Здесь пахнет ладаном и искусством
0
28
Шум зрителей -- это нормально. Шуршание курток в гардеробе -- это нормально.
Снующие между кресел люди -- это нормально. Но откуда здесь взяться ладану?
Или это мое воображение?
Смысл любого спектакля заключен в том, чтобы завести зрителя, пять минут назад
вошедшего в здание, вглубь истории. Привлечь его к событиям постановки
настолько быстро, насколько это возможно. В Курске рекордсменом по этой части
можно справедливо считать Молодежный театр «3Д» Дома знаний. Так быстро
отвлекать зрителя от проблем, которые остались за дверями зала, умеют только
они. И дело даже не в хитрости, а, как отметил один из посетителей, в
преданности актеров делу.
Пластическая драма «Горбатое сердце» (14+), созданная по мотивам романа
Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери», началась несколько раньше, чем
режиссер сел в кресло, а на сцене появились актеры. И раньше того, как все
зрители расположились на своих местах. Ее первым эпизодом стали скитания по
залу священника в черной мантии и капюшоне, рассеивающего запах благовоний. Не
было видно его лица, он двигался медленно, словно призрак, оставляя за собой
запах ладана. И тот провоцировал в головах гостей нужные ассоциации,
погружавшие их в историю.
Звучат предупреждения о поведении на спектакле (это важно), выключается свет и
начинается постановка.
_Справка: в Курске только Молодежный театр «3Д» Дома Знаний работает в форме
пластической драмы. Ее суть заключается в том, что актеры почти не говорят, а
все эмоции и сюжет передается за счет движений и танцев. _
_На этих выходных в Курске состоялся показ спектакля «Горбатое сердце» (14+),
премьера которого состоялась в 2017 году. _
### **Беспощадная толпа**
В кромешной темноте начинают зарождаться звуки толпы. Не сиплое шипение из
колонок, а довольно отчетливые и живые разговоры и смех. Они появляются совсем
близко, рядом с креслами, будто и ты оказываешься в центре массы, которая
несется к сцене.
Важность этого «персонажа» в постановке ощущается сразу, потому что он дает
настроение эпизодам: первой встрече с Квазимодо, Эсмеральдой, Фебом.
Отвращение, восхищение, уважение -- нет расхождения в чувствах, толпа --
единый организм. Не для красоты моментов и звучности актеры синхронно кричали
«фууу» или на всех порах мчались спасать Эсмеральду с дикими воплями отчаяния.
Важно было продемонстрировать действие этого мощного существа.
И даже при такой задаче (показывать одни и те же чувства) актеры умудрились
выделяться. В хорошем плане.
_« Светленькая девочка впереди так отдается. Будто от этого жизнь зависит»,_
\- сказал мой спутник. Он заметил ее несмотря на то, что в центре появлялись
персонажи в более красочных нарядах, с сольными партиями и отдельными сценами.
Она смогла одними эмоциями и движениями зацепить взгляд зрителя и для него
стать олицетворением толпы.
Частое взаимодействие этих актеров со зрительным залом, спуски со сцены и
перемещения между рядами добавляли эмоционального накала.
Но, конечно, самой сильной эмоцией, которой обладала толпа, был страх. Страх
перед сильным, неизвестным, непривычным. Она боялась священника Клода Фролло и
Феба, боялась непонятного уродливого Квазимодо, боялась, наконец, доброты
Эсмеральды в той сцене, где она напоила страдальца, прикованного к позорному
столбу. А так как человек привык избавлять себя от всего, что навевает страх,
не удивительно, что по одному слову священника восхищавшая всех цыганка
превратилась в преступницу.
###
**![](/media/_versions/%D0%BD%D0%B0%D1%82%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%8F_%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0/gorbatoe_serd_medium.jpg)Воссоединение
красоты**
С учетом того, что сюжет огромного романа, переживания героев и раскрытие их
характеров нужно было вместить в один час постановки, не удивительно, что
некоторые моменты и изменения пришлось ускорить. Но, к счастью, это не
сказалось на персонажах. Не получилось так, что священник одномоменто перешел
на сторону зла, никому не объяснив причин. Нет, мы видим, как он начал
ломаться, как стал рушиться его мир, почему это происходило и что им движило.
Сложно было не заметить и то, как Квазимода переступил через себя,
воспротивившись воле Клода Фролло, как Эсмеральда приняла этот мир и его
жестокость.
Не наблюдалось изменений в характере Феба, но оно и не удивительно: похотливый
взгляд, который он бросил на цыганку при первой встрече, могло исправить
только покаяние. А для такого человека это невозможно. Так что отвращение к
герою к концу постановки просто усугубилось.
Несмотря на то, что концовка ясна, говорить о действиях, которые к ней
привели, мы не будем, чтобы сохранить интригу. Но хотелось бы остановится на
последнем эпизоде. В нем две души, которые не смогли обрести счастье на земле,
наконец-то находят его на небесах. Отчетливо прослеживается параллель между
последними минутами спектакля и моментом, когда Эсмеральда и Квазимода
остались вдвоем. Когда они, окруженные птицами, радовались спасению от всех
бед и зла окружающего мира.
### **Динамика**
Отдельное внимание, конечно, стоит уделить хореографии и динамике
пластического спектакля. Отличная синхронность в движениях толпы, страстный
танец Феба и Эсмеральды, страдания священника и слоу мо. Последнее в таком
динамичном спектакле было очень кстати, ведь в сопровождении голоса
рассказчика замедленные движения будто создавали картинку из фильма.
Спектакли театра «3Д» не просто так собирают полные зрительные залы. На них
идут за полным погружением в историю. Чтобы ни о каких буфетах и помыслить
нельзя было. Здесь искусство -- главный источник энергии.