В поисках золотой песчинки
В уходящем 2022 году «Наш современник» учредил и реализовал проект «Русский литературный журнал». О творческой кухне известного издания, работе с молодыми литераторами и важных уроках Эдуарда Балашова – рассказывает поэт, заместитель главного редактора Карина Сейдаметова.
– Как сформулируете художественное кредо «НС»? Чем ваш журнал отличается от других «толстяков»?
– «Наш современник» не ограничивает себя литературной повесткой, будучи органом направления, которое сам создаёт», – говорил А.И. Казинцев. Одна из традиций журнала – ставка на русскую глубинку. Это направление было сформировано и отточено ещё в бытность на посту главного редактора Сергея Васильевича Викулова, фронтовика, участника Сталинградской битвы, привлекшего в журнал В. Шукшина, Ф. Абрамова, Е. Носова, В. Астафьева, В. Распутина. С тех пор мы продолжаем знакомить читающую Россию с лучшими образцами отечественной словесности. Это проза М. Тарковского, А. Проханова, М. Чванова, А. Убогого, В. Хайрюзова. Публицистика А. Фурсова, А. Салуцкого, Н. Нарочницкой, С. Кара-Мурзы, С. Глазьева. И, конечно, стихи Ю. Кабанкова, В. Куприянова, Ю. Воротнина, Н. Егоровой, А. Нестругина. В основе всегда было Слово.
Лучшие публикации удостаиваются годовых премий журнала. Существуют и отдельные премии для молодёжи. В прошлом году к ним добавились сразу две награды – это премия имени Александра Казинцева (для молодых писателей в возрасте до 35 лет) и премия имени Н.А. Некрасова «За особый вклад в литературную и общественную деятельность».
Нынешний год примечателен тем, что журнал при поддержке Фонда президентских грантов учредил и реализовал проект «Русский литературный журнал», в рамках которого проходил Первый международный конкурс имени Константина Леонтьева – русского мыслителя, писателя, врача и дипломата. Принимались творческие работы, способствующие укреплению международных дружеских связей, воспеванию жизни значимых зарубежных православных деятелей, имеющих отношение к России, философскому осмыслению традиционных православных ценностей в современном мире. Отбор проводился по четырём номинациям: «Поэзия», «Проза», «Критика» и «Публицистика». Мы получили более 600 заявок. 14 декабря в конференц-зале СПР на Комсомольском проспекте состоялся круглый стол, посвящённый проблемам соотечественников за рубежом, а также подведение итогов конкурса.
– В чём главная сложность редакционной работы?
– В общем-то всё непросто. При этом у нас замечательный коллектив. Например, юбилейный вечер главреда «НС» С.Ю. Куняева, что прошёл в конце ноября в Москве, мы всей редакцией готовили два месяца. Коллеги сработали очень слаженно. Обсуждали детали по телефону в любое время дня и ночи. Организационные вопросы мне пришлось решать с температурой 38. Но как же приятно было видеть аншлаг в Большом зале ЦДЛ!
Стихов по работе приходится читать немало. Как не утонуть в этом потоке? Мне кажется, всё просто: важно любить поэзию и хотеть поделиться хорошими стихами с читателями. Когда ты находишь ту самую золотую песчинку – охватывает радость. В 11-м номере мы напечатали Ю. Кабанкова – одного из самых серьёзных и значительных поэтов современности.
– А было такое, что подборка попала в руки – и пошла в ближайший номер?
– Да. В середине января, когда на электронную почту журнала пришло письмо от поэта М. Котовой. Подборка называлась «Как до войны». Насколько остро зазвучали эти слова буквально через месяц!..
– Вы регулярно ездите по стране в качестве ведущей литсеминаров. Какие впечатления остались от мастерских этого года?
– Разнообразные впечатления... В конце апреля мы с Елизаветой Мартыновой провели семинар поэзии в Доме Ростовых – в рамках Мастерской АСПИ. Среди участников заметно выделялась автор свободных стихов из Владивостока Е. Чайка. В 12-м номере «Нашего современника» даём подборку её стихов «Когда прорастаешь у моря». Потенциал у Елены есть, её отметили в этом году и в Липках, в семинаре А.Д. Алёхина – она стала стипендиатом Министерства культуры РФ. Вообще, мне импонирует то, что придумывает АСПИ, – все эти церемонии открытия-закрытия мастерских, участие в них литераторов совершенно разных взглядов, писательские резиденции, творческие командировки... В апреле в Большом зале ЦДЛ по приглашению Ассоциации встретились представители ряда авторитетных литературных журналов – и все проявили способность к диалогу. Надеюсь на продолжение процесса писательской консолидации, апрельская встреча стала важным шагом к сближению.
В Сыктывкаре на фестивале «Коми-книга» меня поразили люди – как читатели, так и писатели. Жители Коми-земли обладают цельностью и внутренней душевной чистотой, это ценно. Е.В. Габова, народный писатель, автор книг для детей и подростков, – удивительно тонкий человек. Я с удовольствием зачитывала отрывки из подаренной ею книги «Улыбка Кубы» своему шестилетнему сыну.
Запомнился и осенний визит в Мурманск – на литфест «Капитан Грэй». Красота Заполярья – чарующая: суровая и вместе с тем нежная природа. И живущие там люди соразмерны этой стихии. Экскурсии на военный атомный крейсер и подводную лодку, поездка в Териберку и северное сияние по дороге назад – такое не забудешь. Открытием мурманского семинара стал Григорий Князев, талантливый поэт из Великого Новгорода. Прекрасно, что в конце года он вошёл в число тех, у кого благодаря АСПИ вышла собственная книга. Будем рады, если он станет автором нашего журнала.
Отмечу особо важный момент. Современный литпроцесс балует молодых литераторов обилием всевозможных семинаров, школ, фестивалей. С одной стороны, это хорошо. У начинающих авторов больше шансов быть услышанными, прочитанными, получить обратную связь, отклик, общение и творческий рост. Но в некотором смысле велик соблазн рассеянности времени, которое однажды беспощаднейшим образом потребует писателя и поэта «к священной жертве». Главное, чтобы дебютанты не превратились в дилетантов, писательство – не сказка «о потерянном времени».
– Столь интенсивно участвуя в литпроцессе, удаётся ли писать? Много ли у вас стихов 2022 года?
– В идеале хотелось бы более интенсивной корреляции одного с другим. Но пока это удаётся с трудом, поскольку большая часть времени аккумулируется на журнальной работе. В этом году написала всего три стихотворения – они вошли в подборки, опубликованные в журналах «Подъём» и «Дети Ра». Одно стихотворение, к слову, написано сразу после возвращения из Мурманска.
– Лирика – короткое дыхание. Есть ли задумки на тему большой поэтической формы?
– Всегда был интересен герой эпических народных сказаний атаман Ермак, масштаб его личности в контексте истории страны. Материал, надо сказать, непростой, тем паче переложений стихотворного порядка на эту тему хватает, а хотелось бы именно современного осмысления этого образа в нынешних обстоятельствах. Над поэмой про Ермака работаю четвёртый год.
– Интересны ли новые «литтерритории» – проза, критика, драматургия, переводы?
– В 2018 году перевела подборку стихов китайской поэтессы Дай Вэйна, одно стихотворение, «Снег выпал», опубликовано в «Нашем современнике». Подстрочники сделал профессор Шанхайского университета иностранных языков Чжэн Тиу. В следующем году начну работать с подстрочниками известного якутского поэта Гаврила Андросова.
– Что относите к поэтическому допингу?
– Упоение в работе – один из «поэтических допингов» для писателя. Габриэль Гарсиа Маркес считал, что вдохновение приходит во время работы.
У поэта первооснова для стихов – сильное чувство. Предположим, после расставания. Впечатления копятся – затем прорываются стихи. К свеженаписанному в течение 2–3 недель возвращаюсь для редактуры – бывает, пробую 7–8 вариантов текста, ищу, пока не устроит результат.
– Чему научил вас Эдуард Балашов, студенткой которого вы были?
– Балашов научил некоторых из нас, наверное, одному из самого важного в профессии: как «не принимать миражи за живой родник», как даже через череду предательств, лжи, клеветы «не отвратиться» от интереса к поэзии, а значит, к писательству. Часто повторял: «Не знаешь, за что хвалить, – не хули!» Он был необыкновенно светлым, щедрым на доброту человеком. И этот внутренний свет он сумел передать своим ученикам.
Беседу вёл
Юрий Татаренко
«ЛГ»-досье
Карина Сейдаметова родилась в Новокуйбышевске Самарской области. Окончила Литературный институт им. А.М. Горького (семинар Эдуарда Балашова). Автор нескольких поэтических сборников. Печаталась в журналах «Москва», «Наш современник», «Роман-журнал. XXI век», «Подъём», «Дон», «День и ночь», «Дети Ра» и др. Мастер семинаров поэзии в рамках Форума молодых писателей России, стран СНГ и ближнего зарубежья «Липки» от журнала «Наш Современник» и разнообразных совещаний и мастер-классов, проводимых Ассоциацией союзов писателей и издателей России (АСПИ) и СП России. Заместитель главного редактора, зав. отделом поэзии журнала «Наш современник». Лауреат Всероссийской независимой литературной премии имени Бориса Корнилова (2021). Живёт и работает в Москве.