Легенды об Александре Невском
Легенда 1. Невский начал править, когда был совсем юным
Вердикт: это отчасти правда
У княжичей и других знатных людей на Руси взрослая жизнь начиналась очень рано. Когда Александру было семь лет, он вместе со старшим братом Федором стал наместником отца, князя Ярослава Всеволодовича, в Новгороде. Правда, делами тогда занимались оставленные с детьми боярин Федор Данилович и тиун Яким. А по-настоящему править Александр начал в 26 лет, после смерти отца.
Легенда 2. Он был жестоким и беспощадным: отрубал носы и выкалывал глаза
Вердикт: это правда
В Средневековье права человека воспринимались не так, как сейчас: жизнь незнатных людей совсем не ценилась. Освободив в 1241 году захваченную крепость Копорье, князь взял рыцарей Ливонского ордена в плен и привел в Новгород. Подчинившихся им местных жителей Александр повесил, чтобы неповадно было. А во время похода на территории Дерптского епископства в 1242 году он отпустил своих воинов «в зажитья», то есть грабить земледельцев и рыболовов, проживавших на вражеской территории.
Так воевали и его противники, и другие князья той эпохи. Но когда в 1257 году его сын Василий, который тогда был новгородским князем, не пожелал давать татарам дань и бежал в Псков, Александр действительно жестоко расправился с его слугами: «Овому носа урезаша, а иному очи выняша». Это было очень суровым наказанием, но и ситуация была опасной: в Новгороде началась смута. Посадник Михалко Степанович был убит, а литовцы совершили удачный набег на город Торжок — крупный торговый пункт на пути в Новгород из южных районов Руси.
Легенда 3. Его начали называть Невским еще при жизни
Вердикт: это неправда
Невское сражение между шведскими и новгородскими войсками в 1240 году стало действительно большой победой князя, но впервые прозвище Невский появляется в тексте под названием «А се князи русьстии» начала XV века. А употреблять его стали еще позднее — после канонизации Александра в 1547 году.
Окончательно оно закрепилось при Петре I, который перенес мощи князя из Владимира в Санкт-Петербург. Это был символ давней победы над Швецией, с которой Петр вел войну. Император также велел перенести день празднования памяти Александра Невского с 23 ноября на 30 августа. Именно тогда был подписан победный Ништадтский мир, завершивший тяжелую Северную войну (1700–1721) между Шведским королевством и коалицией государств Северной Европы (в том числе Россией) за обладание прибалтийскими землями и господство на Балтийском море.
Легенда 4. Он был за мир с Ордой
Вердикт: это правда
Во время походов хана Батыя на Русь в 1237–1238 и 1239–1240 годах, а также в первое время после них молодой Александр ничего не решал — это делали старшие, князья Михаил Черниговский, Даниил Галицкий и отец Александра, Ярослав Всеволодович. Первый вскоре погиб в Орде, второй безуспешно пытался получить помощь с Запада, а третий в итоге признал власть хана. Брат Александра Андрей попробовал не подчиниться и был вынужден бежать в Швецию от карательной экспедиции — «Неврюевой рати». Александр на конфликт с Ордой не пошел. Вряд ли это его радовало, но политика — вещь жестокая. К тому же сил для противостояния Монгольской империи у него было недостаточно.
Легенда 5. И предал русские княжества
Вердикт: это неправда
Александр бывал жесток, но вряд ли его можно назвать предателем, добровольно перешедшим на службу завоевателям. Легенда о том, что хан Батый сделал князя «нареченным сыном» и даже наследником Золотой Орды, — вымысел советского писателя Алексея Югова, автора романа «Ратоборцы». А историк Лев Гумилев бездоказательно утверждал, что Александр даже побратался с сыном хана Сартаком.
Можно встретить мнение, что в 1252 году Александр поехал в Орду с жалобой или доносом на брата Андрея — следствием этого как раз был поход Неврюя. Об этом в XVIII веке писал историк Татищев:
«Жаловася Александр на брата своего великого князя Андрея, яко сольстив хана, взя великое княжение под ним, яко старейшим, и грады отческие ему поимал, и выходы и тамги хану платит не сполна».
Но доверять этому сочинению трудно: нам неизвестно, на основании чего оно было написано. К тому же в других источниках об этом ничего нет.
Как и другие князья, Александр подчинялся ханской воле, ездил в Орду, платил дань и получал ярлык на княжение. Опираясь на новгородскую знать, он заставил горожан подчиниться татарской переписи и необходимости платить хану. Но действовать по-другому он не мог, иначе пришлось бы бежать, а перепись (вместе с карательной экспедицией) провел бы более сговорчивый князь.
Легенда 6. Это он сказал: «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет»
Вердикт: это неправда
В немногих дошедших до нас летописных источниках, которые повествуют о сражениях Александра с немцами, никаких упоминаний подобной речи нет. Эта легенда, скорее всего, возникла после выхода знаменитого фильма Сергея Эйзенштейна «Александр Невский», главный герой которого вольно цитирует Евангелие от Матфея: «Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут».
Легенда 7. Невский не проиграл ни одного сражения
Вердикт: это правда
Князя с ранних лет воспитывали как будущего воина: еще ребенком он начал сопровождать отца в походах. В 1235 году четырнадцатилетний Александр участвовал в битве на реке Эмайыги (в современной Эстонии), где войска Ярослава Всеволодовича разгромили немцев.
Помимо известных побед в Невской битве и Ледовом побоище, князь успешно отражал набеги литовских вождей, а в 1256 году совершил большой поход в Финляндию: «Приде на землю емьскую, овых избиша, а другых изъимаша; и придоша новгородци с княземь Олександромь вси здорови».
Легенда 8. Он выиграл Ледовое побоище, потому что немцы были в очень тяжелых доспехах
Вердикт: это неправда
Снаряжение полноценного конного воина той эпохи (рыцаря Ливонского ордена или княжеского дружинника) было примерно одинаковым, в том числе и по весу. С обеих сторон сражались и тяжеловооруженные, и легковооруженные воины.
На самом деле победа была достигнута за счет грамотного тактического маневра и распределения сил. В итоге, согласно разным немецким источникам, погибли на поле боя или попали в плен несколько десятков немецких рыцарей — очень большие потери по тем временам.
Легенда 9. Ледового побоища вообще не было
Вердикт: это неправда
О сражении написано и в русских летописях, и в немецкой «Ливонской рифмованной хронике» XIII века. Конечно, безымянный немецкий автор восхвалял подвиги «божьих рыцарей» Ливонского ордена и преуменьшал их поражение, и все же он не отрицал того факта, что битва была и русские победили. Другое дело, что это не было эпохальным сражением, изменившим судьбы стран и народов, хоть в нем и участвовало больше тысячи и, возможно, даже несколько тысяч человек.
На русско-ливонской границе вооруженные столкновения и большие походы соседей друг на друга были обычным делом. Войска Ливонского ордена не раз осаждали Псков, а русские князья, в свою очередь, водили дружины вглубь немецких владений. Например, Святослав и Михаил Ярославичи вместе с переяславскими ратями под руководством Дмитрия Александровича, сына князя, разбили объединенное войско датчан и Ливонского ордена.
Легенда 10. Александр Невский переписывался с папой римским
Вердикт: это правда
Князь действительно вел переписку с папой Иннокентием IV. Например, в послании от января 1248 года тот высоко оценил мудрость Александра, его приверженность христианству и нежелание служить «татарским дикарям». Любопытно, что сам Александр в то время собирался ехать в Орду.
В другом послании Иннокентий IV радовался тому, что князь согласился перейти в католичество и построить в Пскове «соборный храм для латинян». Видимо, папа неправильно понял одно из посланий Александра, которое до нас, к сожалению, не дошло. Уже находясь у хана Батыя, князь передал папе твердый отказ: «…от вас учения не приемлем».
Легенда 11. Перед смертью он принял монашеский постриг
Вердикт: это правда
Князь принял постриг под именем Алексий, а в 1547 году его причислили к лику святых как монаха, благоверного князя и прародителя московских государей. Но начиная с XVIII века изображение Александра в монашеском одеянии было запрещено Синодом: Петр I велел почитать его именно как воина-правителя.
Путешествие во времени в метро
Это могло бы походить на сюжет телевизионной драмы с ретроспективной окраской, которая соперничает с «Спокойной ночи, возлюбленная» или «Прах к праху», но Пол Девлин (Paul Devlin) настаивает, что в его увлечении ужасными путешествиями во времени не было ничего вымышленного. Пол Девлин утверждает, что его необъяснимо затянуло в водоворот лондонского метро во время ежедневных поездок на работу, и это закончилось перемещением примерно на 40 лет назад. Он говорит, что вышел из метро в Виктории и сразу расстроился из-за того, что что-то пошло не так, сообщает Daily Star.
Пол, буддийский священник и настоящий экзорцист, заметил, что атмосфера изменилась, и был поражен тем, насколько было мало народу, несмотря на час пик. Как ни странно, обычно грязные эскалаторы тоже были в первозданном виде. Он вспомнил жуткий «временной сдвиг» на YouTube-шоу «Ангел и экзорцист». В беседе с экстрасенсом Самантой Джейн (Samantha Jayne) он сказал: «Я вышел в лондонской Виктории, как и каждую неделю, и повернул налево на эскалаторах. В тот день они были красивы, выложены керамической плиткой. Они были как новенькие эскалаторы».
Станция, одна из самых загруженных в сети, была почти пуста, если не считать одного пассажира на противоположном эскалаторе, который смотрел на него с выражением полного шока. Он описал его как одетого в джинсовую кепку и подходящую куртку, к большому удовольствию Саманты, которая в шутку упомянула, что они черпали вдохновение в стиле у бойз-бэнда Брос. Пол сказал: «Этот парень так посмотрел на меня, как будто хотел сказать: «Ты странно одет». «Я поднялся на верх эскалатора, там был стеклянный купол, и все было тихо. Вообще не было звука». Пол добавил: «Когда я вышел, я очень быстро понял, что я не в моем времени».
Чувствуя, что впадает в панику, он подумал: «Мне нужно вернуться туда, где я был. Мне нужно вернуться на платформу». Объясняя, как он вернулся в сегодняшний день, он сказал Саманте, что у него была идея, что если он сможет уйти, а затем вернуться на станцию, он сможет вернуться в свое родное измерение. Пол объяснил: «Моя теория заключалась в том, что если я пройду по железнодорожной ветке, переоденусь и вернусь на нее, это изменит график». Он сел на поезд до Пимлико, прежде чем повернуть обратно, отметив, что поезд «был пуст», но затем произошло нечто действительно странное. Пол заявил: «Когда мы возвращались в сторону Лондона (Виктория), люди просто случайным образом начали появляться в поезде, пока поезд не был заполнен. Я вышел и был так счастлив увидеть грязный эскалатор».
https://www.youtube.com/watch?v=wQF_DzYQuus
И если вы думали, что это было страшно, Саманта поделилась еще более страшным опытом временного промаха. Она рассказала, как вела экстрасенсорное расследование в недрах исторического форта в Портсмуте, когда мрачные коридоры подвала ожили от горящих факелов и отрубленных голов. Пара рассказывала о своих переживаниях, связанных с временными сдвигами, параллельными измерениями и дежавю в сериалах на YouTube — «Ангел и Экзорцист». Пол является последним, и имеет 26-летний опыт работы со всеми аспектами сверхъестественного, а также является буддийским экзорцистом. Саманта является ангельской частью этого дуэта и имеет 20-летний опыт работы в качестве «медиума трансфигурации» и «ангельского мастера-целителя».
-
Как в Африке появилась земля свободных американских рабов: Малоизвестные факты про Либерию
В отличие от европейских стран, американская колониальная экспансия не была инициирована по ресурсным или стратегическим соображениям. Колониализм США в Африке глубоко уходит корнями в историю рабства, которое было главным предметом разногласий между американскими политиками. Разрыв достиг критической точки с избранием Авраама Линкольна на пост президента в 1860 году, отделением Южных штатов и последовавшей Гражданской войной. О том, как появилась Либерия и как создание безопасного убежища для темнокожих американских граждан привело к неожиданным результатам – далее в статье.
Предыстория
4 июля 1776 года тринадцать британских колоний в Северной Америке провозгласили свою независимость от Великобритании. Последовала война, которая продлилась шесть лет и закончилась победой армий, выступающих за независимость. Во время конфликта около девяти тысяч темнокожих присоединились к американскому делу, сформировав «Чёрных патриотов». Последним была обещана свобода от рабства и полные гражданские права.
Однако новообразованная страна продолжала вводить дискриминационные законы в отношении темнокожего населения. Им запретили проходить военную службу, а некоторых из них даже заставили вернуться в цепи рабства в Южных Штатах. Более того, право голоса было предоставлено только в пяти из тринадцати штатов. История рабства в Соединённых Штатах будет продолжаться ещё несколько десятилетий.
В годы, последовавшие за окончанием войны за независимость США, Северные штаты постепенно отменили рабство. К 1810 году почти семьдесят пять процентов темнокожих американцев на Севере были свободны. Напротив, число рабов на Юге росло, достигнув почти четырёх миллионов к середине XIX века.
К 1830 году число свободных темнокожих американцев достигло трёхсот тысяч. Это увеличение беспокоило рабовладельцев. Они были обеспокоены тем, что эмансипированные темнокожие поддержат возможные восстания и беспорядки на Юге. Несмотря на перемены, положение вольноотпущенников оставалось тяжёлым. Они не смогли утвердиться в американском обществе, став жертвами различных форм сегрегации.
Страх перед восстаниями, поддерживаемыми свободными темнокожими, и необходимость предоставить ощутимые возможности привели к созданию Американского общества колонизации (ACS) в декабре 1816 года. Заявленной целью последнего было переселение темнокожего населения на их исконную землю: в Африку. И совсем неудивительно, что переселение темнокожих американцев в Либерию имело серьёзные дестабилизирующие последствия, которые всё ещё ощущаются сегодня в повседневной жизни всех либерийцев.
Американское колонизационное общество
На протяжении всей истории рабства вопрос об освобождённых рабах был серьёзной проблемой. Первоначально переселение свободных темнокожих людей на африканский континент было британской идеей. В 1786 году несколько темнокожих лоялистов, сражавшихся бок о бок с британской армией во время войны за независимость США, были отправлены жить в Сьерра-Леоне. В 1815 году темнокожий американский бизнесмен и аболиционист Пол Каффе продолжил британские усилия, лично организовав переселение тридцати восьми темнокожих американцев в Африканскую британскую колонию.
Год спустя видные аболиционисты Чарльз Фентон Мерсер и Генри Клей вместе с рабовладельцами Джоном Рудольфом из Роанока и Башродом Вашингтоном основали Американское общество колонизации. Для аболиционистов создание ACS стало возможностью предоставить темнокожим людям безопасное убежище от сегрегации. Для рабовладельцев это был способ убрать свободных африканцев со своих плантаций и блокировать потенциальную поддержку будущих восстаний рабов.
В 1820-1830-х годах ACS завоевала симпатии бывших президентов Томаса Джефферсона и Джеймса Мэдисона. Кроме того, действующий в то время президент США Джеймс Монро выразил свою поддержку Обществу. Шаг за шагом Американское общество колонизации завоевывало популярность как у аболиционистов, так и у рабовладельцев. Обе группы поддерживали идею репатриации и стремились купить землю на африканском континенте, чтобы переселить туда темнокожее американское население.
В 1821 году американские солдаты аннексировали мыс Мэсурадо и основали город Монровия. Джехуди Ашмун, колониальный агент ACS в Африке, сумел купить дополнительные земли, официально основав колонию Либерия в 1822 году.
Колониальная Либерия
Иммиграция темнокожих во вновь основанную колонию началась почти сразу. Под руководством лидеров, таких как Элайджа Джонсон и Лотт Кэри, ACS начали заселять различные города. Тем временем другие более мелкие организации, такие как Миссисипи и Кентукки в Африке, и Республика Мэриленд, также организовали миграцию темнокожих групп в различные города колонии.
Колонисты быстро столкнулись с местными трудностями. Бесчисленное множество людей заболели такими болезнями, как Жёлтая лихорадка, в первые дни после их прибытия. Кроме того, местное население, такое как басса, сильно сопротивлялось экспансии темнокожих американцев, жестоко нападая на поселения США. Бои были напряжёнными, и потери исчислялись тысячами с обеих сторон. К 1839 году, чтобы избежать искоренения, все американские организации, действующие в Либерии, должны были объединиться и сформировать Содружество Либерии под исключительным управлением ACS.
Идея миграции не была хорошо воспринята большинством темнокожих американцев. Они отказались покидать свои дома, предпочитая бороться за своё освобождение в Соединённых Штатах, а не уезжать в далёкую страну. После нескольких поколений рабства многие из них к тому времени утратили всякое чувство принадлежности к африканскому континенту. Кроме того, различные трудности, с которыми столкнулись колонисты, сделали перспективы иммиграции крайне непопулярными.
По мере того, как Соединённые Штаты постепенно сталкивались с более насущными проблемами, колония Либерия была предоставлена сама себе. В то время как США вели кровопролитную войну против Мексики (1846-1848), Содружество Либерии под руководством последнего колониального агента Американского общества колонизации Джозефа Дженкинса Робертса провозгласило свою независимость 26 июля 1847 года. Несколько лет спустя история рабства в Соединённых Штатах Америки закончится тринадцатой поправкой, принятой 31 января 1865 года.
Противодействие колониализму в США
Создание колонии в Африке изначально выдвигалось как лекарство от рабства и альтернативный способ для темнокожих американцев иметь свой собственный дом. Кроме того, находясь под сильным влиянием религиозных влияний, колониальное движение в Соединённых Штатах представило себя как иллюстрацию христианского милосердия и миссии по распространению христианства в Африке.
Тем не менее различные партии решительно выступали против колониализма. Как известно из истории рабства в Соединённых Штатах, темнокожие американцы хотели получить равные права в своих американских домах вместо того, чтобы иммигрировать в новую землю обетованную. Кроме того, различные активисты за права темнокожих, такие как Мартин Делани, который мечтал о независимой темнокожей нации в Северной Америке, считали Либерию насмешкой, скрывающей расистскую повестку дня.
Различные движения за освобождение заметили, что вместо того, чтобы искоренять рабство, деятельность Американского общества колонизации имела неожиданно противоположные последствия. Например, в 1830-х годах в различных штатах, таких как Огайо, вновь появились «Чёрные кодексы» и тысячи свободных темнокожих были изгнаны из Южных штатов.
Другие известные аболиционисты выступали против колонизации, в том числе журналист Уильям Ллойд Гаррисон, редактор политического журнала «Освободитель», известного своей позицией против рабства. Он рассматривал создание колонии для темнокожих американцев как способ отделить свободных американцев африканского происхождения от их порабощённых собратьев. По его мнению, такой метод не решает проблему рабства, а скорее усугубляет её, поскольку рабы рискуют потерять основную базу защитников своего права на свободу.
Джеррит Смит, филантроп и будущий член Палаты представителей, также раскритиковал Общество. Будучи одним из её ключевых членов, он внезапно покинул ACS в ноябре 1835 года, поскольку считал, что колонизация оказывает серьёзное негативное воздействие на темнокожее население Соединённых Штатов.
Независимое государство Либерия
После обретения независимости Либерия постепенно получила международное признание со стороны европейских стран, таких как Великобритания и Франция (в 1848 и 1852 годах). Однако Соединённые Штаты не устанавливали дипломатических отношений с новообразованной африканской страной до 1862 года.
Либерийское правительство проводило политику иммиграции темнокожих американцев. К 1870 году в новую страну иммигрировало более тридцати тысяч темнокожих. Но в конце XIX века приток иммигрантов неуклонно уменьшался, поскольку история рабства в Соединённых Штатах подошла к концу. Темнокожие американцы, обосновавшиеся в Либерии, будут называть себя американо-либерийцами и проводить грубую колониальную и имперскую политику в отношении местного населения.
В политической жизни доминировали две партии. Либерийская партия, позже названная Республиканской, собрала свой электорат из более бедных категорий граждан. Партия истинных вигов (TWP) представляла самые богатые классы и собирала огромные суммы средств. Из-за сегрегационистских законов, направленных против местного населения, только американо-либерийцы имели право голоса. Лишённые гражданских прав либерийцы неамериканского происхождения жили вдали от побережья, поэтому не получали выгод от международной торговли. В некоторых сообщениях даже утверждается, что американо-либерийцы занимались незаконной работорговлей против коренного населения.
В 1899 году, после роспуска Республиканской партии, партии Истинных вигов удалось установить гегемонию в Либерии. TWP управляла страной до 1980 года, поддерживая социальные касты и политику сегрегации. К 1940-м годам крупные социальные события постепенно поколебали американо-либерийское правление. В 1979 году народное восстание против повышения цен на рис привело к жестоким репрессиям, которые привели к расколу между режимом и армией. В апреле 1980 года государственный переворот, возглавляемый мастер-сержантом Сэмюэлем Доу, привёл к казни последнего президента TWP и американо-либерийского президента Уильяма Толберта вместе со всем его кабинетом министров.
В настоящее время Либерия является демократической страной. Тем не менее последствия американо-либерийского правления всё ещё ощущаются даже на сегодняшний день. После государственного переворота два десятилетия гражданской войны разорвали страну на части, серьёзно навредив её ресурсам и инфраструктуре.
-
Народ тубу никогда не устает и не стареет
Народ тубу, живущий в невыносимом пустынном климате при почти полном отсутствии пищи, показывает просто чудеса выносливости. Главный продукт в их рационе — финики, а мясо они не едят вовсе. Как эти люди при скудном рационе умудряются иметь отличное здоровье и привлекательную внешность, остается загадкой. Эксперимент по их изучению провалился, так как европейские ученые просто не смогли находиться в таких условиях.
«Тубу» в переводе с арабского означает «скальный человек». Это народ, обитающий в пустыне Сахара и ведущий полукочевой образ жизни. Племя тубу издавна живет в засушливых местах, практически лишенных растительности. Климат в Сахаре характеризуется сильной жарой с минимальными осадками. Воздух очень сух, дожди, если и идут, то несколько раз в год, а пейзаж состоит из песка и камней. На этой территории живет достаточно много представителей тубу — около 350 000 человек.
В редких оазисах, разбросанных по пустыне, жизнь не такая сложная: там есть возможность выращивать зерно и разводить скот. Но в других районах из растительности можно найти только финиковые пальмы, так как каменистая пустыня практически безжизненна. Плоды этого дерева в основном и употребляют в пищу люди тубу. Когда есть возможность, они заваривают чай из дикорастущих трав. Также они пьют верблюжье молоко. Этих животных используют и для передвижения.
Европейские ученые, которые обследовали людей тубу, были сильно удивлены, узнав, что они имеют очень хорошее здоровье. Среди них много долгожителей, а младенческая смертность, характерная для народов Африки, крайне низкая. Несмотря на засушливый климат, женщины тубу очень привлекательны, а у старых людей практически нет морщин. Это удивительно, так как сухость воздуха должна негативно воздействовать на кожу, но этого почему-то не происходит.
Также исследователи выяснили, что эти люди наделены какими-то фантастическими способностями. Мужчины тубу могут проходить по 70-90 км в день под палящим солнцем, не уставая. При этом они съедают всего несколько фиников и выпивают немного чая или воды. Этот феномен так заинтересовал ученых, что они решили провести исследования тубу в походных условиях. Европейцы снарядили экспедицию, подготовив все необходимое: еду, напитки, комфортную обувь и солнцезащитную одежду. Надо добавить, что в течение всего пути они ехали на внедорожниках с работающими кондиционерами.
https://www.youtube.com/watch?v=GdrZOOHtXaw
Мужчины тубу передвигались как обычно, выпив глоток чая и перекусив парой фиников. В конце дня исследователи испытывали сильную усталость, ощущали жажду и психологический дискомфорт. Тубу же нисколько не устали, хотя прошли около 70-80 км. Тесты показали, что режим работы сердца и другие показатели были в норме. Через пару дней экспедицию свернули, потому что европейские ученые не смогли выдержать трудности передвижения по пустыне. Надо сказать, что европейцы при этом себе ни в чем не отказывали. Секрет выносливости тубу так и остался нераскрытым. А племя пираха, которое живет на североамериканском континенте, еще необычнее. Эти люди практически не спят и не имеют понятия, что такое «время».
-
Не так прибивали
Удача сопутствовала британским ученым, которые вели раскопки, работая по проекту Albion Archaeology. Близ деревни Фенстентон (Fenstanton) в графстве Кембриджшир (Cambridgeshire) на востоке Англии они наткнулись на захоронения первого века нашей эры. И в одной из могил обнаружили скелет молодого мужчины, смерть которого наступила в результате распятия. То есть, его казнили, приколотив к кресту. Как Иисуса Христа. О чем свидетельствовал ржавый гвоздь, которым была пробита пятка мужчина. Археологи заметили его не сразу, а лишь после того, как отмыли останки от могильной земли.
Руководитель проекта Девид Ингхэм (David Ingham) и его коллега Коринн Духиг (Corinne Duhig) – археолог из Кэмбриджа (University of Cambridge) рассказали о находке в журнале British Archaeology. Тем самым они развеяли сомнения по поводу «технологии» распятия, основания для которых возникли еще в 1968 году. Тогда в Иерусалиме в одном из захоронений были обнаружены сразу две пятки, пробитые железным гвоздем, на котором сохранился кусочек древесины. Гвоздь был примерно 18-сантиметровым, кусочек дерева — 2-сантиметровым.
В 1985 году иерусалимскую находку детально описал ныне покойный греческий археолог Василиос Цаферис (Vassilios Tzaferis ) в журнале Biblical Archaeology Review в статье под названием Crucifixion—The Archaeological Evidence (Распятие — археологическое свидетельство). И ссылаясь на первое материальное подтверждение – те самые пятки с гвоздем, доказал, что столь жестокая и мучительная казнь действительно существовала.
В 2006 году на севере Италии в 60 километрах от Венеции во время раскопок, проходивших на месте захоронений 2000-летней давности, ученые из Флорентийского и Феррарского университетов нашли еще один скелет с пробитой пяткой. Гвоздя, правда, в ней не было. Но археологи, исследовав отверстия — входное диаметром 9 миллиметров и выходное диаметром 6,5 миллиметров, все же рискнули предположить, что и «итальянец», то есть римлянин был распят. Ему почему-то «зафиксировали» лишь одну пятку. Характер повреждения кости свидетельствовал о том, что она была приколочена к некой твердой поверхности.
Вскоре весть об аналогичной находке пришла и из Египта. И вот появилась «четвертая пятка» - из Англии, которая при жизни владельца пятки находилась под властью Римской империи. Все вместе находки позволяют сделать вывод: ноги приговоренных к казни через распятие фиксировали на вертикальной балке креста одним гвоздем, проходившим либо сквозь две пяточные кости, либо сквозь одну.
В Иерусалиме и в Англии гвоздь имел прямоугольное сечение, близ Венеции и в Египте — овальное. Археологи уверяют, что именно такой «крепеж и был распространен в тех местах около 2 тысяч лет назад.
Не так рисовали
Надо полагать, что иудеи, науськанные римлянами, распяли Иисуса по принятой в то время «технологии». То есть, пробив ему гвоздем пятки. А что веками рисуют художники, изображая казнь на Голгофе? Практически у всех ноги сына божьего пробиты в районе плюсневых или предплюсневых костей. Неправильно это. Антинаучно.
Эмануэла Гуалди (Emanuela Gualdi) из Феррарского университета, исследовавшая скелет распятого, который был найден под Венецией, в свое время убеждала: казненного приколачивали к вертикальной балке креста несколькими способами. Первый — обе ступни повернуты в одну сторону, второй — ступни развернуты в разные стороны, третий – закреплена лишь одна ступня. Гвоздь был один: пятки либо совмещали и пробивали разом, либо пробивали одну пятку. Что позволяло использовать более короткий гвоздь. Он позволял жертве опираться на него и тем самым продлевать ее мучения. Да и само крепление было надежнее, чем гвоздем, пропущенным сквозь плюсневые или предплюсневые кости. Похоже, что Эмануэла была права.
Итальянские археологи, кстати, обращали внимание на то, что «их» распятый имел характерные повреждения и на руках. Они свидетельствуют, что его руки были прибиты гвоздями, пронзавшими запястья. А что на картинах? Живописцы — опять же массово — изображают распятого Иисуса Христа с пробитыми ладонями. То есть, и тут ошибаются.
То, что человек, приколоченный к кресту за ладони, долго на кресте не продержится, доказал еще в 1931 годы французский хирург Пьер Барбе. Он экспериментировал с благословения Ватикана и выяснил: под тяжестью тела ладони очень скоро порвутся. А вот запястья в этом смысле гораздо крепче.
Кто эти люди?
Английские археологи сообщают, что «их распятый» был казнен в возрасте 25-35 лет. Скорее всего он был рабом, которого приговорили к мучительной смерти за очень серьезное преступление – например, за убийство хозяина.
Распятый из Иерусалима, как определи Цаферис, был знатным евреем. И видимо, оппозиционером, которого казнили за какое-то политическое преступление. То есть, за измену Риму.
Скелет распятого, найденный под Венецией, принадлежал мужчине возрастом чуть больше 30 лет. За что его столь жестоко убили, ученые не определили. Ничего в этом смысле неизвестно и о жертве «египетской казни».
Главное свидетельство
В могиле первосвященника Каиафы обнаружены гвозди, которыми был прибит к кресту Иисус Христос
Иторик и кинодокументалист Симха Якубовичи (Simcha Jacobovici) утверждает: гвоздями, которыми был прибит к кресту Иисус Христос сохранились. Симха их демонстрирует - две штуки. В своем фильме «Гвозди Христовы» он рассказывает об обстоятельствах находки и о том, почему, на его взгляд, гвозди можно считать теми самыми.
Два гвоздя с округлыми шляпками, длиной около 8 сантиметров, загнутые на концах были найдены еще в 1990 году в могиле, на которую совершенно случайно наткнулись строители, прокладывавшие дорогу в парке Иерусалима к югу от старого города.
В мозге умерших людей нашли гены-зомби
Команда ученых из Университета Иллинойса в Чикаго (UIC) выявила «гены-зомби», возникающие в мозге людей через несколько часов после их смерти. Затем они начинают расти и увеличиваются до гигантских размеров, пишет Daily Mail. Отмечается, что их называют глиальными клетками. С помощью «длинноруких» придатков они растут долгое время после смерти человека. Пик изменений, причиной которых становились такие клетки, ученые отметили на 12-м часу после смерти. При этом исследовали нашли два других типа клеток головного мозга, которые становятся неактивными после гибели человека.
Они занимают порядка 80 процентов всех клеток мозга. «Исследователи должны учитывать эти генетические и клеточные изменения и максимально сократить посмертный интервал, чтобы уменьшить масштаб этих изменений», — пояснил доктор Джеффри Леб, профессор университета Джона Гарвина и глава отдела неврологии и реабилитации в медицинском колледже UIC. В 2020 году ученые Политехнического университета Вирджинии обнаружили необычные гены в группе гигантских вирусов, которые по размеру сравнимы с бактериями. Эти гены позволяют вирусам перестроить метаболизм клетки-хозяина, превращая ее в подобие «зомби».