Труженикам тыла. Каким будет новый музей в Прохоровке
Директор музея-заповедника «Прохоровское поле» Наталья Овчарова ведёт первую, как она говорит, в истории нового музея экскурсию по строящимся залам. Корреспонденты «БелПрессы» – в числе первых экскурсантов. «Строители свой подвиг сделали»В залах вовсю идёт работа, во многих местах лежат инструменты и материалы. Но уже есть на что посмотреть.«Нам дали срок до 20 мая всё доделать, привести в идеальное состояние, – рассказывает Наталья Ивановна. – Мы вошли сюда после строителей 1 мая. Они свой подвиг сделали: в кратчайшие сроки построили этот музей. Контракт с ними был заключён 7 мая прошлого года, первые сваи забили в начале июня, и за 11 месяцев сделали этот музей».Музей называется «Битва за оружие Великой Победы». Бойцы за оружие – труженики тыла, рабочие заводов на Урале и в прочих глубинках России. И предприятий, эвакуированных из областей, затронутых войной.На входе посетителей встречают известные слова маршала Жукова:«Народная трудовая эпопея по эвакуации и восстановлению производственных мощностей в годы войны по размаху равна величайшим битвам Второй мировой войны».Можно прочитать этот своеобразный эпиграф к экспозиции, стоя на эскалаторе, который из фойе поднимает посетителей на второй этаж, к началу экскурсионного пути. Жили с оптимизмом«Этот музей – посвящение тому поколению советских людей, которое провело войну под лозунгом «Всё для фронта, всё для Победы» и выстояло, – продолжает Овчарова. – Посетители проходят через галерею портретов. Здесь и рабочие, и конструкторы, и учёные, и директора заводов».Экспозиция выстроена по хронологии. Первый зал называется «Предчувствие войны». Там воссоздана часть улицы мирной, довоенной Москвы.На полу брусчатка. Стоит телефонная будка. Можно погулять, посидеть в летнем кинотеатре, зайти в универмаг с бакалеей, одеждой, промтоварами. Даже полы в нём тоже ностальгически советские.«В кинотеатре будем показывать довоенные фильмы, вроде «Весёлых ребят», но для начала сделали просто нарезку из фильмов. В универмаге будут макеты товаров того времени. И ценники! Людям всегда интересно, почём, например, была до войны колбаса. Эти товары показывают уровень жизни в довоенной советской стране. Вот кошелёчки-монетницы – кстати, девушки заметят: такие сейчас снова вошли в моду. Весной 1941 года люди жили с надеждой на будущее, это была эпоха великих строек, открытий, успехов в экономике. Но события на границе уже несли в себе угрозу, и предчувствие войны стало осязаемым». До и послеЗал с мирной жизнью разрезает падающий сверху огромный гильотинный нож: началась война.«Нож войны перерезал жизнь людей на «до» и «после», – продолжает директор экскурсию. – Настал самый тяжёлый момент. План «Барбаросса» предусматривал для немцев за пять месяцев, не выключая моторов, пройти Советский Союз до восточных границ его военно-промышленного комплекса, чтобы ему было нечем воевать. Но с нашей стороны последовал непредвиденный для немцев ход. На третий день после начала войны был создан совет по эвакуации. В чёткости маршрутов передвижения людей, учреждений, военных и иных грузов чувствовалась воля, порядок».Предприятия эвакуировали в основном по железной дороге. В зале музея проложены рельсы, на них стоит платформа. Некие станки на ней укрыты мешковиной. Всё так, как было.Рядом вагон для людей. В грузовой его части – мешки, бочки и даже коза. В пассажирской половине – чемоданы на полках. Здесь можно посидеть и самому. А в купе для железнодорожников нельзя: оно будет закрыто за стеклом, в нём подлинные вещи той эпохи. Русское полеЖенщина с ребёнком, в городской одежде и небольшим чемоданчиком, в эвакуации попала в сельскую глубинку. Они стоят в растерянности. Перед ними грязь, хлябь (всё пластиковое, сделано на удивление реалистично). Это уже осень 1941 года.В поле стоит трактор, палатка со скарбом полевых тружеников. Городской женщине придётся провести здесь годы.В витрине за стеклом – предметы из сельского быта, орудия труда. Показана тема посылок на фронт: сельчане вязали варежки, носки, вкладывали в посылки ободряющие письма. И на панораме во всю стену – фотография русского поля. Над ним нависли грозовые тучи.«Когда мы придумывали этот музей, мы решали, какие надо раскрыть темы, что в тылу сыграло выдающуюся роль в достижении нашей победы, – вспоминает экскурсовод. – Сельское хозяйство на одном из первых мест. Известно, что колхозники зарабатывали не деньги, а так называемые трудодни. В войну курс трудодня упал, и в овеществлённом виде это могла быть картофелина и 800 г зерна. Столько колхозник зарабатывал за день. В селе был страшный голод». Артисты ваши, станки – наши«На Урале часто можно было наблюдать следующую картину: поезд приезжал в лес, станки сгружали на платформы, устанавливали на подготовленное место, и прямо в лесу станки начинали работать, – рассказывает Наталья Овчарова. – По хронологии мы с вами из осени перешли в зиму. И даже когда выпал снег (а у нас с вами под ногами снег, и сверху ещё, обещают, будет падать снег) и ударили морозы, никто не покинул рабочих мест. Заводы продолжали выдавать продукцию».Стоят макеты деревьев. Между ними прозрачные экраны – мультимедийные сетки с живыми картинами: люди работают за станками в ватниках, ушанках. Для съёмки этих сцен в музей приезжали артисты из Санкт-Петербурга. Снимались вместе со станками 1930-х годов, которые в свою очередь попали в музей с Тульского оружейного завода.«Станки работали, а вокруг них строились стены цеха, это тоже здесь можно увидеть. Так работал, например, в Самаре эвакуированный воронежский авиазавод. Люди грелись у горящего ведра с какой‑нибудь соляркой. А жили в бараках. Здесь мы такой тоже построили, можно зайти и посмотреть. Правда, это хорошенький такой барак получился. На самом деле люди жили в самых разных условиях: в палатках, землянках», – поясняет директор музея. Музейщики придумывают общую концепцию, отдельные сцены. Специалисты воплощают их в реальность современными техническими, художественными средствами.Архитектурно-художественную концепцию музея «Битва за оружие Великой Победы» реализовал архитектор, специалист по музейному дизайну с мировым именем Андрей Вовк. В числе его проектов – Еврейский музей и центр толерантности в Москве, Ельцин-центр в Екатеринбурге.«Сцена со станками в лесу ему очень понравилась, сразу начал рисовать картинки, как её воплотить, – рассказывает Овчарова. – В музейном дизайне очень много правил. Туда нельзя, сюда нельзя, к этому предмету нельзя прикоснуться, а к этому можно. Не сразу мы подружились с Андреем, но теперь мы большие друзья».В новом музее работали также питерские Комбинат музейно-выставочного искусства и компания «Современные интеллектуальные системы». В нём около 70 разных мультимедийных точек – иммерсивных, аудио, проекционных, динамических терминалов. Посетители смогут не просто ходить и смотреть. Здесь им есть чем заняться.А над бутафорией и сценографией работала фирма, которая делала декорации для Мариинского театра. Единственный в миреВо время работы над музеем в нём появились по‑настоящему уникальные вещи. Например, принадлежащие лётчику-испытателю Владимиру Коккинаки, шеф-пилоту авиаконструктора Илюшина. В 1939 году он прославился, совершив перелёт Москва – Нью-Йорк. По этому маршруту до сих пор летают все гражданские самолёты.«Именно в этом костюме он совершил свой знаменитый перелёт, – поясняет директор. – Не удивляйтесь размерам: он был высокий мужик такой, нормальный был мужик. Испытал все самолёты и остался жив».На конструкторском кульмане с мультимедийным экраном посетители могут сами сконструировать свой самолёт. Рядом – мебель из конструкторского бюро Поликарпова, теперь это корпорация «МиГ». А в отдельном помещении – секретное КБ Туполева, так называемая в те годы шарашка. Висят его плащ и шляпа, а также вещи конструктора Яков – самого Яковлева.Больше 30 заводов объехали прохоровцы в поисках экспонатов: Магнитогорский металлургический комбинат, Уралмаш и многие другие.«У нас единственный в мире специализированный музей, раскрывающий тему военного тыла, в других музеях есть лишь отдельные стенды или залы. Возникал вопрос: не уместнее было сделать этот музей на месте событий, хоть на том же Уралмаше? Я первая сказала об этом Николаю Рыжкову. А он в ответ: надо смотреть реально: Урал далеко, а мы в центре, они не потянут, а у нас здесь есть опыт, база, возможности. И на самих уральских заводах я думала, что будет какая‑то зависть. Но вы не поверите – все как один сказали: как хорошо, что такой музей наконец‑то будет сделан. Никакой зависти, перетягивания одеяла на себя. Заводчане с радостью делились экспонатами. Наконец, они и так всё знают про эвакуацию, в Екатеринбурге всё ею пронизано», – рассказала Наталья Овчарова. Лошадь, Лялька, канарейкаВ первые недели войны горнорудная промышленность СССР оказалась в оккупации. Нужны были новые месторождения.«Норильский никелевый комбинат начал строиться в 1935 году и в 1942-м начал давать продукцию для производства танков. Вы видите здесь не только коллекцию добываемых там 27 жизненно необходимых для военной промышленности минералов, но и карту ГУЛАГа – для достоверности. Комбинат строили заключённые», – поясняет экскурсовод.В макете шахты лошадь тянет вагонетку, перед ней скачет собачка. Они реальные – в том смысле, что про них есть свои истории. Есть мультимедийный стенд «История лошади».А собачка – это знаменитая Лялька. Шахтёры Кузбасса поставили ей памятник. 15 лет дворняжка спускалась с ними в забой, не пропустила ни одного рабочего дня, ни разу не опоздала на работу. Она ловила крыс, предупреждала шахтёров об опасности, знала все входы и выходы из шахт, выводила на поверхность горняков, у которых гасли фонари.«Обратите внимание на канарейку. В шахтах они были индикатором метана, при повышении его концентрации переставали петь и теряли сознание, что было знаком для шахтёров срочно выходить, – говорит экскурсовод. – А вот эти шахтные крепи сделаны из сосны, которая начинает петь, если на неё давит порода перед обрушением».Лежат вещи геолога и географа Владимира Обручева – писателя, автора приключенческой книги «Земля Санникова». Он написал её, кстати, совсем рядом – под Харьковом, когда застрял здесь в годы Гражданской войны.Есть рассказ и о белгородцах, эвакуированных на Урал. И целый зал со станками, на которых делали снаряды, бронетехнику. Включая кабинет директора, с подлинными вещами директора Уралмаша Бориса Музрукова, наркома танковой промышленности и директора разных заводов Исаака Зальцмана. После войны – мирТри «Газели» экспонатов привезли с химического завода в Дзержинске Нижегородской области. Во время войны на нём погибла целая дивизия – 19 тысяч рабочих. Не от бомбёжек – от последствий опаснейшего, вредного химпроизводства.Есть кабинет ФЗО – фабрично-заводского обучения. И детский садик при заводе.«Даже пятилетние дети помогали на заводах чем могли. Они вставляли в железные каски мягкие кожаные подшлемники. Здесь лежат такие шлемы, можно повторить работу малышей собственноручно», – предлагает Наталья Овчарова.В зале про военных медиков – макеты санитарных поездов. Рассказы о видных учёных. Таких, как уроженец Бирюча Евгений Павловский – паразитолог, генерал-лейтенант медицинской службы. Про лёгкую промышленность – вещи, актуальные на фронте: лыжи, сапоги, рюкзаки и прочее.Зал «Конвейер Победы» рассказывает о том, сколько чего выпускалось и поставлялось в СССР по ленд-лизу. Военный джип «Виллис» и мотоцикл с коляской «Харли-Дэвидсон» достал для музея Николай Рыжков. Как и настоящий поезд с паровозом перед музейным фасадом, который он пробил через министра путей сообщения. Экспозиция завершается неожиданно. Андрей Вовк предложил посвятить отдельный зал послевоенной промышленности. Война дала толчок к новым изобретениям, технологиям: урановые разработки, мирный атом, испытание в 1946 году своей атомной бомбы. Свисает с потолка её макет в натуральную величину: предупреждение недоброжелателям России, что лучше жить мирно.И в самом конце, в зале Славы висят списки с фамилиями известных тружеников. Звучит музыкальная композиция, идёт видеоряд – по ощущениям не хуже, чем на открытии Олимпиады в Сочи.531 млн рублей ушло на строительство музея и 703 млн рублей – на экспозицию.«Это всё целиком федеральные деньги, – говорит директор музея. – Но область, как всегда, делает нам свои подарки. К 12 июля у нас появится скульптурная композиция под названием «Народное единение». Когда музей откроется, простой осмотр для взрослых будет стоить 180 рублей, детям бесплатно, для иностранцев – 200 рублей. С экскурсией – 250, 130 и 370 рублей соответственно. 100 рублей придётся заплатить за фото- и видеосъёмку.Олег Гончаренко