"Каприз императрицы", или "Веселая царица была Елисавет"
Знаете, тут я вполне согласна с поэтом. Елизавета Петровна была дама вздорная, капризная и обожающая развлечения. Ну, там, на охоту поехать (она отлично стреляла), маскарад учинить (у царицы были стройные ножки и она любила их показывать, наряжаясь в мужское платье), новое платье выгулять (после ее смерти остались сундуки с нарядами, чулками и пр.). В общем, ее понять можно. Если бы мы были на ее месте, то еще неизвестно что и как сложилось бы. Кроме того, детство и юность у императрицы были вовсе не безоблачными. Дочь Петра Великого, но незаконная, родители вступили в брак после ее рождения. 10 лет лет провела практически как бедная родственница во время царствования Анны Иоанновны, ни замуж не пойдешь, ни на трон, да и за границу не отпустят. Брак по любви был тайным... В общем, судьба - не так, чтобы сахар и, вероятно поэтому, взойдя на трон, Елизавета начала блажить, как могла. А могла она ого-го как. Возможности были. Другое дело, что ее капризы нередко оборачивались благом для страны. И Московский университет при ней был основан (Шувалов попросил уважить его: мол, у матери именины...), и столицу Пруссии мы взяли ("Едут, едут по Берлину наши казаки!" написали двумя веками позже, но и в 1760-м году эти строки звучали бы актуально), Императорский фарфоровый завод был основан (не все же в Севре и Дрездене закупаться). Кстати, он до сих пор вполне себе работает и такую красоту делает! Правда, стоит она ого-го как, но у хорошей вещи и цена хорошая, тут уж ничего не поделаешь.
На прошлой неделе в Театре Оперетты состоялась премьера мюзикла "Каприз императрицы", посвященный как раз основанию фарфорового завода. Да, вот такой наш отечественный спектакль, рассказывающий об очень актуальном событии: импортозамещении. Оно и тогда было очень важным для России. И то, что постановка своя, русская, родная, очень приятно.
Музыку написал Максим Дунаевский. И это вторая причина, по которой я советую на этот мюзикл сходить. Максим Исаакович очень талантливый композитор, в детстве я обожала песни из "Трех мушкетеров", "Летучего корабля" и других фильмов. Несколько лет назад побывала на его "Алых парусах" и с тех пор нежно люблю этот спектакль. Музыка тут реально хороша, особенно, на мой взгляд, "Знай наших" и "Белое море", ария Ломоносова, которую так проникновенно спел Максим Катырев. Кстати, русские напевы тут тоже есть.
Ну, и наконец, Театр Оперетты - это Театр Оперетты. Фирма, как говорили в моей юности. Это не значит, что все спектакли, которые я там видела, мне безумно нравятся. Это значит, что они поставлены на высоком уровне. У "Каприза императрицы" интересный сюжет. Дмитрий Виноградов (кстати, реально существовавший) по приказу Елизаветы Петровны с помощью Ломоносова должен за месяц наладить производство русского фарфора. Дело осложняется тем, что он влюблен в Аленку, крепостную князя Собакина. Дмитрий надеется, что императрица в благодарность за первый русский сервиз поможет ему добыть свободу для любимой.
Спектакль отлично поставлен, режиссер Татьяна Константинова явно сама увлеклась этой темой и, если будет время, посмотрите интервью с ней. Узнаете много интересного. А когда за дело берется человек увлеченный, это дорогого стоит. "Каприз императрицы" начинается с того самого маскарада с переодеванием, столь любимого Елизаветой. То есть, с самого начала мы погружаемся в эпоху. И потом режиссер проведет нас по дворцам и загородным имениям, познакомит со знатью и с холопами. Лирическая линия (Дмитрий-Аленка) будет сопровождаться линией государственной (Елизавета-Ломоносов) и комической (Собакины-Скарлаттини-послы). Тут будет где посочувствовать героям и где посмеяться.
Авторам либретто удалось не только сочинить хорошо звучащие и понятные (а это немаловажно) арии, но и обыграть тексты самого Ломоносова.
О ваши дни благословенны!
Дерзайте ныне ободренны
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать!
Россия ждать побед устала.
Скучать нам долго не пристало.
Мы лени спуску не даем.
Прогнать тоску пора настала.
Запел – и сердцу легче стало.
Знай наших! – вот что мы споем!
Исполнители работают в едином ключе, слаженно и с удовольствием. Великолепна Анна Новикова, это истинная Елизавета, царственная, кокетливая, вздорная. Вот прям попали в десятку. Очень хорош Максим Катырев (Ломоносов). Я уж было решила, что у него романтическое амплуа. И вдруг такой героический образ с некоторой примесью комизма. У человека явно недюжинные актерские способности вкупе с отличным голосом (где бы мне запись "Белого моря" раздобыть, а? В ВК Максима Катырева уже попросила, может, выложит?). Его Ломоносов - это и поморский мужик, и ученый, и верный друг, и радетель за Россию. И этот герой запоминается, при том, что основной упор сделан, в общем-то, не на него, ибо самая яркая фигура тут - Елизавета, самая трогательная пара - Дмитрий и Аленка. Но Ломоносов на их фоне не теряется.
Екатерина Кузнецова и Иван Викулов исполнили роли влюбленных. Но если Аленка получилась очень живая, непосредственная, артистичная, то Дмитрий Виноградов выглядит несколько скованно, на мой взгляд. Как к певцу к Викулову претензий нет, а вот с точки зрения актерской игры получилось немного слабовато. Потрясающе хорош шут (Николай Рубцов). И потому что это изначально роль выигрышная, и потому что именно у него текст шикарный, и потому что артист балета Рубцов двигается, как бог и, неожиданно, поет хорошо.
Хочу еще отметить исполнителей ролей комических персонажей. Это Марина Торхова, сыгравшая стервозную Джину Скарлаттини (фамилию оценили?), Владислав Кирюхин (старый князь Собакин) и Никита Грабовский (его сын Савва). Без этой троицы, как и без расфуфыренных и заносчивых иноземных послов (К. Ужва, В. Богаченко, Д. Левин) спектакль был бы куда менее ярок и забавен.
Устали? Я почти закончила. Но сначала хочу сказать пару слов о костюмах и декорациях. Потому что это тоже очень важные составляющие части спектакля. Знаете как кордебалет на репетициях выглядит? Вот так. Я, кстати, поэтому не люблю концертного исполнения мюзиклов.
И для того, чтобы артисты стали героями, нужно проделать огромную работу. Эскиз камзола превращается в сценический костюм талантом художника по костюмам, трудами швей, вышивальщиц и костюмеров.
В "Капризе императрицы" костюмы не исторические, но это блестящая стилизация, которая с одной стороны намекает на столетие (фижмы, кафтаны, кюлоты, высокий парик с кораблем у императрицы), а с другой помогает нам понять характер персонажа (фартук у Дмитрия, сарафан у Аленки, короткое платье у Джины, мипарти шута, у которого с одной стороны - бархат, с другой - лохмотья, и пр.).
И очень важно сразу показать зрителю, что его ждет. Создателям спектакля это удалось: маскарад проходит на фоне практически настоящих фонтанов (в Петергофе, да?) и фейерверков. И эти два явления сразу говорят нам, что на дворе бедовый XVIII век.
Минусы...
Ну, мне резануло ухо заявление Елизаветы в духе "казни оставим на завтра, сегодня будем веселиться". Дело в том, что императрица в ночь восшествия на престол поклялась, что если все пройдет благополучно, она в свое царствование не казнит не одного человека. И слово сдержала. Также я подпрыгнула на кресле, когда Собакина назвали светлостью. "Ваша светлость" - это светлейший князь, крайне редкий титул в России XVIII века. Но тут молодой Собакин собрался в Париж на паровозе ехать и я наконец вспомнила жанр спектакля. И решила не ругаться на анахронизмы. Нет, если очень захотеть, то поставить более-менее исторически верный мюзикл или оперетту можно. "Крепостная актриса" тому свидетель. Но обычно реалиями в данном жанре никто не заморачивается. Так что тут авторы явно не стремились к историчности, у них задачи такой не было. Снимаю претензии.
О, вспомнила. В буфете театра нет капучино. Пришлось пить шампанское.
Музыка: Максим Дунаевский
Либретто и стихи: Дмитрий Иванов и Владимир Трифонов
Режиссер-постановщик: заслуженная артистка России Татьяна Константинова
Балетмейстер: заслуженная артистка России Ирина Корнеева
Художник: Сергей Новиков
Музыкальный руководитель: Константин Хватынец
Художники по свету: Александр Сиваев
Хормейстер: Глеб Кардасевич
Дирижер: Андрей Масалёв
Фотографии с сайтов:
https://mosoperetta.ru/ и https://vk.com/moskovskiyteatroperetty
Сайты театра:
https://mosoperetta.ru/
https://vk.com/moskovskiyteatroperetty
https://www.youtube.com/channel/UC4VF0fQT4cH4tWLVpq4-IAw
За приглашение спасибо moskva_lublu.
#moskva_lublu #moskvalublu #МаксимКатырев #капризимператрицы #оперетта #мюзикл #театроперетты #московскаяоперетта #премьера
На прошлой неделе в Театре Оперетты состоялась премьера мюзикла "Каприз императрицы", посвященный как раз основанию фарфорового завода. Да, вот такой наш отечественный спектакль, рассказывающий об очень актуальном событии: импортозамещении. Оно и тогда было очень важным для России. И то, что постановка своя, русская, родная, очень приятно.
Музыку написал Максим Дунаевский. И это вторая причина, по которой я советую на этот мюзикл сходить. Максим Исаакович очень талантливый композитор, в детстве я обожала песни из "Трех мушкетеров", "Летучего корабля" и других фильмов. Несколько лет назад побывала на его "Алых парусах" и с тех пор нежно люблю этот спектакль. Музыка тут реально хороша, особенно, на мой взгляд, "Знай наших" и "Белое море", ария Ломоносова, которую так проникновенно спел Максим Катырев. Кстати, русские напевы тут тоже есть.
Ну, и наконец, Театр Оперетты - это Театр Оперетты. Фирма, как говорили в моей юности. Это не значит, что все спектакли, которые я там видела, мне безумно нравятся. Это значит, что они поставлены на высоком уровне. У "Каприза императрицы" интересный сюжет. Дмитрий Виноградов (кстати, реально существовавший) по приказу Елизаветы Петровны с помощью Ломоносова должен за месяц наладить производство русского фарфора. Дело осложняется тем, что он влюблен в Аленку, крепостную князя Собакина. Дмитрий надеется, что императрица в благодарность за первый русский сервиз поможет ему добыть свободу для любимой.
Спектакль отлично поставлен, режиссер Татьяна Константинова явно сама увлеклась этой темой и, если будет время, посмотрите интервью с ней. Узнаете много интересного. А когда за дело берется человек увлеченный, это дорогого стоит. "Каприз императрицы" начинается с того самого маскарада с переодеванием, столь любимого Елизаветой. То есть, с самого начала мы погружаемся в эпоху. И потом режиссер проведет нас по дворцам и загородным имениям, познакомит со знатью и с холопами. Лирическая линия (Дмитрий-Аленка) будет сопровождаться линией государственной (Елизавета-Ломоносов) и комической (Собакины-Скарлаттини-послы). Тут будет где посочувствовать героям и где посмеяться.
Авторам либретто удалось не только сочинить хорошо звучащие и понятные (а это немаловажно) арии, но и обыграть тексты самого Ломоносова.
О ваши дни благословенны!
Дерзайте ныне ободренны
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать!
Россия ждать побед устала.
Скучать нам долго не пристало.
Мы лени спуску не даем.
Прогнать тоску пора настала.
Запел – и сердцу легче стало.
Знай наших! – вот что мы споем!
Исполнители работают в едином ключе, слаженно и с удовольствием. Великолепна Анна Новикова, это истинная Елизавета, царственная, кокетливая, вздорная. Вот прям попали в десятку. Очень хорош Максим Катырев (Ломоносов). Я уж было решила, что у него романтическое амплуа. И вдруг такой героический образ с некоторой примесью комизма. У человека явно недюжинные актерские способности вкупе с отличным голосом (где бы мне запись "Белого моря" раздобыть, а? В ВК Максима Катырева уже попросила, может, выложит?). Его Ломоносов - это и поморский мужик, и ученый, и верный друг, и радетель за Россию. И этот герой запоминается, при том, что основной упор сделан, в общем-то, не на него, ибо самая яркая фигура тут - Елизавета, самая трогательная пара - Дмитрий и Аленка. Но Ломоносов на их фоне не теряется.
Екатерина Кузнецова и Иван Викулов исполнили роли влюбленных. Но если Аленка получилась очень живая, непосредственная, артистичная, то Дмитрий Виноградов выглядит несколько скованно, на мой взгляд. Как к певцу к Викулову претензий нет, а вот с точки зрения актерской игры получилось немного слабовато. Потрясающе хорош шут (Николай Рубцов). И потому что это изначально роль выигрышная, и потому что именно у него текст шикарный, и потому что артист балета Рубцов двигается, как бог и, неожиданно, поет хорошо.
Хочу еще отметить исполнителей ролей комических персонажей. Это Марина Торхова, сыгравшая стервозную Джину Скарлаттини (фамилию оценили?), Владислав Кирюхин (старый князь Собакин) и Никита Грабовский (его сын Савва). Без этой троицы, как и без расфуфыренных и заносчивых иноземных послов (К. Ужва, В. Богаченко, Д. Левин) спектакль был бы куда менее ярок и забавен.
Устали? Я почти закончила. Но сначала хочу сказать пару слов о костюмах и декорациях. Потому что это тоже очень важные составляющие части спектакля. Знаете как кордебалет на репетициях выглядит? Вот так. Я, кстати, поэтому не люблю концертного исполнения мюзиклов.
И для того, чтобы артисты стали героями, нужно проделать огромную работу. Эскиз камзола превращается в сценический костюм талантом художника по костюмам, трудами швей, вышивальщиц и костюмеров.
В "Капризе императрицы" костюмы не исторические, но это блестящая стилизация, которая с одной стороны намекает на столетие (фижмы, кафтаны, кюлоты, высокий парик с кораблем у императрицы), а с другой помогает нам понять характер персонажа (фартук у Дмитрия, сарафан у Аленки, короткое платье у Джины, мипарти шута, у которого с одной стороны - бархат, с другой - лохмотья, и пр.).
И очень важно сразу показать зрителю, что его ждет. Создателям спектакля это удалось: маскарад проходит на фоне практически настоящих фонтанов (в Петергофе, да?) и фейерверков. И эти два явления сразу говорят нам, что на дворе бедовый XVIII век.
Минусы...
Ну, мне резануло ухо заявление Елизаветы в духе "казни оставим на завтра, сегодня будем веселиться". Дело в том, что императрица в ночь восшествия на престол поклялась, что если все пройдет благополучно, она в свое царствование не казнит не одного человека. И слово сдержала. Также я подпрыгнула на кресле, когда Собакина назвали светлостью. "Ваша светлость" - это светлейший князь, крайне редкий титул в России XVIII века. Но тут молодой Собакин собрался в Париж на паровозе ехать и я наконец вспомнила жанр спектакля. И решила не ругаться на анахронизмы. Нет, если очень захотеть, то поставить более-менее исторически верный мюзикл или оперетту можно. "Крепостная актриса" тому свидетель. Но обычно реалиями в данном жанре никто не заморачивается. Так что тут авторы явно не стремились к историчности, у них задачи такой не было. Снимаю претензии.
О, вспомнила. В буфете театра нет капучино. Пришлось пить шампанское.
Музыка: Максим Дунаевский
Либретто и стихи: Дмитрий Иванов и Владимир Трифонов
Режиссер-постановщик: заслуженная артистка России Татьяна Константинова
Балетмейстер: заслуженная артистка России Ирина Корнеева
Художник: Сергей Новиков
Музыкальный руководитель: Константин Хватынец
Художники по свету: Александр Сиваев
Хормейстер: Глеб Кардасевич
Дирижер: Андрей Масалёв
Фотографии с сайтов:
https://mosoperetta.ru/ и https://vk.com/moskovskiyteatroperetty
Сайты театра:
https://mosoperetta.ru/
https://vk.com/moskovskiyteatroperetty
https://www.youtube.com/channel/UC4VF0fQT4cH4tWLVpq4-IAw
За приглашение спасибо moskva_lublu.
#moskva_lublu #moskvalublu #МаксимКатырев #капризимператрицы #оперетта #мюзикл #театроперетты #московскаяоперетта #премьера