Знает ли руководитель кубанского хора историю своего Отечества?
Знает ли руководитель кубанского хора историю своего Отечества?
Награждение руководителя Кубанского казачьего хора Виктора Захарченко стало, наверное, самым неординарным событием первых месяцев 2022-го. Престарелый маэстро подробнейшим образом рассказывал президенту про патриотизм и боговерие рекордные 10 минут. Если бы всю эту пафосно-призывную речь положить на музыку, случилась бы минимум оратория, а то и гимн.
Вот только верилось словам мэтра как–то не очень. Что такое «патриотизм», поведано в десятках научных работ. Все авторы сходятся во мнении, что патриотизм - это политический принцип, социальное чувство, привязанность к Родине, преданность ей и готовность к жертвам ради нее. Патриотизм предполагает… желание сохранять идентификацию себя с другими представителями своего народа….
Очевидно, что реальный патриотизм человека – сильный аргумент в глазах общества. Вот только при чем здесь Захарченко, для которого патриотизм, не более чем выгодно эксплуатируемая «фишка»? Говорит о нем Виктор Григорьевич много (где к месту, где нет). Но вот с «идентификацией» с народом слова никак не вяжутся. Даже с тем «народом», что у мэтра в подчинении, – с десятками простых артистов хора. Скандальные истории, связанные с весьма своеобразными пониманием Захарченко «привязанности к Родине», стали предметом проверки краевой прокуратуры, краевого минкульта. На полштыка проверяющие капнули - и хлынул целый фонтан финансовых нарушений: зарплата у Виктора Григорьевича оказалась в полмиллиона рублей – в полтора раза выше, чем у губернатора Кондратьева, не поймешь куда были «распределены» родичами, расставленными мэтром по должностям, почти 130 миллионов рублей - средства краевого бюджета и президентского гранта. «Идентификация с народом» у патриота Захарченко, как выясняется, заключалась в перераспределении средств не для его певческого коллектива, а в обратную сторону - в сторону собственной семьи.
Конечно, когда трогательный, поджарый старичок выходит на сцену и обрушивает на публику мегатонны высоких слов, верить хочется. Но зная теперь об особенностях хоровой бухгалтерии, прекрасно понимаешь: Захарченко - артист, и для него весь этот показной патриотизм – не более чем очередная роль. Талантливо сыгранная, но все же роль. С расчетом на неплохой бюджетный гонорар.
И при этом под патриотизм порой подсовывается то, что к российскому патриотизму в принципе никак не имеет права относиться.
В семье Захарченко, плотно присосавшейся к финансовым бюджетным потокам, есть представители различных профессий: коммерсант, менеджер, секретарша, водитель. Но, к сожалению, нет историка. А пригодился бы, скажем, для хотя бы поверхностных изучений тестов песен, что исполняет хор. Ведь слова песен стоит не только петь, но и читать. И думать. Но когда перед глазами миллионы бюджетных рублей, которые необходимо «утоможить», - не до таких «мелочей».
Была бы возможность перенестись на четыреста лет назад, в Смутное время, и спросить жителей той России, что боль для них? Ответ бы сильно удивил начальника Кубанского хора Захарченко. Ведь хор по его настоянию распевает на каждом концерте: «Ой на горі та жныці жнуть. А попід горою, яром-долиною козаки йдуть». С подачи Захарченко сейчас эту песню эксплуатируют, что называется, и в хвост и в гриву. Нет ни одного детского песенного конкурса, где бы юные таланты (которым о фактах российской истории никто, понятно, не рассказывает) горланят про персонажей 1618-го года: «Попереду Дорошенко веде своє військо. Військо запорізьке. Хорошенько…. А позаду Сагайдачний, що проміняв жінку на тютюн та люльку. Необачний».
Если бы данное народное творчество Кубанский казачий хор исполнил бы в смутной Москве, и руководитель, и рядовые сотрудники хора гарантированно бы оказались на дыбе. Потому что москвичи образца начала XVII века были более патриотами – любили Родину, и не любили тех, кто осмеливался на нее покуситься.
Напомним: Пётр Сагайдачный — гетман Войска Запорожского, предводитель реестровых казаков на службе Речи Посполитой, православный шляхтич герба Побог из Перемышльской земли. Пётр Дорошенко — гетман Войска Запорожского на Правобережной Украине в 1665-1676 годах с правом наследственной передачи власти под покровительством турецкого султана Мехмеда IV, противник Ивана Серко, кошевого атамана Запорожской Сечи, участника и организатора многочисленных походов и сражений, главным образом против «басурман», а также гетманских властей, проводивших пропольскую или протурецкую политику. Прославился как ревностный защитник православия.
Наш главный праздник 4 ноября – День народного единства, «опирается» на события 1612 года. Но в 1612-м русско-польское противостояние не было завершено. В 1617-1618 поляки предприняли попытку водрузить «своего» на русский престол, сместив только что избранного русского царя Михаила Романова. Польский королевич Владислав двинул свои войска на Москву.
Сагайдачный с Дорошенко были главными участниками тех событий. Но только с другой стороны – против русских. Сил на обозначенную цель по силовому водружению на российский престол у Владислава было явно недостаточно, но по его призыву на помощь пришел гетман Петр Конашевич-Сагайдачный с 20 тысячами запорожцев. Сечь в то время входила в состав Речи Посполитой. И к Москве казаки шли, по пути «огнем и мечем» разоряя многие русские города.
Сохранилась «Повесть о мужественной защите жителями города Михайлова в Рязанских пределах». Процитируем текст без перевода на современный русский. Картинка более чем впечатляющая.
- В лето 7126 (1618) при государе Царе и великом князе Михаиле Феодоровиче всея России король Польский и Литовский Жигимонт, хотя Московское государство поглотити и конечному потреблению предати, а веру православную искоренити и превратити в свою латынскую веру, посла сына своего Владислава со многими людьми и вои под Царствующий град Москву, а на Украйну посла - гетмана именем Петра Конашевича Сагайдачнаго, и с ним запороги до двадесяти тысящ, который, яко начальной сему всепагубному воровству и разоритель Московскаго государства, внезапу прииде с вои своими на Христово стадо. И, яко змии и лютии «волцы хищницы», нападоша на град Ливны и Елец и разорению предаша, люди же Божии, вкупе с женами и детьми, «усты меча» поядоша и сих кровию землю обагриша, а монастыри и церкви Божии расхитиша и огнем сожгоша. Но еще злочестивии крови христианския не насытишася, паки на достояние Божие вооружишася. Собрався в «сонмище сатанино», умыслиша напасти на область Рязанскую и на прочие грады, хотяще разорити их, яко же Ливны и Елец. Михайла Дорошенко Цапырковъ и товарищи его со многими вои приидоша, грады поплениша: Лебедянь, Донков, Скопин, Ряской. А мужи, жены, дети до ссущих младенец, многими муками мучаще, посекоша. И нападоша на область Рязанскую, посады пожгоша, люди и священники побиша, и ко граду Переяславлю Рязанскому приступиша. Но Божиею милостию и заступлением Владычицы нашея Богородицы чудотворныя иконы Федотиевския и помощию страстотерпцев Христовых Бориса и Глеба и молитвами святаго Василия, епископа Рязанскаго, на приступе мнози побиени быша. А прочия отшедше от града, воеваша Рязанской уезд, и паки к Елцу поидоша и плениша Воронежский уезд.
Сами героические жители Михайлова в боях свой город отстояли:
- Полезна воспоминанию о преславном чудеси, како гетман Сагайдачный и запороги град Михайлов облегоша бранию и мнози от запорог погибоша, Божиим судом «искушени бывше», град же невредим бысть молитвами Пресвятыя Владычици нашея Богородицы и заступлением небесных сил Архистратига Михаила и великаго чудотворца Николы.
И в память избавления своего города от разорения и погибели жители Михайлова стали ежегодно 17 августа (день отбитого первого приступа) «молитвенно чтить память архангела Михаила», а 27 августа (тогда был отбит второй приступ неприятеля) - святителя Николая. Это были главные городские праздники до самого 1917-го.
Прибыв на соединение с войсками королевича Владислава, запорожские казаки вместе с польскими жолнёрами в ночь на праздник Покрова Пресвятой богородицы стали штурмовать московские стены. Штурм окончился неудачей. После чего королевич Владислав двинулся на север. Нападению подверглась Троице-Сергиева обитель. Но и этот приступ был отражен. И только после этого начались мирные переговоры…
Гетман Петр Сагайдачный на обратном пути разорял пригороды Калуги.
Учитывая, что Петр Сагайдачный и Михаил Дорошенко именно в этом походе «плечом к плечу» жгли русские города, убивали женщин, младенцев, сжигали церкви, то песня, которую сегодня поет хор Захарченко, как раз из того времени. И про те события. Но почему она такая радостная, бодрая и исполняется на подъеме?
Виктор Захарченко всегда позиционирует себя как лучшего в России знатока фольклора. Можно предположить, что смысл слов песни им тоже был досконально изучен. Тогда почему бравурная мелодия преобладает над сутью и тем самых как бы прославляет тех, кто с особой жестокостью уничтожал русских?
Ситуация в общем-то сильно парадоксальная: наша пропаганда не дает россиянам забыть о злодеяниях бандеровцев в годы Великой Отечественной, но хор Захарченко с удовольствием распевает о тех, кто в начале XVII века переплюнул бендеровцев по части уничтожения русского народа.
То, что этими подвигами атаманов гордится сейчас Украина, – это понятно. Вряд ли можно считать случайностью, что фрегат проекта 11351 «Нерей» - флагман украинских ВМС - носит имя «Гетман Сагайдачный». Не совсем понятно одно: как можно пением прославлять тех, кто жег русские города и, при этом вещать президенту в уши, про хранение традиций и святость. В той самой Москве. В том самом Кремле, который четыреста лет назад выстоял под натиском Сагайдачного. О ком ором теперь поёт хор. Для патриота такое было бы просто невозможно. А для того, кто только играет роль патриота, – вполне.