Павловский музыкальный вокзал: утрата, ждущая возвращения
Петербург богат на символы, всплывающие в голове моментально после произношения знаменитых мест – говоришь «Петергоф», сразу вспоминаешь фонтаны; «Царское Село» — Екатерининский дворец, Лицей, Пушкин. Петербург также имел место, при произношении которого в голове всплывает не просто символ, а музыка – это Павловск и его уникальный Павловский музыкальный вокзал. Музыкальная культура сложилась в этих местах еще при супруге Павла I Марии Федоровне, благодаря которой в городе начали появляться литературные и музыкальные салоны, в которых выступали громкие имена русской культуры, гремящие до сих пор: В. Жуковский, Н. Карамзин, И. Дмитриев, А. Тургенев, И. Крылов, К. Батюшков, Г. Державин. Здесь представляли свои произведения композиторы Бортнянский, Львов, Титов, Кавос, Антониони. Смерть Марии Федоровны не означала угасание павловской музыкальной культуры, наоборот, она лишь процветала и получила новый виток развития при строительстве первой в России железной дороги – Царскосельской. Музыкальный вокзал возник как развлечение для пассажиров в путешествии на гигантском «железном исполине», дышащим пламенем. Правда, поначалу концерты были небольшими и давались лишь в обед и по вечерам. Однако пышности и торжественности концертам придал прибывший из Пруссии скрипач, дирижер и композитор Й. Герман. Концерты под его руководством давались несколько сезонов подряд, с 1838 по 1844 годы. Эта традиция осталась жива и после смерти композитора и даже после революции. Сломать ее смогла только Великая Отечественная война, во время которой здание музыкального вокзала было полностью уничтожено и не восстановлено до сих пор. Многими не раз поднимался вопрос о восстановлении Павловского музыкального вокзала, не столько для его «станционного назначения», сколько в возрождении традиций музыкальной жизни, притяжении лучших исполнителей и композиторов и утверждении страны как центра мировой культуры. Возможно, проект реализуют в ближайшем будущем.