Что с 1 ноября изменится в российском законодательстве
### **Индексация пенсий**
С 1 ноября социальные выплаты повысят тем людям, которые в октябре исполнилось80 лет или оформили I группу инвалидности. Индексация произойдет за счетдвукратного увеличения фиксированной части страховой пенсии. Т.е., теперь онасоставит примерно 15,2 тыс. руб. В том случае, когда пенсионеру в возрасте 80лет присваивается статус инвалида I группы, начисление текущей надбавки непроизойдет.
Около 2,5 тыс. руб. дополнительно начнут получать пенсионеры, на попечениикоторых оказался иждивенец. Например, один из супругов вышел на пенсию, но ееразмер оказался ниже, чем у второго пожилого члена семьи. Для соответствующегоповышения необходимо обращаться в Социальный фонд.
Индексация ожидает и тех, кто до выхода на пенсию оставался официальнотрудоустроенным и уволился три месяца назад.
Членам летных экипажей и сотрудникам угольной промышленности, имеющимопределенный специальный стаж (25 лет у мужчин и 20 лет у женщин), увеличатпенсионные выплаты за счет специальных начислений в СФР, поступающих оторганизаций, работающих в данных отраслях.
В большую сторону скорректируют размер пенсии для жителей Крайнего Севера втом случае, когда они трудились на данных территориях более 15 лет ирасполагают таким же общим стажем, упомянутым в предыдущем абзаце.
Людям, оставившим работу по состоянию здоровья, но успевшим накопитьминимальный трудовой стаж (20 лет у мужчин и 15 лет у женщин), проиндексируютсоциальные выплаты в зависимости от уровня получаемой зарплаты, стажа ивзносов, перечисляемых организацией в Социальный фонд.
### **Новая льготная ипотека**
С началом последнего осеннего месяца молодые семьи (возраст обоих супругов до35 лет) могут взять специальную льготную ипотеку под 2% годовых на покупкужилья в арктической зоне. В нее входят Мурманская и Архангельская области,Красноярский край, три автономных округа - Ненецкий, Ямало-Ненецкий, Чукотскийи три Республики - Карелия, Коми, Саха (Якутия). Всего в перечень входит 131населенный пункт в указанных субъектах.
Аналогичные условия применимы к медицинским работникам и учителям, не менеепяти лет трудящимся в зоне Арктики.
Отметим, что в настоящий момент похожие условия закреплены в другой льготнойипотеке - Дальневосточной.
### **Легкое банкротство**
С 3 ноября вступает в силу закон (Федеральный закон от 04.08.2023 № 474-ФЗ "Овнесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" иотдельные законодательные акты Российской Федерации"), упрощающий процессвнесудебного признания банкротом физическое лицо. Расширен диапазонсписываемого долга - с 25 тыс. до 1 млн вместо 50-500 тыс. руб. Повторноебанкротство станет доступно через пять лет, а не через десять, как ранее.
Операция по аннулированию долговых обязательств завершится в течение полугода.
Послабления прежде всего коснутся молодых мам в декретном отпуске ипенсионеров. Для реализации процедуры необходимо доказать, что пособие наребенка или пенсия являются единственным источником дохода и нет собственногоимущества. Подобное внесудебное урегулирование применимо и к заемщику снепогашенной задолженностью за семь лет (минимальный срок).
Оформление банкротства происходит в многофункциональных центрах (МФЦ).
Однако кредиторам также облегчили условия отказа от мирного соглашения. Дляпередачи дела в суд им нужно объяснить свои аргументы о подозрении о наличии учеловека иного дохода, скрытого имущества или присутствии выгоды отбанкротства должника для других лиц.
### **Налог на сверхприбыль**
Ноябрь становится последним месяцем, в котором крупные российские ииностранные компании с постоянным представительством в стране, обязанныевыплатить разовый налог на сверхприбыль за 2021/22 год (более 1 млрд руб. доудержания безвозмездных отчислений), могут рассчитывать на налоговую скидку.
Максимальное финансовое возвращение не должно превышать половины от общегоплатежа организации.
Напомним, что период неотложного перевода 10% от средних показателейсверхприбыли на счета ФНС завершится 28 января следующего года, а подачаналоговой декларации закончится тремя днями ранее.
### **Компании под учет**
В стране с 3 ноября начнет функционировать реестр малых технологическихкомпаний. МТК - это организации, на коммерческой основе занимающиесяразработкой или созданием товаров и изделий с применением современныхинновационных технологий.
Данный список компаний включат в механизм государственной информационнойсистемы "Экономика", находящуюся под присмотром Минэкономразвития. Реестрсоздается для формирования более прозрачного и адресного предоставлениясредств поддержки предпринимателей.
### **Расширение связей внутри ЕАЭС**
Маркировку лекарственных препаратов, безалкогольных напитков, соков, телефонови ноутбуков в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС) начнутпроводить по единым правилам. Получается, что в России, Республике Беларусь,Казахстане, Армении и Киргизии будут признавать средства идентификации любогоиз перечисленных государств, созданных на основании сформированных требований.
Каждый член союза вправе по своему усмотрению устанавливать дату введения иправила маркировки отмеченных товаров средствами идентификации внутри каждойотдельной страны. При этом специальную экономическую комиссию необходимопредупредить о начале процедуры не позднее чем за полгода до даты внедрениямаркировки.
Кроме этого, производители транспортных средств для перевозки пищевыхжидкостей, элеваторов и конвейеров непрерывного действия, машин и устройствдля подъема или перемещения (лифты, эскалаторы и т.д.), приборов и аппаратурыдля физического или химического анализа, для обнаружения или измеренияионизирующих излучений, базирующихся в государствах-членах ЕАЭС, получаютвозможность участвовать в госзакупках.
### **Параллельный импорт**
С 4 ноября Минпромторг точечно расширяет каталог иностранной продукции,попадающей под параллельный импорт. После вступления в силу приказа (ПриказМинистерства промышленности и торговли Российской Федерации от 21.07.2023 №2701) в обновленный список добавятся бренды батарей и аккумуляторов (Duracell,Varta, Panasonic), запчасти для автомобилей и иной техники (Isuzu, BOMAG) ифотоаппараты следующих моделей - Sony, Fujifilm, Canon.
Без разрешения правообладателей допускается ввоз очков от фирм Calvin Klein,HUGO и Ray-Ban. Напомним, что впервые перечень товаров, на которые нераспространяются требования о защите интеллектуальной собственности, былсоставлен в апреле 2022 года после ухода компаний с российского рынка.