Как каждый может оставить «Культурный след»
Стартовал новый сезон Всероссийского конкурса идей новых достопримечательностей
От множества проектов, осуществляемых в наши дни, «Культурный след» отличается тем, что имеет отношение буквально к каждому из нас. Судите сами, проект позволяет силами местных жителей увековечивать память выдающихся людей и значимых событий прошлого, создавать новые реальные и виртуальные точки притяжения на карте страны, разрабатывать народные туристические маршруты.
В пилотном сезоне проекта в 2015 году приняли участие 52 региона, было получено 250 предложений о создании новых арт-объектов и туристических мест. Реализовано четыре идеи: в Мончегорске — «Поэтическая Табуретка», в Мурманске — «Морской волк», в Норильске — «Вечная теплота» и «Полярный жираф». Сегодня все эти арт-объекты внесены в реестр достопримечательностей региона и стали центрами проведения фестивалей, например, taburetkafest.com.
В 2018–2019 годах в проекте приняли участие жители 74 регионов и прислали 584 заявки. По ним было создано пять памятников: «Спящая Мари» в Светлогорске Калининградской области, «Лыковский шишак» в селе Лыково Владимирской области, «Оружейникам Удмуртии» в Ижевске, «Словарь Даля» в Оренбурге, «В память о Евлалии Кадминой» в Калуге.
За шесть лет к «Культурному следу» присоединились все регионы РФ, было установлено 15 арт-объектов, многие стали местными туристическими и культурными достопримечательностями. В непростом 2020 году было подано более тысячи заявок из 80 регионов, и новые арт-объекты появились в Брянской, Ивановской, Мурманской областях, в республиках Коми и Саха (Якутия).
В планах 2021 года — создание пяти арт-объектов, разработка туристических народных маршрутов. В рамках конкурса по-прежнему любой желающий может предложить свою идею.
Все заявки рассматриваются экспертным советом, состоящим из историков, краеведов, культурологов, урбанистов, архитекторов и искусствоведов. Шорт-лист из 15 лучших идей оценивают в региональных администрациях и проводят общественные слушания, на которых местные жители могут выступить за или против. На основании ответа администрации и по результатам слушаний экспертный совет выбирает пятёрку победителей. На следующем этапе проводят конкурс художников на лучший эскиз, победители воплощают проекты в жизнь. Параллельно эксперты оценивают всю массу заявок, и идеи, предложенные людьми, становятся основой туристических маршрутов.
В экспертный совет 2021 года вошли директор музея-заповедника Василия Поленова Наталья Поленова, исследователь современного искусства, главный специалист по проектной деятельности, стратегическому планированию и информационному обеспечению Агентства культурных инициатив Волгоградской области Антон Вальковский, участник группировки ЗИП, художник Степан Субботин, дизайнер и художник, куратор профиля «Коммуникационный дизайн» в Школе дизайна НИУ Высшая школа экономики Андрей Люблинский, сооснователь бюро Megabudka Артём Укропов. А также эксперты в сфере урбанистики: доктор культурологии, главный научный сотрудник Высшей школы урбанистики им. Высоковского Дмитрий Замятин и старший преподаватель кафедры государственного и муниципального управления СЗИУ РАНХиГС Анастасия Козлова.
Основатель конкурса «Культурный след» Марина Смирнова считает, что в каждом населённом пункте есть культурное и историческое наследие, достойное того, чтобы его увековечить.
«Часто о таком наследии, — говорит она, — выдающихся людях и значимых событиях прошлого знают только местные жители, которые и есть локомотив нашего проекта. Итог развития "Культурного следа" это не только появление новых достопримечательностей, но и развитие внутреннего туризма, появление интересных туристических маршрутов и открытие новых точек на карте. На строительство каждого арт-объекта благодаря Фонду президентских грантов мы выделяем около 500 тысяч рублей, в некоторых случаях объем финансирования может быть увеличен».
Член экспертного совета Артём Укропов подтверждает: «Современная арт-культура основывается на синтезе искусств и культур в различных комбинациях. Для меня при оценке будущих арт-объектов важна их актуальность и вместе с тем вневременность, функциональность и эмоциональность, простота высказывания и многозначительность. Чем больше подобных критериев проявлено в заявке, тем более значим объект искусства. Уверен, что благодаря "Культурному следу" на карте России появится много действительно интересных арт-объектов».
В самом деле, если бы не «Культурный след», не появился бы фестиваль «Поэтическая табуретка в Мончегорске» в Мурманской области. 14 ноября 2015 года в городе торжественно открыли памятник «Поэтическая табуретка». Установить этот арт-объект предложили сами мончегорцы, обосновав тем, что табуретка — первая сцена в жизни человека, кого из нас в детстве не ставили на табуретку, когда приходили гости, и не просили прочитать стихотворение?.. Художник Сергей Чернов решил, что на этом постаменте каждый почувствует себя ребёнком, и сделал его высотой три метра. А поскольку это был не просто табурет, а «храм поэзии», сквозь ножки его проступили античные колонны.
Так арт-объект стал сценой, и 28 августа 2016 года на ней прошёл I Международный поэтический фестиваль «Табуретка», на который приехали поэты из России, Швеции, Норвегии и Финляндии. Событие стало ежегодным, его очень любят жители Мончегорска.
Каждого заинтересуют памятники — «Спящая Мари», «Лыковский шишак» или «В память о Евлалии Кадминой». А, между тем, композиция «Спящая Мари» представляет собой скамейку с фигурой героини сказки Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король». Арт-объект установлен в парке «Времена года» в районе «Янтарь-холла» в Светлогорске. Автор композиции Дарья Гульбина. Изначально планировалось сделать только скульптуру Мари, но в процессе работы решили добавить интригу. Так появился Мышиный король, который, сидя на подлокотнике дивана, смотрит на спящую девочку.
Арт-объект «Лыковский шишак» в селе Лыково Юрьев-Польского района Владимирской области высотой более двух метров представляет собой стилизованную копию шлема князя Ярослава Всеволодовича — именно в окрестностях села нашли часть домонгольского доспеха. Во время голосования проект поддержали 3000 человек, притом, что в селе проживает менее сотни. Новая культурная точка, по замыслу Ивана Карцева, должна олицетворять историческую ценность самого места, род великих русских князей и начало возникновения военной археологии.
«Памятник нужен для того, чтобы люди помнили, какой крупный вклад внесли в отечественную науку крестьянки села Лыково своей нечаянной находкой», — считает член Союза краеведов Ополья Михаил Белов.
Памяти великой оперной певицы XIX века Евлалии Кадминой (1853-1881) посвящены мемориальная доска на доме 42 по улице Кирова и арт-объект «Комета дивной красоты» в Калуге. Евлалия Кадмина, ученица Чайковского и протеже Николая Рубинштейна, подняла оперное искусство в России на новый уровень, соединив в своих выступлениях уникальный голос меццо-сопрано и глубокий драматический талант.
Её трагической судьбе посвящёно несколько произведений классиков — повесть Тургенева «После смерти» («Клара Милич») рассказы Куприна «Последний дебют» и Лескова «Театральный характер», пьеса Чехова «Татьяна Репина». Местные краеведы, работники библиотек и журналисты многое сделали для того, чтобы вернуть из забвения имя этой великой землячки.