Про «региональную идентичность» уральцев
Тема особости уральцев активно подогревается разнообразными грантами, фондами и т.п. Не удивительно, что руководитель ВЦИОМ Валерий Федоров объясняя почему именно в центре Свердловской области вспыхнул протест сослался на региональную идентичность.
«Там сильная региональная идентичность. Вы помните, где Уральская республика была провозглашена? Вот она там и была провозглашена. И там, между прочим, на волне этого протеста и флаги даже кто-то вытащил Уральской республики, парой флагов махали. И, конечно, екатеринбуржцы — это люди самостоятельные, свободные, со своей позицией и с любовью к своему городу, к своему региону, к своему Уралу. Есть города с существенно менее выраженной региональной идентичностью, где строятся храмы в похожих местах, но никакого конфликта это не вызывает», — сказал Валерий Федоров.
Для человека, который ничего не читал о пресловутой «горнозаводской цивилизации» тема может показаться действительно заманчивой. В Первоуральске в инновационном культурном центре существует даже единственный музей горнозаводской цивилизации.
Средства ИКЦ получает из бюджета. То есть, «особость» региона культивируется за государственный счёт.
В интернете огромное количество научных и псевдонаучных публикаций об «уральской идентичности» и «горнозаводской цивилизации».
Один из мифов который культивируется и, видимо, щедро оплачивается – это миф о том, что рабочий класс Урала менее активно поддерживал Октябрьскую революцию, чем рабочие других регионов России, по причине особых уральских взаимоотношений рабочих со своими эксплуататорами.
Эти, особые отношения, между трудящимися и олигархами сложились якобы по причине особой заботы о народе, доброты и щедрости местных заводчиков. Соответственно параллельно с выпячиванием «особости уральцев» шло и прославление олигархов прошлого. Благодаря чему как грибы рождались различные фонды и центры имени Демидовых, Строгановых и т.д.
Некоторые грантовые ученые склонны рассматривать феномен уральского областничества и как идеологию, и как общественное движение.
Я категорический противник того, чтобы выделять в особые «цивилизации» регионы России по принципу отличий феодальной и капиталистической эксплуатации.
Никаких особых отношений на Урале между эксплуататорами и эксплуатируемыми нет и не было. Отличие заключалось лишь в том, что поселения на Урале в массе своей были городами-заводами. Остановился завод – рабочие остались без средств к существованию! Поэтому здесь было мало забастовок, жители городов-заводов редко противопоставляли себя заводчиками или заводскому начальству потому что боялись остаться без работы.
Уволенный за забастовку рабочий в Москве мог найти работу на другом заводе, а рабочий Шайтанского завода никаких шансов найти работу по месту жительства не имел.
А выделять «цивилизации» по степени и формам эксплуатации, полагаю, неправильно. Дескать в Рязани помещичьих крепостных было много – одна цивилизация, а в Пскове преобладали государственные крестьяне – цивилизация другая…
В общем, глава ВЦИОМ либо недостаточно компетентен, либо намеренно напускает туману. На самом деле шумный протест вокруг строительства церкви случился именно в Екатеринбурге только потому что столица Среднего Урала долгие годы служила инкубатором для взращивания двух антисоветских идеологий: церковно-олигархического охранительства и прозападного либерализма.
Поначалу у них был общий враг, так называемые, «совки».
Когда «совки» в регионе на идеологическом фронте оказались повержены, победители начали выяснять отношения между собой.
Вот и вся эта пресловутая «региональная идентичность»!