Театр художника
Магнитогорская картинная галерея отметила День театра, открыв выставку "Закулисье".
В музейных залах экспонируются произведения шести художников, запечатлевших этапы рождения разножанровых спектаклей: от трагедии до комедии, от сказки до фарса. Сценические костюмы, декорации, макеты, эскизы к постановкам, станковая живопись, графика, инсталляции по мотивам детских спектаклей раскрывают многогранность творчества художников сцены.
Многогранное творчество
Сценография, наряды персонажей создают внешний облик спектакля. Работая в тандеме с режиссёром, художник стремится воплотить его замысел. Яркий талант способен обогатить спектакль, добавив режиссёрской идее многогранное звучание.
Именно такое творческое содружество обеспечивает постановке успех, как в случае с "Грозой".
- Иногда идея возникает спонтанно, - делится главный художник Магнитогорского драматического театра имени А. С. Пушкина Алексей Вотяков. - Над сценографией к спектаклю "Гроза", собравшему больше всего наград, даже не думал. Понимал, что режиссёру Льву Эринбургу нужно. Сразу же при нём и нарисовал эскиз. Он сказал, мол, тебе нравится, делай! Так было и с Михаилом Станкевичем, который ставил в Московском театре Олега Табакова спектакль по одноимённой повести Льва Толстого "Дьявол". Станкевича - выпускника студии театрального искусства Сергея Женовача - привлекла сценография "Грозы". Не знал, что ему нужно, но ориентировался на сценический язык, принятый в театре Женовача, и не ошибся. Получилось удачно. Постановка, собравшая звёздную труппу, до сих пор живёт на сцене.
Алексей Вотяков - выпускник магнитогорского худграфа, аспирант старейшего театрального вуза страны. В Санкт-Петербургской академии театрального искусства изучал сценографию и сценический костюм. В его творческой биографии более 150 спектаклей, которые шли на сценах Москвы, Питера, Сеула, Омска, Казани, Уфы, Воронежа, Перми, Самары, Саратова и, конечно же, в родной Магнитке. Тёплые отзывы и награды получили его спектакли "Женитьба" и "Время женщин", в которых художник реализовал себя как режиссёр. Зрители благосклонно встретили его режиссёрский дебют, а жюри конкурсов и фестивалей отметило постановки наградами.
Творчество художника, способного талантливо воплотить литературный язык в театральный, востребовано в мире искусства. По словам Алексея Вотякова, число его сценических проектов за год порой доходит до десяти.
Активен он и в творчестве портретиста. Живописные образы актеров Сайдо Курбанова, художника Вячеслава Виданова, графические работы "Гуля", "Анвар", этюд "Лето" отличаются тонким психологизмом, умением передать нюансы настроения модели. Отдельные эскизы костюмов к спектаклям "Чайка", "Ромео и Джульетта", опере "Гоголеада" воссоздают не просто одежду эпохи, но и "рисуют" образ, характер героя.
Умение создавать облики людей из далёкого прошлого, отказываясь от стереотипов исторических, ставших знаковыми образами, требует и творческой смелости, и новаторства.
- Познакомилась с историей, и был соблазн сделать боярскую историю с бархатом и парчой, - показывает на скромное платье царской невесты из одноимённого спектакля художник по костюмам драматического театра имени А. С. Пушкина Гульнур Хибатуллина. - Увидев макет художника-постановщика спектакля Эдуарда Гизатулина, поняла, что от этой концепции лучше отказаться. В сценографии режиссёр использовал избу, грубую фактура дерева. Значит, и ткани для одежды должны быть простыми: рогожка, бязь, кирза.
Кирза и холст "поддержали" замысел сценографа, позволили уйти от этики костюмного спектакля, дав возможность актерам передать накал чувств в истории любви и ненависти, случившейся в эпоху Ивана Грозного.
Фокус от бутафоров
Пространственное мышление, изобретательность, богатая фантазия входят в творческий арсенал театральных художников-бутафоров. Очень хотелось запустить музыкальную машину, изготовленную к спектаклю "Женитьба" художником-бутафором театра им. Пушкина Александром Яковлевым. Валики и винтики крутятся, как настоящие. Патефон максимально приближен к аналогу, но безголосый, поскольку бутафорский.
В отличие от музыкального инструмента, деревянные велосипеды действующие и не хуже современных выполняют свою функцию.
- Увлекаюсь деревом с детства, - рассказывает Александр Яковлев. - В глухой деревне на Волге видел даже деревянный станок. Что касается театра, то работа художника-бутафора остаётся за кулисами. Бывает, что устройство становится театральной тайной. Работа - сродни фокуснику. Допустим, герой выпивает стакан воды, и она тут же брызжет из его костюма.
Художник представил богатую коллекцию графики, стиль которой узнаваем. Орнаментальные элементы составлены из сложного рисунка: в каждом завитке "спрятаны" символы, цифры, знаки. В монументальной "Мандале" поток цифр сходится в центр солнечного светила, а столб смерча в другой работе оказывается спиралью ДНК. На первый взгляд, вполне реалистичный городской пейзаж Новосибирска при внимательном рассмотрении фантосмогоричен. Ещё миг - и дома затянет в земляную воронку.
С "Портретом на окраине города" магнитогорцы знакомы: в 2016 году Александр Яковлев получил за работу Гран-при в номинации "Графика" на фестивале арт-проекта "Лабиринт". Художник продолжает тему гоголевского маленького человека, только в ракурсе современности: личность затеряна среди бесчисленных окон многоэтажек в зарослях железобетонных коробок.
Член Союза художников Олег Базылев отметил графику Хельги Вейсер, назвав её работы красивыми и грамотно скомпонованными. Хельга - помощник главного режиссёра драматического театра, член Союза театральных деятелей РФ. Она выпускница худграфа и латвийской гимназии, участник выставок и фестивалей различного уровня - от региональных до международных.
К плеяде творческих людей с полным правом можно отнести актрису магнитогорского драмтеатра Елену Кононенко. Работы самодеятельного художника, выполненные в авангардной стилистике, привлекают эмоциональным настроем, яркостью палитры, абстрактными образами. Юмор, самоирония позволяют говорить о философском восприятии картины мира. Зрители знакомы с творчеством Елены по многочисленным экспозициям, её работы востребованы у молодежи.
Время марионеток
На фоне экспонатов выделяются работы художников магнитогорского театра куклы и актера "Буратино". В отличие от мастеров по цеху, они не только создают архитектуру сцены, но и облик актёров. Однако и здесь главное правило - сотворчество с режиссёром, поскольку "кукольные" эскизы проходят не менее строгий кастинг, чем актёры из плоти и крови. Материалы изготовления кукол - классические: папье-маше, дерево, из которого сотворён величественный старец. Его автор - главный художник "Буратино" Ильдар Валиахметов. Рассказывая о персонажах, отметил, что для своего первого спектакля он резал кукол не покладая рук в течение полугода. Но спектакль "Куда уходят великаны" так и не увидел свет - время настало перестроечное. Много позже чудесные марионетки "играли" в спектакле "Медея". Рядом со старцем разместилась кукольная труппа "Золушки" - спектакль с успехом шёл на сцене два года назад. Ильдар не согласился с тем, что в последнее время актёры всё активнее теснят кукол со сцены.
- Конечно, актёры хотят "работать" лицом, но немало спектаклей, где "играют" марионетки: "Мамонтёнок", "Золушка", в Иване-царевиче используются перчаточные куклы.
- Выставки художников театра проходят не столь часто. С 2000 года это третья экспозиция, - рассказывает куратор выставки заведующая выставочным отделом Анастасия Миронова. - Экспозиция посвящена Году театра и Всемирному дню театра. В залах представлено более 200 работ шести театральных художников. Среди экспонатов - эскизы декораций и костюмов, макеты к спектаклям, театральные костюмы и реквизит, фотографии спектаклей и творческие работы художников драматического и театра кукол и актера "Буратино". Эскизы будущих костюмов, декораций, кукол обычно остаются скрытыми от зрителей. Результат творческого труда театральных художников можно увидеть лишь на премьере спектакля. Выставка "Закулисье" знакомит с художественным миром, этапами рождения театральных образов, воплотившихся в кукол, декорации, костюмы.