Лесные уроки Шишкина: чему лесоводы могут научиться у великого художника
190 лет назад, 25 января 1832 года, в городе Елабуге (тогда это был уездный центр Вятской губернии, сейчас - райцентр в Республике Татарстан) родился Иван Иванович Шишкин - великий художник, профессор, академик Императорской академии художеств, самый известный российский художник-пейзажист, в творчестве которого главное место всегда занимал лес.
https://i.ibb.co/smBn69N/image.jpg
И.И.Шишкин, 1832-1898
За свою долгую творческую жизнь Шишкин нарисовал около двухсот картин, связанных с лесом. Многие из них в представлении не нуждаются - например, такие, как Утро в сосновом лесу или Корабельная роща. Лесные картины Шишкина не только прекрасны сами по себе, но еще и могут служить важным учебным пособием для специалистов лесного хозяйства, в том числе будущих.
Дело в том, что лесное хозяйство исторически, с самого своего зарождения, ориентировалось в первую очередь на выращивание хозяйственно ценных лесов - здоровых, устойчивых, продуктивных, способных дать человеку максимальное количество нужной ему качественной древесины. Идеал лесного хозяйства - так называемое "нормальное насаждение", имеющее полноту 1, то есть максимально густое и сомкнутое для конкретных условий своего существования. В нормальном насаждении не должно быть сколько-нибудь крупных просветов, деревья должны расти не перегущенно, но близко друг к другу и равномерно по площади - чтобы с максимальной эффективностью использовать солнечный свет, и чтобы стволы были ровными, прямыми и быстрее освобождались от нижних веток и сучьев. В идеале, если уход за таким лесом ведется правильно с точки зрения классического лесоводства, деревья должны быть если не одинаковыми, то близкими друг к другу по развитию, высоте, диаметру. И весь лесной массив при правильно организованном классическом лесном хозяйстве в идеале должен целиком состоять из отдельных участков (выделов) таких нормальных насаждений разного возраста - то есть быть максимально густым и сомкнутым (кроме, разумеется, участков недавних рубок), чтобы как можно меньше солнечной энергии пропадало зря.
Такой подход к лесоводству совершенно логичен, когда речь идет об обычных хозяйственных лесах на староосвоенных лесных землях, даже в густонаселенных в целом районах страны. Эффективное выращивание хозяйственно ценных лесов не только дает людям работу и средства к существованию, но и позволяет, хотя бы в теории, ограничить расползание лесозаготовок на оставшиеся дикие и другие биологически ценные леса - и с этой точки зрения концепция "нормальных насаждений", максимально эффективно использующих солнечный свет для своего роста, вполне верна. Но есть леса, где главным приоритетом является не получение древесины, а формирование благоприятных условий для отдыха людей - например, в окрестностях крупнейших городских агломераций, вблизи поселений, в районах с наибольшей плотностью населения. Это не очень большие территории в масштабах страны - в пределах одного-двух процентов от общей площади российских лесов, но очень важные, поскольку от них во многом зависит здоровье и счастье десятков миллионов людей.
Тут надо ориентироваться на такой показатель, который выходит за рамки классического лесоводства и концепции нормальных насаждений, и вообще очень плохо поддается какой бы то ни было формализации - на красоту леса, его эстетическую привлекательность. И вот с этим картины Шишкина (а также других художников, рисующих лес) могут помочь: они дают представление о том, какие именно леса кажутся художникам (специалистам по красоте) красивыми, и на что следует ориентироваться при выращивании и поддержании лесов в тех случаях, когда главной целью лесоводства является не древесина, а красота.
Формализовать красоту трудно, но некоторые общие свойства лесов, которые изобразил на своих картинах Шишкин, перечислить можно.
Во-первых, это почти всегда полуоткрытые ландшафты: опушки, редины, отдельные деревья или группы деревьев, или просто леса с не очень высокой полнотой и сомкнутостью крон.
Во-вторых, это почти всегда леса или деревья старые, крупные, давно перешагнувшие порог хозяйственной спелости или даже "перестойности".
В-третьих, деревья почти всегда кряжистые, с широкими кронами, часто с искривленными и сбежистыми стволами, многие по хозяйственным меркам - фаутные (порочные).
В-четвертых, это леса разнообразные по составу деревьев, густоте и многим другим параметрам.
В-пятых, нигде на картинах Шишкина нет искусственно созданных лесных насаждений с ровными рядами равномерно расположенных деревьев - хотя в его время таких уже было немало, тем более в европейских странах, по которым художнику довелось путешествовать.
В общем, картины Шишкина - это целая галерея учебных пособий для тех лесоводов и будущих лесоводов, чья работа связана с лесами в пригородах и в самых густонаселенных районах страны, и где одной из главных целей лесного хозяйства должна быть красота, привлекательность леса для большинства самых обычных людей.
Ниже приводятся некоторые лесные картины Шишкина.
https://i.ibb.co/WkwMYZS/1989.jpg
Утро в сосновом лесу, 1889
https://i.ibb.co/94S725H/image.jpg
Дубовая роща, 1887
https://i.ibb.co/N2ft3cd/1898.jpg
Корабельная роща, 1898
https://i.ibb.co/gWym2wL/1872.jpg
Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии, 1872
https://i.ibb.co/R4YQkCF/1985.jpg
Сосновый бор, 1885
https://i.ibb.co/vBQtVFY/1883.jpg
Ручей в березовом лесу, 1883
https://i.ibb.co/2sfRvPT/1865.jpg
Тевтобургский лес, 1865
https://i.ibb.co/PT5TscD/1870.jpg
Лесной пейзаж с цаплями, 1870
https://i.ibb.co/Z8L2zqX/1876.jpg
Темный лес, 1876
https://i.ibb.co/nL0Dgtw/1880.jpg
Лес, 1880-е годы
https://i.ibb.co/n3T6S38/1891.jpg
Дождь в дубовом лесу, 1891
https://i.ibb.co/VSpyMwp/1891.jpg
В лесу графини Мордвиновой. Петергоф, 1891