Очередной этап реставрации Китайского дворца в Ораниенбауме завершён
0
13
Очередной этап реставрации Китайского дворца в Ораниенбауме завершён. Работы длятся уже более 10 лет. Завершить их планируют в 2023 году.
Их обнаружили почти случайно. Подлинные двери XVIII века с оригинальным декором долгие годы были замаскированы под ореховые панно, которые украшали стены будуара Китайского дворца. Проем заложили кирпичом еще в середине позапрошлого столетия при перестройке здания. Теперь дворцу возвращают былую красоту.
«У этого дворца огромное будущее. Его ждет колоссальный зрительский успех, популярность. То, что сегодня отреставрирована добрая половина, – это уже много значит», – рассказала Елена Кальницкая, генеральный директор музея-заповедника «Петергоф».
Китайский дворец, построенный в середине XVIII века, почти не пострадал в годы войны, но здание разрушала сама природа. Из-за слишком большой сырости отслаивалась штукатурка, портилась лепнина. Теперь в залах поддерживают особый микроклимат – прохладный и в меру влажный. Картины висят на откидных механизмах.
«Для того, чтобы обслуживать вот эти вот консоли на шарнирах, можно было всегда холст отодвинуть и посмотреть, в каком он состоянии, потому иначе там заводилось биопоражение, грибок», – объяснил Сергей Павлов, главный архитектор музея-заповедника «Петергоф».
Китайский дворец – творение итальянского архитектора Антонио Ринальди. Редкий для России пример стиля «рококо» в архитектуре. Почти все остальное наследие утрачено.
Наборный паркет (он сохранился неизменным до наших дней) и сам по себе – произведение искусства. Для создания рисунка использовали больше 20 пород дерева. Технологию привез в Россию Антонио Ринальди.
Еще одно новшество тех лет – искусственный мрамор. Он был очень популярен в эпоху рококо. В отличие от натурального камня такой материал позволял создавать самые причудливые формы и играть цветами.
Жемчужина Китайского дворца – Стеклярусный кабинет. Тончайшая ручная работа. Этот зал открыли в числе первых. Пришлось исправлять ошибки предыдущих реставраторов: тогда покрыли краской и шелковые вышивки, и бисер. Как только сняли лишние слои – комната снова засияла.
«Произошло чудо. Потому что вот это серебристое сияние – это такой, как одни исследователи написали, уникальный чертог Екатерины II», – заявила Елена Кальницкая, генеральный директор музея-заповедника «Петергоф».
Кропотливая работа по восстановлению интерьеров продолжается. Уже законченные залы посетители увидят только летом: зимой Китайский дворец закрыт для экскурсантов – чтобы не нарушать температурный режим.
Леонид Рыжиков
Новости культуры