«Нельзя воссоздать то, чего не было»: колокольня Смольного собора рискует остаться лишь 3D-моделью
Судьбу 170-метровой колокольни обсудили на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ). Научный сотрудник Государственного Эрмитажа Алексей Лепорк рассказал НЕВСКИМ НОВОСТЯМ, почему проект нежизнеспособен.
На Петербургском международном экономическом форуме представили 3D-модель колокольни Смольного собора. Так, 170-метровую башню планируют возвести по чертежам архитектора Бартоломео Растрелли, сообщает «Петербургский дневник». Однако научный сотрудник Государственного Эрмитажа, искусствовед, историк архитектуры Алексей Лепорк рассказал НЕВСКИМ НОВОСТЯМ, что проект рискует остаться лишь макетом.
Судьбу колокольни обсуждают в Северной столице уже несколько лет. Идею «воссоздания» активно продвигает комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП). Чиновники относят проект к доминантам Петербурга, восстановление которых важно для формирования архитектурного облика города. Но, по мнению искусствоведа Алексея Лепорка, эти планы не больше, чем иллюзия.
«3D-модель состоит из проектов, в самом слове "воссоздать" — обман. Колокольню нельзя возвращать, нельзя воссоздать то, чего не было — ее не построили. Самая главная проблема, что у нас нет окончательного проекта колокольни Растрелли. Модель, которая существует — деревянная. Собор отличается от реальности, потому что Растрелли его менял. Второй самый важный аспект — ее не построили. Нельзя построить XVIII век. Это блажная идея. Это не Петергоф, который сгорел в войну, а его нет», — подчеркнул историк архитектуры.
Еще один важный момент, уверен Алексей Лепорк, — невозможность построить колокольню у Смольного собора.
«У нас есть Смольный Собор — шедевр русской архитектуры, лучший собор XVIII века. Если ставится колокольня — она закрывает собор. У них возникла еще более блажная идея, они решили ее ставить не там, где она планировалась, а решили вынести вперед, на площадь, тогда вы сбоку собор увидите. Возникает вопрос, зачем смотреть на XVIII век сбоку? Если доходить до абсурда, как нам ее красить? Как планировал Растрелли или как… У нас получается Диснейленд. Тут у нас — XVIII век, а тут — наше представление о XVIII веке», — посетовал на несовершенство идеи Алексей Лепорк.
В качестве примера сотрудник Эрмитажа привел проект флорентийского фасада Микеланджело, который остался на бумаге и не был воплощен. При этом никому из современных итальянских архитекторов не приходит в голову построить объект по чертежам пятисотлетней давности.
Ранее НЕВСКИЕ НОВОСТИ рассказывали, что продемонстрировать образ несуществующей колокольни петербуржцам попытались еще в декабре 2021 года с помощью тысячи дронов. Зрелище впечатлило горожан, но яркое шоу устроить намного легче, чем воплотить выдуманный проект в жизнь.