Как выглядели петербургские дачи до революции и как они изменились сейчас? Показываем архивные снимки с новой выставки в «Росфото»
В центре «Росфото» на Большой Морской 29 ноября открывают выставку, посвященную петербургским дачам в конце XIX и начале XX века. Посетители могут увидеть снимки из архивов ГМЗ «Петергоф», ВООПИиК и других учреждений, в том числе — фото из усадьбы Ильи Репина в поселке Куоккала и семейные снимки Набоковых-Рукавишниковых из усадьбы Рождествено.
По просьбе «Бумаги» пресс-служба «Росфото» предоставила некоторые снимки, которые можно увидеть на выставке. Показываем, как выглядели петербургские дачи до революции и как выглядят те из них, которые сохранились до наших дней.
Дачный бум в окрестностях Петербурга начался во второй половине XIX века, когда в пригородах под застройку и аренду ввели достаточно обширные территории. Чаще всего там строили загородные дома по типовым или индивидуальным проектам. Большую часть возводили из дерева: обычно горожане снимали дачи на летний период, хотя более состоятельные петербуржцы строили и собственные дома.
Еще одним важным фактором популярности дач стало развитие железнодорожной сети: например, в 1870 году запустили линию между Петербургом и финским городом Рийхимяки через Выборг, Коуволу и Лахти. А после этого в регионе построили также частную Приморскую Петербург-Сестрорецкую железную дорогу.
Многие вокзалы в ближайших пригородах на севере построил финский архитектор Бруно Гранхольм. Часть этих модернистских зданий сохранилась до наших дней — это, например, вокзалы на станциях «Левашово», «Парголово» и «Шувалово». Вокзал Гранхольма в Озерках не сохранился: здание уничтожил пожар, сейчас от него остался только кирпичный первый этаж.
![](https://paperpaper.io/wp-content/uploads/2023/11/3-.png)
![](https://paperpaper.io/wp-content/uploads/2023/11/pargolovo.jpg)
![](https://paperpaper.io/wp-content/uploads/2023/11/4-.png)
![](https://paperpaper.io/wp-content/uploads/2023/11/shuvalovo.jpg)
![](https://paperpaper.io/wp-content/uploads/2023/11/6-.png)
![](https://paperpaper.io/wp-content/uploads/2023/11/leavshovo.jpg)
Одна из самых известных загородных усадеб к югу от Петербурга — дом дворянской семьи Рукавишниковых-Набоковых в селе Рождествено. Летом там жил Владимир Набоков, позднее описавший Рождествено в нескольких романах. Например, в автобиографии «Другие берега» он рассказывает о поместье: «Это был очаровательный, необыкновенный дом <…> Я без труда восстанавливаю и общее ощущение и подробности его в памяти: шашечницу мраморного пола в прохладной и звучной зале, небесный сверху свет, белые галерейки, саркофаг в одном углу гостиной, орган в другом, яркий запах тепличных цветов повсюду».
В наше время в усадьбе работает музей — главный дом сейчас закрыт на реставрацию, но для гостей проводят обзорные и тематические экскурсии по усадебному парку.
![](https://paperpaper.io/wp-content/uploads/2023/11/rozhdestveno-1.jpg)
![](https://paperpaper.io/wp-content/uploads/2023/11/rozhdestveno2-1.jpg)
![](https://paperpaper.io/wp-content/uploads/2023/11/05.jpg)
Музей работает и в «Пенатах» — усадьбе художника Ильи Репина в 500 метрах от побережья Финского залива. Художник провел там последние 30 лет жизни и написал мемуары «Далекое близкое».
Дом Репина получил большую известность в артистических кругах еще и благодаря репинским «средам» — эти приемы вторая жена художника Наталья Нордман устраивала еженедельно, причем гостям подавали только вегетарианскую еду в режиме самообслуживания.
Историческое здание усадьбы сгорело во время Великой Отечественной войны, однако позднее его восстановили, а интерьер дополнили подлинными вещами художника и частью обстановки дома. В 1962 году усадьбу вновь открыли — уже в качестве музея.
![](https://paperpaper.io/wp-content/uploads/2023/11/penaty1-1.jpg)
![](https://paperpaper.io/wp-content/uploads/2023/11/penaty2-1.jpg)
![](https://paperpaper.io/wp-content/uploads/2023/11/01-.-.jpg)
![](https://paperpaper.io/wp-content/uploads/2023/11/02.jpg)
Несколько дач в Петергофе построил архитектор Леонтий Бенуа — автор Придворной певческой капеллы, доходного дома Первого Российского страхового общества и других известных петербургских зданий.
Бенуа построил деревянные дачные дома в 1890-1892 годы для себя и своих родственников: дача самого архитектора сгорела в 1919 году, но сохранилась дача его брата, морского офицера Михаила Бенуа.
Сейчас постройка принадлежит СПбГУ, большую часть помещений не используют, сообщает портал Citywalls.
![](https://paperpaper.io/wp-content/uploads/2023/11/benua1.jpg)
![](https://paperpaper.io/wp-content/uploads/2023/11/66031-1.jpg)
![](https://paperpaper.io/wp-content/uploads/2023/11/03-dacha-benua.jpg)
![](https://paperpaper.io/wp-content/uploads/2023/11/04-dacha-benua-bashnja.jpg)
Многие другие дореволюционные загородные дома, фото которых представлены на выставке в «Росфото», были утрачены или заброшены в разные годы.
![](https://paperpaper.io/wp-content/uploads/2023/11/u1.jpg)
Что еще почитать:
- Музей Бродского открыл новое пространство — в квартире, где жили Мережковский и Гиппиус. Вот как выглядит «Квартира № 34».
- «Подписные издания» перезапустили «Академкнигу» на Литейном. Вот что у них получилось.