«Пусть и наши дети растут за кулисами». История цирковых артистов Елены и Михаила Несоновых
Ревдинка Елена Несонова никогда не грезила цирком, но жизнь распорядилась иначе. Она выросла в Екатеринбурге, где активно занималась творчеством. Ее будущий муж Михаил (он младше на восемь лет) между тем рос в Ревде на Кирзаводе и о цирке тоже совершенно не думал: играл в футбол, баскетбол, бегал, танцевал, а также увлекался паркуром. И Михаила путь привел в цирковую студию клуба «Цветники». А затем — свел с Еленой. Но давайте обо всем по порядку.
Лена
— Очень хотела стать певицей! А родители у меня не творческие, самые обычные, и я дома со своим рвением была этакой белой вороной. Но они ничего мне не запрещали, правда, считали увлечения лишь прихотями. Мама вообще хотела, чтобы я на бухгалтера выучилась, представляете?
Елена была в третьем классе, когда в школе получила роль Осени на празднике. Она вышла на сцену и отлично справилась, а главное, влюбилась в это особенное чувство: когда все смотрят на тебя, улыбаются и аплодируют. И вот тогда задумалась о будущем уже всерьез.
Миша
Михаил танцевал брейк, тектоник, эстрадные танцы, прыгал и крутился — занимался паркуром. В цирковую студию «Цветников» попал как раз благодаря ему. И узнал, что в Свердловском колледже искусства и культуры есть отделение цирка. Он поступил сразу, правда, думал, что если не возьмут — пойдет в спасатели. Но все получилось, а родители (мама — крановщик, а папа — наладчик оборудования) — поддержали всецело.
— Вспоминая их тяжелый труд, еще в детстве я решил, что завод — это не мое, — делится Михаил.
Вместе
Познакомились Михаил и Елена шесть лет назад. Она была турагентом, увлекалась фотосъемкой, а он уже гастролировал с цирком. И вот однажды был детский праздник. Михаил развлекал малышню, а Елена — фотографировала. Встретились, но встречаться решили не сразу.
Елена вспоминает:
— Мне уже было 27, а Мишке — 20. Он был такой рассудительный, серьезный. Такой качек-мужичек. Я думала, ему 25 лет. А я уже была совсем взрослой, даже разочаровавшейся в отношениях, хотела семью, а не романтику: с борщами, детскими пеленками и прочим. А тут он, такой мальчишка. Но, конечно, понравился сразу. И решила взять быка за рога. Объявила ему: или мы вместе навсегда, или расстаемся, просто короткий роман мне не нужен. А Миша сказал на это: «Я выбрал тебя». Через два месяца отношений мы пошли и сделали татуировки… парные… На всю жизнь… Да, взрослые рассудительные люди…
Поженились артисты 25 августа 2019 года. Торжество тоже было в цирковом стиле: среди участников были артисты на ходулях, лилипут, питон и много номеров от коллег.
— Все было оформлено в цирковой палитре, записаны специальные объявления в стиле концерта, раздавали сладкую вату и попкорн, — вспоминают артисты. — Свадьбу планировали полгода, причем прямо во время гастролей. За две недели до торжества приехали и все организовали под ключ.
Быт
Михаил все чаще уезжал на гастроли. Получалось, что в году влюбленные могли видеться только три месяца, и то с перерывами. Три недели вместе, три месяца гастролей. Через пару лет таких отношений надо было что-то менять. А поскольку Михаил не представлял себя в обычной жизни, то пришло единственное логичное решение — увлечь цирком и Елену.
Она не представляла, с чего начинать. Но Михаил был рядом, а главное, семья ее тоже поддержала.
Елена рассказывает:
— До цирка я работала в офисе и понимала, что мне нужна творческая профессия. Стала фотографом и поняла, что это тоже не совсем мое. Да, это творчество, но мне не нравилось быть по ту сторону объектива, за кулисами. Мне хотелось блистать. А когда в мою жизнь пришел цирк, все встало на свои места. В жизни появилась гармония.
Ей было 30, когда она впервые вышла на сцену. Это был номер в неоновом свете с участием собак. Ее трясло, било и колотило:
— Меня за все тридцать лет всего раз так трясло, перед операцией (была в жизни неприятность). Перед выходом на публику не знала, куда себя деть, нервничала, адреналин зашкаливал. Вышла — и все, дальше белый лист. Наверное, это был просто шок. Ничего не помню, вообще, такая вот защита нервной системы.
Амплуа
Собаки — это большая любовь Елены. Она даже хотела стать кинологом. Собака есть и у супругов, тоже цирковая, а поскольку с одним псом выступать неинтересно, они завели еще двоих. И поставили отличный номер, который нравится и детям, и взрослым.
— Больше всего я люблю свое светодиодное шоу. Я люблю танцевать и удивлять, у меня уникальный костюм, который светится в темноте не светодиодами, а люминесцентной краской. Мне нравится динамика и яркость, для меня это самовыражение в танце. Определенной роли нет, но дети говорят, что я павлин или фея из-за светящихся крыльев! — смеется Елена.
Секреты цирка
Несоновы выступают под своими именами, а у Михаила еще есть псевдоним — Зюзик.
— Основная задача клоуна — сделать так, чтобы люди на этот короткий промежуток времени забыли о насущных проблемах, восхищались, смеялись, — делится секретом работы Михаил. — Клоун должен уметь делать «Вау!» на пустом месте. Рассмешить зрителя не так сложно, мы не придумываем каждый раз что-то новое, мы оттачиваем свои репризы годами. При этом что-то новое приходит на самих выступлениях. В клоунаде очень много разных приемов, нельзя пользоваться только одним. Если ты упадешь, это будет смешно лишь один раз. А на манеже тебе нужно появиться около пяти раз, каждый выход до десяти минут.
— Мне не нравится фраза, которую можно услышать о цирковых: «выстрелить до фестиваля мирового уровня». Это не везение, это кропотливая работа, — говорит Елена. — Или ты к этому шел, совершенствовался, придумывал концепцию, отшивал крутой костюм, отрабатывал сложные трюки, или ты забил и с одним и тем же номером в одном и том же костюме выступаешь годами. Если первый вариант, то для тебя станет само собой разумеющимся, что ты дойдешь до уровня мастера и выступишь на фестивале. Другой вопрос, нужно ли тебе это? Фестиваль циркового искусства — это не Олимп. Кому-то хватает для счастья выступать в хорошем цирке с известным именем и получать восторженные аплодисменты.
Суеверия
А как без них! Так, Михаил говорит, что нельзя есть семечки, считается, что каждая съеденная семечка — потерянный зритель. Нельзя ходить по пустой сцене, не говори слово «последний», только «крайний». Нельзя стоять и сидеть спиной к манежу. Еще и из соображений безопасности, ведь на голову может что-то упасть.