевода боярин Юрий Алексеевич Долгоруков во время одного из конфликтов с донскими казаками, повелел его казнить. Желание отомстить Долгорукову и царской администрации за брата не оставляло Степана до конца жизни.
И желающих встать под его хоругви сыскалось великое множество.
Если указ царя Фёдора Иоанновича об «урочных летах» от 24 ноября 7106 (4 декабря 1597) года устанавливал пятилетний срок сыска и возвращения владельцам беглых крестьян, то по Уложению 7115 (1607) года срок сыска беглых крестьян был увеличен до пятнадцати лет. А Соборное уложение 7157 (1649) года установило бессрочный сыск. Поэтому крестьяне бежали на Дон: «с Дону выдачи нет», и «оказачивались». Поскольку бояре были далеко, не имевшие никакого имущества голутвенные (крестьянская голытьба) были готовы мстить купцам, участвуя в разбойных нападениях на торговые суда.
Весной 7175 (1667) года вблизи Волго-Донской переволоки под предводительством Степана Тимофеевича собралось до 800 казаков.
С прибывающими беглыми людьми вскоре его вольница возросла до 2000 человек. Разинцы блокировали главный водный торговый путь из Московской Руси вниз по Волге и стали грабить суда купцов. Зимовали в Яицком городке. Затем двинулись на судах на Каспий в Персию.
Поход Разина на Волгу сопровождался массовыми восстаниями крепостных крестьян в недавно закрепощённых областях Поволжья.
Их вожаками выступали местные предводители, из которых выделялась уроженка Выездной Казачьей Слободы у Арзамаса беглая монахиня Алёна.
Воспоминания современника
В 1677 году в Германии вышла брошюра под длинным названием «Поучительные досуги Иоганна Фриша или примечательные и вдумчивые беседы, в которых речь идёт о полезных и поучительных материях, а также каждый раз сообщается о важнейших событиях нашего времени», в которой автор, в частности, описал следующий исторический факт: «Через несколько дней после казни Разина была сожжена монахиня, которая, находясь с ним [заодно], подобно амазонке, превосходила мужчин своей необычной отвагой. Когда часть его войск была разбита Долгоруковым, она, будучи их предводителем, укрылась в церкви и продолжала там так упорно сопротивляться, что сперва расстреляла все свои стрелы, убив при этом ещё семерых или восьмерых, а после того, как увидела, что дальнейшее сопротивление невозможно, отвязала саблю, отшвырнула её и с распростёртыми руками бросилась навзничь к алтарю. В этой позе она и была найдена и пленена ворвавшимися [солдатами]. Она должна была обладать небывалой силой, так как в армии Долгорукова не нашлось никого, кто смог бы натянуть до конца принадлежавший ей лук. Её мужество проявилось также во время казни, когда она спокойно взошла на край хижины, сооружённой по московскому обычаю из дерева, соломы и других горючих вещей, и, перекрестившись и свершив другие обряды, смело прыгнула в неё, захлопнула за собой крышку и, когда всё было охвачено пламенем, не издала ни звука».
Кто же она — русская Жанна д’Арк?
Ставшая впоследствии монахиней Алёной девочка родилась в казачьем селе Выездная Слобода под Арзамасом. Не исключено, что её мать была православной мордвинкой. Рано осиротела. 17-летней роднёй была выдана замуж за пожилого крестьянина, но вскоре овдовела. Муж, уйдя в мир иной, не оставил ей ровным счётом ничего. Не найдя утешения в мирской жизни, молодая вдова ушла в воздвигнутый ещё в 1580 году на Соборной площади Арзамаса Свято-Николаевский монастырь и вскоре была пострижена в монахини. В монастыре она наряду с каждодневными молитвами обучилась грамоте и врачеванию травами да заговорами, «банной плесенью» заживляла гнойные язвы, которые в Европе прижигали калёным железом. Лечила не только людей, но и домашнюю скотину. По всей видимости, обладала гипнотическим даром, воздействуя на других, и сама могла войти в нирвану, перестав чувствовать боль.
Когда в монастырь пришла весть о народном восстании, в 7177 (1669) году смиренная монахиня покинула монастырь и с Божьей помощью сколотила отряд до 400 казаков и беглых крестьян Арзамасского уезда, которые, ведомые ею, направились к городу Касимову. Но взять город не удалось, и отряд повернул к расположенному на Мокше, притоке Оки, Темникову (ныне — райцентр Мордовской республики в составе РФ — прим. авт.), крепость которого одолели сходу. В Темникове войско Алёны соединилось с повстанцами Фёдора Сидорова. В результате её отряд вырос до 7000, а сама она получила прозвище Темниковская. Более двух месяцев матушка Алёна управляла городом и командовала своим разноязыким и разноплемённым войском, получая подкрепления, продовольствие и другую помощь с окрестных сёл. Затем все дружно двинулись на Арзамас и у города разбили отряд арзамасского воеводы Леонтия Шайсукова. Из Арзамаса Алёнино войско двинулось к Шацку. Однако вскоре пришлось вернуться в Темников, куда подходили войска воеводы князя Юрия Долгорукова, посланные царём Алексеем Михайловичем на подавление восстания. Ему рассказали, что мужиками, коих несметное количество, верховодит какая-то ведунья в монашеской рясе и доспехах.
Воевода Долгоруков послал против неё войско под командованием московского дворянина, потомка выехавшего в конце XIV века из Золотой Орды на Русь знатного татарина Бахты-Хозя, прозванного Иваном-Лихарём, Василия Никитича Лихарёва. 30 ноября 7179 (1670) года в 15-и километрах от Темникова повстанцы были атакованы и наголову разбиты. Добить оставшихся малочисленных защитников свободного города был послан отряд полковника Василия Волжинского. И тот не медля ни минуты пошёл на штурм. Царское войско, ворвавшись в город, не щадило никого, добивая повстанцев и попавшихся под горячую руку местных жителей в каждом дворе. За сей и другие подвиги Волжинский был пожалован впоследствии поместьями в Касимовском уезде.
Последним, кто оказал сопротивление в покорённом городе, была Алёна. От стен Храма, пока не кончились стрелы, она направляла их на своих врагов, смертельно разя обступавших её. Когда защищаться стало нечем, она бросилась к алтарю и распростёрлась перед ним в молитве. В таком состоянии её пленили и приволокли к воеводе. 4 декабря в город прибыл сам Долгоруков. Вышедшую его встречать процессию победителей венчали 15 пленников в колодках. Среди них была и Алёна. Долгоруков приказал пытать её и жечь огнём, чтобы выведать сокровенную тайну: по чьему указанию она взяла на себя бразды правления голытьбой. Но никакие изощрённые пытки не смогли заставить Алёну проронить хоть слово. И Долгоруков рассудил казнить всех пленников страшными казнями, а их предводительницу, разбойницу и еретичку, обвинённую к тому же в колдовстве, заживо сжечь, как поступали со всеми ведьмами. Как если не колдовством можно было объяснить, что в войске Долгорукова не нашлось ни одного лучника, кто смог бы натянуть до конца тетиву Алёниного лука.
***
На эшафоте на Базарной площади в центре Темникова срубили небольшой периметр наподобие часовни, покрыли соломой и подожгли. Туда в процессе зачтения обвинений бросали доказательства колдовской деятельности: «прелесные письма», написанные рукой Алёны, и снадобья из трав и кореньев, которыми она врачевала раненых. Растерзанная Алёна взошла на помост с разгорающимся срубом, повернулась к толпе, молча выслушала приговор, попросила у народа прощения и вдруг заявила: «Если бы вас было больше, победа была бы на нашей стороне». Потом отвернулась, перекрестилась и шагнула в горящий сруб. Толпа ахнула.
Кстати, ныне Алёна Арзамасская Темниковская – Эрзямассонь Олена является национальной героиней... мордовского народа. В русской исторической и художественной литературе о ней лишь пара повестей да краткие упоминания. Возможно, поэтому доподлинно неизвестно её настоящее имя, данное при крещении.
https://www.youtube.com/watch?v=yOK2agnQDmc
Доска пряничная
https://www.youtube.com/watch?v=yu46ZVi1Kfo
https://www.youtube.com/watch?v=KxLO2vllhrM
https://www.youtube.com/watch?v=7GWbN0Rgyj0
Джованни Батистта Пиранези