«Круговорот чувств и их последствий в человеческой природе» – авторская рецензия
0
515
Спектакль «Лес» по пьесе русского драматурга Александра Островского в Театре молодёжи во Владивостоке поставили в юбилейный 75-й театральный сезон. Перед этим Театр представил зрителям пьесу о самом себе, основанную на воспоминаниях и документах, – рассказ о своей истории и людях, её создававших («Синяя птица», режиссёр Виталий Дьяченко). И вот второй спектакль нового сезона – и вновь разговор о людях театра, но уже с помощью сюжета, основанного на классической литературе. Классики, собственно, потому они и признаны таковыми, что через каждого персонажа могли показать людское в его безвременном широком контексте – раскрыть чувства, переживаемые человеком в любой из ситуаций, куда он, человек этот, попадал. Показать, как он проживал свои внутренние состояния, как действовал – раскрутить на страницах романа, повести или пьесы этакое «колесо сансары», круговорот чувств и их последствий в среде людского общества. А потомкам потом думай да осознавай.
Режиссёр Александр Огарёв из всех сюжетных линий островского «Леса» как главную вывел на поверхность линию театральную, вернее не так – он завёл разговор об актёрской судьбе, когда нет у человека сил противиться тяге к немыслимому для многих действу – проживать чужие судьбы, играя на сцене роль. С этого спектакль и начинается: со случайной встречи на дороге двух актёров, один идёт пешком из Вологды в Керчь, другой из Керчи в Вологду – трагик Несчастливцев (Павел Пятыров и Адисон Салахутдинов) и комик Счастливцев (Илья Апанаев). И рассказывает товарищу нищий Счастливцев, у которого в котомке только пара книг с пьесами, да прихваченные из театра бутафорские ордена, как пытался он устроиться в жизни сытой и размеренной в доме дядюшки своего: «Я было поправился и толстеть уже стал, да вдруг как-то за обедом приходит в голову мысль: не удавиться ли мне?». И сбежал из «благодеяния сытости» от греха подальше в судьбу, хоть и голодную, да свою – вольную.
Островский писал «Лес» как комедию. «Лес», поставленный на сцене Театра молодёжи режиссёром Александром Огарёвым, явная трагикомедия, с комедийными сложносочинёнными композициями, когда вроде и нет повода откровенно хохотать над шутками (хотя и этих моментов в спектакле предостаточно), но тебе весь спектакль смешно.
И здесь много любви – музыка, движения, танцы, предметы-символы, такие, как порхающие по сцене бабочки, которых перемещают мужчины, образом напоминающие рабочих этой же самой сцены. Вся созданная режиссёрскими, сценографическими (художник-постановщик Елена Ярочкина), актерскими силами обстановка и, конечно же, силами классика Александра Островского – текст-то его и сюжет его, хоть и перешитый в последовательности, погружает в негу любовных чувств, переживаний, надежд, разочарований, а вернее сказать, обычной человеческой жизни с её потребностью в любви и сопутствующему этому по шкале «от и до» всем набором чувствительности.
Куда ни глянь, жители поместья «Пеньки» и его окрестностей, а именно здесь оказываются герои-артисты, влюбляются и переплетаются: солидная возрастом помещица Гурмыжская, владелица «Пеньков» (Алёна Устюжина и Анастасия Федосеева) охотится на юного балбеса-недоучку Буланова (Игорь Сушков). Ради желания выйти замуж за юнца, вот тот самый лес она и вырубить-продать готова. А лес-то, пожалуй, символ. Остались у неё ещё деревья, она и продаёт, притом уже живя в недвусмысленном – «Пеньки». А кто и душу продаст, а попроще сказать «продаст себя с потрохами», помним же крик о помощи «спасите наши души», как обращал внимание сатирик, живущий значительно позднее Островского, не тела спасите (потроха). Как дальше будет жить Буланов, влюблённый в 20-тилетнюю Аксюшу, племянницу Гурмыжской? В конце спектакля пацана даже жаль становится, продал-сдал себя в аренду Гурмыжской, в мамы ему годящейся. А как продаёт-то! Ух! Но и показано недвусмысленно – будет пытаться компенсировать свою узенькую душу свалившейся на него перспективой богатства и власти. Что с того, что написан «Лес» да-а-а-вно – в 1870 году? Неужто картины времени сегодняшнего узнать во всем этом фарсе сложно.
Так вот о любви. Прелестна по решению линия Счастливцев – Улита – это ключница, наперсница Гурмыжской (Лариса Постернак). И подкатывающий к Улите Карп (Вадим Замараев). Веришь в искренность чувств Аксюши (Анна Шевелёва и Дарья Мухортова) и купеческого сына Петра (Денис Лашко и Сергей Рюмкин). Да и сам купец Восьмибратов (Николай Тарищук), гоняющийся за Гурмыжской в попытке выкупить у неё тот самый лес, «плывёт» по сцене в общем потоке, порой аки бабочка, подхваченная флюидами любви, взывая к увлечённой собственной любовными переживаниями Гурмыжской: «Ра-ис-а Пав-лов-на!». Хотя любит-то Восьмибратов её тысячные купюры и не желает, чтобы сын женился на бедной Аксюше, не получив за неё приличный куш приданого, как говорится, ничего личного – только бизнес.
Спектакль как бы поделён на две части. Вначале зритель просто смотрит историю, и вдруг пелена с глаз спадает, и ему недвусмысленно говорят: «Стоп, мотор! Всё есть театр». Этакий театр в театре, в котором, возможно (а как вы думаете?) мы сами же и живём. Каждый в своём. И можно переиначить известную всем крылатую фразу на «Всяк кузнец своей пьесы» (напомню оригинал «Всяк кузнец своего счастья»).
Пьеса «Лес» рекомендована к изучению в школе, об этом есть немало информации в Сети вплоть до плана разбора произведения в 10-м классе. Хотя оно и не было включено в обязательную школьную программу, поэтому далеко не всем удалось прочитать его в школьное время. Ознакомившись с пьесой в версии спектакля «Лес» (маркировка 16+) на сцене Приморского театра молодёжи, у меня возникло желание перечитать её в оригинале и не потому, что надо, как в школе по программе, а потому, что постановка вызывала живой интерес к этой самой классической литературе, которая, как показало время, в прямом смысле безвременна. Люди и общество могут меняться во внешней форме, в том числе и «технического прогресса», но суть человеческая неизменна во все времена.