Время собирать… кресты
Большой деревянный храм в селе Барки Саратовской области в советское время был уничтожен – казалось бы, память о нем стерта навсегда. Однако спустя десятилетия в Барках вновь начались богослужения, а община почти чудесным образом обрела кресты исторического храма.
После возрождения церковной жизни в начале 90-х годов по всей стране открывались новые приходы, где собирались люди, ищущие духовного утешения, исцеления израненной безбожием души. Были такие приходы и на территории современной Балашовской епархии. Наряду с ними действовали молитвенные комнаты, способные вместить верующих для общей молитвы. Одним из сел, где стали совершаться малые богослужения, стали Барки.
В 1869 году в селе тщанием крестьян была построена деревянная церковь с колокольней и престолом во имя Архангела Михаила. Высота храма составляла почти девять метров, а площадь – более четырехсот квадратных метров. Храм был рассчитан на 400 человек. Можно представить, как церковь поражала красотой молящихся. Алтарную перегородку украшал четырёхъярусный вызолоченный деревянный иконостас. До наших дней сохранились, как минимум, две иконы из церковного иконостаса и один храмовый образ. Хранятся они в селе и, надеемся, когда-нибудь вернутся в церковную общину.
Звон колоколов разносил по округе призыв к общей молитве. Самый большой из них весил две тонны, а общий вес колоколов составлял почти четыре тысячи килограммов. Даже в наш технологичный век сложно представить систему крепления таких колоколов на деревянной колокольне. Но любовь к Богу и своему приходу позволяла найти решения таких непростых задач еще 150 лет назад.
В начале XX века в храме служил священник Иоанн Золотарев. На 1912 год приход насчитывал 2458 человек (видимо, с учетом приписных сел).
В непростые послереволюционные годы приход возглавил священник Венедикт Зодиев 1891 года рождения, прибывший из Вольска. В 1931 году в храме прекратились богослужения из-за отсутствия священника. Для 30-х годов явление обыденное: священника переводят в другой приход или арестовывают, а заменить его попросту некем. Уже через год в помещениях храма хранились семена подсолнечника. Но верующие не стали мириться с таким положением дел, и уже с 22 октября 1932 года богослужения в храме возобновились; совершал их священник Василий Образцов.
Но храм все же закрыли. Остается неизвестной скорбная дата его разрушения, можно предположить, это случилось перед Великой Отечественной войной.
Также мало информации и о священнослужителях сельского Михаило-Архангельского храма. Возможно, служившие в Барках священники принадлежали к старинным священническим семьям. Вполне вероятно, что кто-то из духовенства Барков разделил тяжелые испытания, выпавшие в прошлом столетии на долю служителей и прихожан Русской Церкви.
Тридцать лет назад в селе вновь зазвучала церковная молитва. Первым священником, посещавшим сельчан, стал протоиерей Александр Болдаев (†2015). На протяжении этих десятилетий многие прихожане ушли в вечность, на их место пришли другие стремящиеся к Богу души. В свое время по благословению епископа Балашовского и Ртищевского Тарасия в приспособленном помещении, где располагается приход, было совершено положение антиминса. Чин положения совершил секретарь Балашовского епархиального управления священник Роман Волков. Приход получил небесного покровителя – святителя Спиридона, епископа Тримифунтского. Эта новая веха в истории села, как оказалось, была не последним значительным событием.
В 2019 году на Радоницу мы вместе с прихожанами посещали кладбище. Моё внимание привлек необычный для сельской могилы крест. Он необычной формы, была видна работа мастера. Время сделало своё дело: почти наполовину крест погрузился в землю. Таблички, поясняющей, чья это могила, не было. Да и сам холмик, по всей видимости, давно был забыт. Члены приходского совета помогли узнать, кто похоронен под загадочным крестом. Им оказался уроженец Барков Иван Кузнецов. А вскоре там же, в нескольких метрах от могилы, был найден еще один крест похожей формы, но меньшего размера. И тогда возникла мысль, что эти кресты были изготовлены для храма.
Храм в селе Барки был однокупольный, но, кроме того, купол располагался над колокольней и еще один – над алтарем. Так что, в общей сложности, было три купола, увенчанные тремя крестами. Старожилы вспомнили рассказы о том, как после свержения креста с главного купола, он упал на землю, сильно деформировавшись. Именно так и выглядел первый найденный крест: один его край был согнут. По всей видимости, после разорения храма кресты были унесены кем-то домой, а после смерти хранителей нашли пристанище на могилах верующих.
Инициативная группа связалась с родственниками похороненных под церковными крестами людей и получила согласие на вызволение храмовых святынь из земли. Но в таком виде кресты оставлять было нельзя. По просьбе прихожанина барковского храма, главы Барковского муниципального образования Александра Фефелина кресты были доставлены на производственный участок Лечебно-исправительного учреждения №3 в Балашове. Как сообщил начальник ЛИУ №3 подполковник внутренней службы Олег Мартовецкий, возможности производственной базы учреждения позволяют выполнять подобные работы. Так кресты обрели исторический вид. Один из них был оставлен на сельском кладбище и установлен на братской могиле. Второй доставили в храм, где он пребывает как духовная связь поколений верующих.
Иеромонах Серафим (Козин)
Публикация сайта Балашовской епархии