«ЗОНА РИСКА» (авторская рубрика епископа Григория): Житейские просьбы к Богу. Слово на память святителя Николая и о десяти евангельских прокаженных (06/19.12.2021).
0
55
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Сегодня мы совершаем любимый в народе праздник – святителя Николая. Конечно, мы понимаем, что в народе особенно любим святитель Николай потому, что к нему обращаются в разных житейских нуждах, которые постоянно людей окружают и переполняют их жизнь, и получают от него помощь именно в этом.
Казалось бы, это не самая высокая аскетика, потому что Исаак Сирин, которого мы нередко читаем, пишет, что человек, который обращается к Богу с житейскими просьбами, уподобляется человеку, который пришел к царю и попросил у него кусочек навоза. Тем не менее, мы знаем, что тот же Исаак Сирин совершал богослужения, в которых точно так же, как и в наших нынешних богослужениях, были многочисленные прошения о житейских нуждах. Берем любую большую ектенью, и там большие прошения о житейских нуждах.
Налицо противоречие. Противоречие – это не значит, что плохо, а это значит, что просто надо думать дальше. Когда мы хватаемся за буквальный смысл той или иной фразы, то, как правило, мы ошибаемся и понимаем без рассуждения то, что нам хочет сказать Господь этой фразой. Без рассуждения, без понимания от Духа Святаго, который нам дается и через святых отцов, ничего понять нельзя.
Просто здесь есть некая иерархия, чем и объясняется противоречие. Конечно, по сути дела, стремиться надо к тому, чтобы от Бога ничего не хотеть кроме Бога, кроме того, чтобы быть с ним. Мы можем сами не заботиться о своих житейских нуждах, о которых Господь говорит в своей Нагорной проповеди, что Он Сам знает и позаботится.
Но чтобы к этому прийти, нужно к этому идти, а сразу попасть в это состояние не удается. А как к этому идти? Как раз этому и учит нас обычное богослужение, которое было во времена Исаака Сирина, и за тысячу лет до Исаака Сирина в ветхозаветной Церкви оно было таким, и сейчас оно у нас такое, – чтобы все постепенно просить. Я говорил это много раз и еще много раз повторю, что ребенок обучается любить родителей через разные житейские вещи, даже не столько ему нужные, вроде питания и тепла, но, казалось бы, и ненужные, — хотя они не менее нужные, — такие как игрушки. Конечно, ребенок может увлечься больше, чем ему на самом деле нужно, но, тем не менее, ему это необходимо на самом деле.
Поэтому полезно научаться молиться Богу, а для этого мы должны Его учиться просить – не самим на себя полагаться, а просить Бога даже в тех случаях, где, казалось бы, мы и сами имеем все достаточное для того, чтобы нашу конкретную какую-нибудь нужду удовлетворить. И вот для того, чтобы научиться молиться, надо молиться по низменным поводам, которые нам уже сейчас понятны, а тогда мы уже научимся просто молиться – уже не только по «возвышенным» поводам, но главное, вообще без какого-либо повода. Так не бывает, чтобы просто начать молиться, а начинается все с поводов. И все поводы по отношению к Богу являются низменными. Тем не менее, Господь хочет нас провести к этому обучению.
Поэтому хорошо, что есть такой народный обычай обращаться к святителю Николаю, а также другим святым — среди них на втором месте, а то и на первом у нас Иоанн Кронштадтский, — со всякими житейскими просьбами. Но вот здесь есть один важный момент: может быть, мы и получим удовлетворение своих просьб, а пользы мы от этого не получим. Может быть, получим даже вред. От чего это зависит, как раз рассказывает сегодняшняя евангельская история про десять прокаженных.
Все хотели одного и того же – исцелиться. И все получили одно и то же – исцелились. Казалось бы, все хорошо, но вернулся поблагодарить только один. Причем, выражаясь нашим современным языком, он был еретик, потому что самаритяне по отношению к иудеям были еретиками, несмотря на то, что иудеи по отношению к некоторым другим иудеям тоже были еретиками. Самаритяне, к которым принадлежал этот возвратившийся, многое в своей вере исповедовали правильно, но что-то важное – неправильно. Несмотря на это, — что, конечно, мешало его правильному обращению к Богу, — этот единственный самаритянин вернулся и поблагодарил. А те, которые, может быть, и не были еретиками, не воспользовались своей правильной верой и получили исцеление, не поблагодарив.
Благодарность – это очень важно. Важно молиться Богу не только пока мы не получили, но хотим получить, но не менее важно, а, может быть, и более важно, молиться тогда, когда мы это уже получили. Или когда мы получили не это, а что-то другое полезное вместо этого. В любом случае, когда эта конкретная маленькая наша история завершилась, то и нам ее надо правильно завершить – надо всегда обращаться к Богу с благодарностью.
Вот тогда замыкается важная цепь, тогда мы приучаемся быть все время в молитве Богу, которая идет от прошения к благодарению и от благодарения к следующему прошению, а потом уже наше обращение обходится без прошения, но с благодарением. И это не только важно, а это необходимо. От этого зависит, будем мы христианами или нет.
Поэтому очень хорошо, что у нас есть такие святые, к которым мы обращаемся даже в самых мелких своих нуждах. Но, конечно, мы должны понимать, что во всех наших нуждах – не только важных и больших, но и мелких – ничего хорошего не будет, если не обращаться к помощи Божией. Тогда получится, что даже совсем наши мелкие бытовые заботы, а тем более и какие-то крупные, которые в нашей жизни встречаются, будут служить не для того, чтобы внешним образом так или иначе менять нашу жизнь к лучшему, а для того, чтобы вести нас к познанию Бога, чтобы мы в своем собственном опыте понимали участие Бога, в Которого мы не просто веруем, а Которого мы знаем в нашей жизни.
Вот как люди не сомневаются, что перед ними стены, и тогда они не пойдут через стену, а будут искать дверь — здесь очень понятная реальность для них, — вот такой же реальностью, но даже более убедительной и точной становится для нас реальность Бога. Это не вопрос, который обсуждается, а вопрос, который очевиден. Поэтому мы оказываемся с Богом, с Ним проводим свою жизнь, если мы христиане.
Аминь.