1234. Белжец. 40 фотографий.
Холокост - когда почитаешь и поездишь — он за границей воображения. Все войны, эпидемии и иные трагедии перед ним, по-моему, меркнут. Только один пример: 10 сентября 1942 года из Коломыи в нынешней Ивано-Франковской области Украины был отправлен в Белжец товарный состав из 40 или 50 вагонов с загнанными в них евреями в количестве 8205 человек — мужчинами, женщинами, детьми, по 200 человек на вагон, битком, без еды и питья все 300 километров через Станиславов (Ивано-Франковск) и Львов. Узники ехали голыми — разделись сами от духоты либо их заставили стражники, чтоб не сбежали. Около 2000 умерли по дороге, а остальные задохнулись в бараке с газовыми камерами вскоре по прибытии, все трупы были сброшены в огромный ров, уже более чем наполовину заполненный. Я не знаю, как это представить.
Одним из главных гитлеровских деяний по Холокосту была «Акция Рейнхард» - уничтожение польских евреев, жителей Генеральной Губернии — значительной части оккупированной немцами Польши (включая, в частности, Краков, Варшаву и Люблин). В трех специально созданных лагерях уничтожения на востоке Польши - Белжец, Треблинка и Собибор - всего за несколько месяцев 1942-1943 гг погибли полтора миллиона евреев.
Про Треблинку я уже давно писал и вывешивал фотографии (https://dassie2001.livejournal.com/71443.html), в Собиборе тоже был, там сейчас реконструкция, съезжу еще раз позже. А на днях съездил на мемориал в Белжец на юго-востоке Польши недалеко от границы с Украиной. Этот лагерь уничтожения функционировал лишь 9 месяцев - с середины марта до середины декабря 1942 года, в его газовых камерах погибли 470 000 евреев - в основном, польских (включая население нынешних западных областей Украины), а также из Германии, Австрии, Чехии и Словакии. Даже если просто поделить на календарное время, получается около 2 000 человек ежедневно. Женщины, мужчины, дети - без разбора. Поначалу ходили слухи, что вывозят в пересыльный лагерь, откуда - в рабочие лагеря на восток. А потом и слухов не было, молва распространилась, согнанные из разных гетто евреи знали, куда их везут.
Щель или Дорога — последний путь евреев от прибытия в лагерь к бараку с газовыми камерами, где теперь Каменная Стена памяти.
Битком набитый товарняк из 20 или даже из 50 вагонов со стороны Люблина или со стороны Львова въезжает на небольшую огороженную и охраняемую территорию (7 га, 265 на 275 метров), эсэсовцы и охранники-коллаборанты (в основном, украинцы) быстро выгружают-выгоняют прибывших, пару десятков мужчин покрепче - в сторону, пригодятся для работ, у прибывших забирают все вещи и ценности, всем раздеться догола, женщинам состригают волосы — и по дорожке с колючей проволокой справа и слева гонят сотню метров через поле на пригорок Козельск к бараку, в «душ» и на «дезинфекцию». Двери душевых закрываются, шумит мотор — двигатель от танка или авто или даже подводной лодки, забивающий крики, двадцать минут — и живых уже нет, с прибытия прошло всего часа два, наутро эшелон возвращается пустым, готовый забрать очередные сотни и тысячи несчастных. А рабочие команды из пока еще живых узников сбрасывают трупы задушенных выхлопными газами в заранее вырытые рвы. И так почти ежедневно, иногда по нескольку эшелонов в день.
То же самое и тогда же происходило в не так уж далеких Треблинке и Собиборе (870 000 и 180 000 жертв, соответственно), но там были массовые бунты и побеги, выжили несколько десятков узников-свидетелей. А в Белжце массовых побегов не было - сбежать и выжить удалось лишь троим из почти полумиллиона.
В начале 1943 года, когда эшелонов с евреями уже не было и лагерь уничтожения было решено ликвидировать, рабочие команды из оставленных узников выкопали большинство трупов и сожгли их на колосниковых решетках из рельсов (по-видимому, точно так же, как в Треблинке). Все строения разобрали, территорию лагеря выровняли и засеяли травой. А работавших узников отправили в Собибор и там сразу уничтожили.
До 1960-х годов об этом лагере смерти не было широко известно, хотя в 1945-46 годах были проведены эксгумации и расследование преступления, не все трупы оказались сожжены. На месте лагеря был просто пустырь. В конце 1963 года установили первый памятник с надписью памяти жертв гитлеровского террора, евреи там вообще не упоминались. Еще через некоторое время памятное место обновили, плиту с надписью сменили, евреи уже на ней были, была установлена и небольшая скульптурная композиция.
В 1993 году польский Совет Охраны Памяти Борьбы и Мученичества и Американский Еврейский Комитет подписали соглашение о создании нового (нынешнего) мемориала, который и был открыт в июне 2004 года. Авторами проекта этого символического мемориального кладбища и музея при нем являются Анджей Солыга, Здислав Пидек и Марчин Рошчик. От предыдущего небольшого мемориала сохранилась только памятная плита, она в музее (есть у меня на фото). А скульптурная композиция при демонтаже рассыпалась, так мне сказали — я видел фото, скульптура была просто из гипса или цемента, вероятно.
Вот мои 40 фотографий с небольшими пояснениями. Некоторые фото однотипные, но ведь и жертвы были из разных мест, хотелось хоть как-то охватить. Народу тут бывает мало, по-моему. Треблинка - она близко от Варшавы, туда добраться легко, а сюда не очень по пути. Время стирает следы и намерения.
Вход на территорию мемориала, вдали — символическое кладбище. Справа — надпись на иврите, по-польски и по-английски.
Надпись такая:
«Место мученической смерти около 500 000 жертв лагеря уничтожения евреев в Белжце, убитых в период с февраля до декабря 1942 года гитлеровцами»
«Земля! Не сокрой крови моей и да не знает покоя мой вопль! Книга Иова, 16:18.»
Русский текст цитаты из Библии я дал по переводу Сергея Аверинцева, соответствующему приведенным польскому и английскому текстам (а иврита я не знаю). Если не ошибаюсь, оригиналом послужил текст древнееврейский. Канонический русский текст из Книги Иова, принятый РПЦ, по-моему, сделан с другого перевода Библии — если опять же не ошибаюсь, греческого. И он, на мой взгляд, попросту неверный (или, во всяком случае, непонятный по смыслу своему). Неверный то ли русский перевод с греческого, то ли уже сам греческий текст. Знатоки, вероятно, в курсе, вдруг кто-то меня поправит.
А с другой стороны стены, уже внутри мемориала, фрагмент стихотворения израильского поэта Дана Пагиса «Написано карандашом в запломбированном товарном вагоне»:
”Тут, в этом вагоне я, Ева, с моим сыном Авелем. Если увидите моего старшего, Каина, сына человеческого, скажите ему, что я”
Символический фрагмент железнодорожных путей (рельсы со шпалами) того ответвления, по которому сюда, на перрон или платформу, приезжали составы с узниками. Подобные штабеля использовались и при сжигании трупов. Виднеющаяся табличка просто предупреждает, чтобы тут не ставили горящие лампадки (шпалы-то деревянные).
Общий вид основной части мемориала — массовых символических могил. Камни, металлургический шлак, пепел, бесплодная истощенная земля. А по ступенчатому бетонному периметру, ведущему на белеющий вдали пригорок — названия тех местностей (на идиш и по-польски), откуда сюда привозили евреев.
Указаны месяцы очередных этапов. А местности в данном случае — поселок Заболотов в нынешней Ивано-Франковской области Украины и гмина Баранув в Люблинском воеводстве.
Коломыя, о которой писал в начале (но по времени это другой этап оттуда), Краков.
Львов, оттуда было много этапов.
На пригорке на месте белой стены в середине и стоял барак с газовыми камерами.
Первый транспорт с евреями прибыл 17 марта 1942 года.
Каменная Стена из светлого гранита. Наверху на пригорке с названием Козельск как раз размещался барак с газовыми камерами.
Цитата из Книги Иова та же, что при входе, по-английски она выглядит так: «Earth, do not cover my blood! Let there be no resting place for my outcry!»
А напротив, также на вертикальной стене, выбиты одни только имена погибших здесь евреев.
Поднимаемся на другую сторону мемориального поля.
Большинство жертв — поляки из восточных районов нынешней Польши и из нынешней Западной Украины, но были этапы и из других стран Европы. Вот австрийская Вена и немецкий Висбаден. Надписи тут на языках соответствующих стран и на иврите, а не по-польски и на идиш, как для польских и ныне украинских местностей. Такая вот особенность небольшая.
Немецкий Штральзунд, что перед островом Рюген на Балтике, и общий вид юго-восточной части мемориала с сохраненными деревьями, они помнят лагерь.
Мюнхен и Нюрнберг.
Берлин и Бреслау (нынешний Вроцлав).
Сохраненное с войны дерево (дуб) и последние этапы в Белжец — декабрь 1942. Томашов Любельский — это ближайший к Белжцу город.
Дуб и мертвая земля — в основном, доменный шлак.
Вся дорожка вниз ко входу на мемориал, символическому перрону и музею.
Около деревьев кое-где пробилась растительность.
Фото уже примерно от входа в Щель — символическую дорогу смерти.
Музей.
От станции Белжец сохранилась только вывеска.
Макет барака с 6 газовыми камерами. При входе надписи «Душевая» и «Ингаляция» и Звезда Давида. Трупы вытаскивали через наружные двери каждой камеры. А работавший двигатель гнал выхлопные газы по трубам под полом каждой камеры с выводом в камеры.
При археологических раскопках в 1997-2000 годах в связи с созданием нового мемориала были найдены цементные бирки или жетоны с номерами. По мнению специалистов, они выдавалась узникам при сдаче ими ценных вещей по приезде — своего рода квитанции. С такими жетонами и шли голыми в газовые камеры.
Найденные при раскопках клеенчатые знаки со Звездой Давида, которые носили евреи в своих гетто.
А это единственный сохранившийся элемент предыдущего мемориала — памятная плита:
«В этом месте с февраля до декабря 1942 года находился гитлеровский лагерь уничтожения, в котором мученической смертью погибли около 600 000 евреев из Польши и других стран Европы, а также 1500 поляков за оказываемую евреям помощь.» Надпись неточная — жертвы-неевреи были в этом лагере единичными случаями, по каким-то поводам.
В начальной части высота Щели менее метра, а в конце — 11 метров.
За территорией лагеря, с другой стороны дороги сохранился дом коменданта лагеря, сейчас его капитально ремонтируют. Что в нем будет, не знаю — даже не знаю, не частный ли он.
От лагеря примерно полкилометра до ж-д станции Белжец, почти напротив нее через дорогу — старое здание паровозного депо, оно использовалось как склад отобранных у привезенных жертв вещей. По-моему, обычно в лагерях такие помещения называли почему-то «Канадой» - не знаю, называли ли тут, в музее тоже не знают.
А вот эти рельсы около депо на пути к лагерю примерно на границе леса — не с тех ли времен?
Внутри депо-«Канады».
А это нынешняя станция Белжец.
И нынешний поезд Белжец-Люблин — его называют «шинобус». По дороге везде подсаживались велосипедисты, было абсолютно битком, даже протиснуться в любую сторону было невозможно. Какой там вирус...
Одним из главных гитлеровских деяний по Холокосту была «Акция Рейнхард» - уничтожение польских евреев, жителей Генеральной Губернии — значительной части оккупированной немцами Польши (включая, в частности, Краков, Варшаву и Люблин). В трех специально созданных лагерях уничтожения на востоке Польши - Белжец, Треблинка и Собибор - всего за несколько месяцев 1942-1943 гг погибли полтора миллиона евреев.
Про Треблинку я уже давно писал и вывешивал фотографии (https://dassie2001.livejournal.com/71443.html), в Собиборе тоже был, там сейчас реконструкция, съезжу еще раз позже. А на днях съездил на мемориал в Белжец на юго-востоке Польши недалеко от границы с Украиной. Этот лагерь уничтожения функционировал лишь 9 месяцев - с середины марта до середины декабря 1942 года, в его газовых камерах погибли 470 000 евреев - в основном, польских (включая население нынешних западных областей Украины), а также из Германии, Австрии, Чехии и Словакии. Даже если просто поделить на календарное время, получается около 2 000 человек ежедневно. Женщины, мужчины, дети - без разбора. Поначалу ходили слухи, что вывозят в пересыльный лагерь, откуда - в рабочие лагеря на восток. А потом и слухов не было, молва распространилась, согнанные из разных гетто евреи знали, куда их везут.
Щель или Дорога — последний путь евреев от прибытия в лагерь к бараку с газовыми камерами, где теперь Каменная Стена памяти.
Битком набитый товарняк из 20 или даже из 50 вагонов со стороны Люблина или со стороны Львова въезжает на небольшую огороженную и охраняемую территорию (7 га, 265 на 275 метров), эсэсовцы и охранники-коллаборанты (в основном, украинцы) быстро выгружают-выгоняют прибывших, пару десятков мужчин покрепче - в сторону, пригодятся для работ, у прибывших забирают все вещи и ценности, всем раздеться догола, женщинам состригают волосы — и по дорожке с колючей проволокой справа и слева гонят сотню метров через поле на пригорок Козельск к бараку, в «душ» и на «дезинфекцию». Двери душевых закрываются, шумит мотор — двигатель от танка или авто или даже подводной лодки, забивающий крики, двадцать минут — и живых уже нет, с прибытия прошло всего часа два, наутро эшелон возвращается пустым, готовый забрать очередные сотни и тысячи несчастных. А рабочие команды из пока еще живых узников сбрасывают трупы задушенных выхлопными газами в заранее вырытые рвы. И так почти ежедневно, иногда по нескольку эшелонов в день.
То же самое и тогда же происходило в не так уж далеких Треблинке и Собиборе (870 000 и 180 000 жертв, соответственно), но там были массовые бунты и побеги, выжили несколько десятков узников-свидетелей. А в Белжце массовых побегов не было - сбежать и выжить удалось лишь троим из почти полумиллиона.
В начале 1943 года, когда эшелонов с евреями уже не было и лагерь уничтожения было решено ликвидировать, рабочие команды из оставленных узников выкопали большинство трупов и сожгли их на колосниковых решетках из рельсов (по-видимому, точно так же, как в Треблинке). Все строения разобрали, территорию лагеря выровняли и засеяли травой. А работавших узников отправили в Собибор и там сразу уничтожили.
До 1960-х годов об этом лагере смерти не было широко известно, хотя в 1945-46 годах были проведены эксгумации и расследование преступления, не все трупы оказались сожжены. На месте лагеря был просто пустырь. В конце 1963 года установили первый памятник с надписью памяти жертв гитлеровского террора, евреи там вообще не упоминались. Еще через некоторое время памятное место обновили, плиту с надписью сменили, евреи уже на ней были, была установлена и небольшая скульптурная композиция.
В 1993 году польский Совет Охраны Памяти Борьбы и Мученичества и Американский Еврейский Комитет подписали соглашение о создании нового (нынешнего) мемориала, который и был открыт в июне 2004 года. Авторами проекта этого символического мемориального кладбища и музея при нем являются Анджей Солыга, Здислав Пидек и Марчин Рошчик. От предыдущего небольшого мемориала сохранилась только памятная плита, она в музее (есть у меня на фото). А скульптурная композиция при демонтаже рассыпалась, так мне сказали — я видел фото, скульптура была просто из гипса или цемента, вероятно.
Вот мои 40 фотографий с небольшими пояснениями. Некоторые фото однотипные, но ведь и жертвы были из разных мест, хотелось хоть как-то охватить. Народу тут бывает мало, по-моему. Треблинка - она близко от Варшавы, туда добраться легко, а сюда не очень по пути. Время стирает следы и намерения.
Вход на территорию мемориала, вдали — символическое кладбище. Справа — надпись на иврите, по-польски и по-английски.
Надпись такая:
«Место мученической смерти около 500 000 жертв лагеря уничтожения евреев в Белжце, убитых в период с февраля до декабря 1942 года гитлеровцами»
«Земля! Не сокрой крови моей и да не знает покоя мой вопль! Книга Иова, 16:18.»
Русский текст цитаты из Библии я дал по переводу Сергея Аверинцева, соответствующему приведенным польскому и английскому текстам (а иврита я не знаю). Если не ошибаюсь, оригиналом послужил текст древнееврейский. Канонический русский текст из Книги Иова, принятый РПЦ, по-моему, сделан с другого перевода Библии — если опять же не ошибаюсь, греческого. И он, на мой взгляд, попросту неверный (или, во всяком случае, непонятный по смыслу своему). Неверный то ли русский перевод с греческого, то ли уже сам греческий текст. Знатоки, вероятно, в курсе, вдруг кто-то меня поправит.
А с другой стороны стены, уже внутри мемориала, фрагмент стихотворения израильского поэта Дана Пагиса «Написано карандашом в запломбированном товарном вагоне»:
”Тут, в этом вагоне я, Ева, с моим сыном Авелем. Если увидите моего старшего, Каина, сына человеческого, скажите ему, что я”
Символический фрагмент железнодорожных путей (рельсы со шпалами) того ответвления, по которому сюда, на перрон или платформу, приезжали составы с узниками. Подобные штабеля использовались и при сжигании трупов. Виднеющаяся табличка просто предупреждает, чтобы тут не ставили горящие лампадки (шпалы-то деревянные).
Общий вид основной части мемориала — массовых символических могил. Камни, металлургический шлак, пепел, бесплодная истощенная земля. А по ступенчатому бетонному периметру, ведущему на белеющий вдали пригорок — названия тех местностей (на идиш и по-польски), откуда сюда привозили евреев.
Указаны месяцы очередных этапов. А местности в данном случае — поселок Заболотов в нынешней Ивано-Франковской области Украины и гмина Баранув в Люблинском воеводстве.
Коломыя, о которой писал в начале (но по времени это другой этап оттуда), Краков.
Львов, оттуда было много этапов.
На пригорке на месте белой стены в середине и стоял барак с газовыми камерами.
Первый транспорт с евреями прибыл 17 марта 1942 года.
Каменная Стена из светлого гранита. Наверху на пригорке с названием Козельск как раз размещался барак с газовыми камерами.
Цитата из Книги Иова та же, что при входе, по-английски она выглядит так: «Earth, do not cover my blood! Let there be no resting place for my outcry!»
А напротив, также на вертикальной стене, выбиты одни только имена погибших здесь евреев.
Поднимаемся на другую сторону мемориального поля.
Большинство жертв — поляки из восточных районов нынешней Польши и из нынешней Западной Украины, но были этапы и из других стран Европы. Вот австрийская Вена и немецкий Висбаден. Надписи тут на языках соответствующих стран и на иврите, а не по-польски и на идиш, как для польских и ныне украинских местностей. Такая вот особенность небольшая.
Немецкий Штральзунд, что перед островом Рюген на Балтике, и общий вид юго-восточной части мемориала с сохраненными деревьями, они помнят лагерь.
Мюнхен и Нюрнберг.
Берлин и Бреслау (нынешний Вроцлав).
Сохраненное с войны дерево (дуб) и последние этапы в Белжец — декабрь 1942. Томашов Любельский — это ближайший к Белжцу город.
Дуб и мертвая земля — в основном, доменный шлак.
Вся дорожка вниз ко входу на мемориал, символическому перрону и музею.
Около деревьев кое-где пробилась растительность.
Фото уже примерно от входа в Щель — символическую дорогу смерти.
Музей.
От станции Белжец сохранилась только вывеска.
Макет барака с 6 газовыми камерами. При входе надписи «Душевая» и «Ингаляция» и Звезда Давида. Трупы вытаскивали через наружные двери каждой камеры. А работавший двигатель гнал выхлопные газы по трубам под полом каждой камеры с выводом в камеры.
При археологических раскопках в 1997-2000 годах в связи с созданием нового мемориала были найдены цементные бирки или жетоны с номерами. По мнению специалистов, они выдавалась узникам при сдаче ими ценных вещей по приезде — своего рода квитанции. С такими жетонами и шли голыми в газовые камеры.
Найденные при раскопках клеенчатые знаки со Звездой Давида, которые носили евреи в своих гетто.
А это единственный сохранившийся элемент предыдущего мемориала — памятная плита:
«В этом месте с февраля до декабря 1942 года находился гитлеровский лагерь уничтожения, в котором мученической смертью погибли около 600 000 евреев из Польши и других стран Европы, а также 1500 поляков за оказываемую евреям помощь.» Надпись неточная — жертвы-неевреи были в этом лагере единичными случаями, по каким-то поводам.
В начальной части высота Щели менее метра, а в конце — 11 метров.
За территорией лагеря, с другой стороны дороги сохранился дом коменданта лагеря, сейчас его капитально ремонтируют. Что в нем будет, не знаю — даже не знаю, не частный ли он.
От лагеря примерно полкилометра до ж-д станции Белжец, почти напротив нее через дорогу — старое здание паровозного депо, оно использовалось как склад отобранных у привезенных жертв вещей. По-моему, обычно в лагерях такие помещения называли почему-то «Канадой» - не знаю, называли ли тут, в музее тоже не знают.
А вот эти рельсы около депо на пути к лагерю примерно на границе леса — не с тех ли времен?
Внутри депо-«Канады».
А это нынешняя станция Белжец.
И нынешний поезд Белжец-Люблин — его называют «шинобус». По дороге везде подсаживались велосипедисты, было абсолютно битком, даже протиснуться в любую сторону было невозможно. Какой там вирус...