Польский дух белорусской оппозиции
Историю бело-красно-белой символики белорусским интерпретаторам удается проследить аж до периода Средневековья. Вот только государственных флагов в тогда не существовало, были династические гербы и стяги. И вот чьими они точнио ни были, так это белорусмскими.
Одним из них и был «Погоня» (или «Пагоня» — в белорусском варианте правописания) — герб Великого княжества Литовского, который сейчас тоже активно используют белорусские оппозиционеры. Но из общего с современным бело-красно-белым флагом у «Погони» были только цвета. При этом, как бы не изгалялись извращенцы, Княжество было именно ЛИТОВСКИМ. "Погоня" - тоже.
Ряд историков-националистов использовали в качестве аргумента картину, на которой изображена битва польско-литовских и русских войск под Оршей в 1514 году. Ее написал неизвестный художник из круга польского живописца Лукаса Кранаха-старшего, который лично был свидетелем сражения. Опять же, никто там белорусов не рисовал и сама битва - это битва польско-литовских и русских войск. На чьей стороне там вовевали, а они точно воевали, уроженцы нынешней территории Белоруссии, никому неведомо.
Полотно изобилует множеством мелких деталей, включая бело-красно-белые значки на копьях конницы Великого княжества. Вот только они не имеют отношения к белорусской символике. На флажках изображен красный крест Святого Георгия на белом фоне, который тогда активно использовался многими армиями Европы, включая Англию и Италию.
Есть еще две версии появления бело-красно-белого флага, но они еще болеесомнительны. Первая из них — это история про раненого местного князя, который повязал голову куском белого полотна и повел своих бойцов в атаку. Это довольно распространенный в европейской мифологии сюжет, присутствующий, например, в сказаниях народов, населявших территории современных Австрии и Испании.
Да хоть песню о Щорсе вспомните: "Кто под красным флагом раненый идёт? - Мы, сыны батрацкие, мы за новый мио...".
Вторая — о происхождении белорусского национального флага от польского шляхетского герба «Котвич», на щите которого бело-красно-белые цвета использованы именно в том сочетании, в котором они сейчас присутствуют на флагах белорусской оппозиции. Вот только герб «Котвич» известен по многим письменным источникам еще с XIII века, а сам род не имел отношения ни к Литве, ни к тем землям, на которых сейчас расположена Белоруссия.
Мало того, он опять же польский. Если белорусы готовы считать себя извечными вассалами Польши, то нет проблем - цвета хозяина носили его слуги. Здесь действителньо можно увидеть преемственность нынешней белорусской оппозиции.
Впрочем, сочетание белого и красного цветов было характерно для гербов как русского, так и польского дворянства Северо-Западного края Российской империи, монополии у поляко на них не было.
В тот период истории оно также активно применялось и в городской геральдике. Знамя Литовского, позже Белорусского гусарского полка состояло из трех белых и двух красных горизонтальных полос. Впрочем, эта матрасная расцветка тоже широко распространена.
Это, между прочим, флаг города Керчь. Корабли флота Пантикапея времён Митридата VI Евпатора имели паруса с красно-белыми полосами. Как понимаете, белорусами там и не пахло.
Нынешний же бело-красно-белый флаг, с которым выходят протестовать против Лукашенко, — результат появления на землях современной Белоруссии национально-ориентированной интеллигенции, которая называла себя «будителями». Во второй половине XIX века в Северо-Западном крае Российской империи начала развиваться городская культура, которая и дала толчок первым росткам национального самосознания.
На этом этапе и потребовалась новая, собственная национальная символика, чтобы противопоставить ее имперской. До появления флага на тот момент было далеко, однако местная интеллигенция определилась с цветами. Бело-красные повязки использовались еще во время Польского восстания 1863 года, которое охватило и территорию современной Белоруссии. Однако это была отсылка к флагам времен Речи Посполитой. С этого же образца начали свои поиски и белорусские интеллигенты. На момент исчезновения независимого польского государства в нем использовался красно-бело-красный флаг с гербом, объединяющим польского орла и литовскую «Погоню».
Как все понимают, красно-белые цвета были распространены на землях, веками контролировавшихся Польшей и Литвой. Они активно использовались вместных народных орнаментах. А национальные движения конца XIX — начала XX века опирались именно на крестьянскую этничность - больше им опираться было не на что - местные диалекты сохранялись именно в селах - в городах говорили на общем языке. Где-то английском, где-то - польском, где-то русском. Городов, в которых бы шпрехали на мове, суржике или гваре, не существовало и не могло существовать.
Такой орнамент, кстати, есть и на современном государственном флаге Белоруссии, принятом на референдуме 1995 года. Он идет вертикальной полосой слева и как бы объединяет зеленую и красную части. Но речь сейчас не о нем.
На первых порах у «будителей» вбыли сложности с символикой - бело-красно-белое сочетание времен Речи Посполитой было невозможно, так как этот флаг уже использовали австрийцы, пусть и с более насыщенным оттенком красного.
Идей была масса, но реализована была самая простая - оккупировавшим эти земли немцам было недосуг - местные должны были быстро подсуетиться под клиентом. Они просто взяли ранее разработанный проект петербургского архитектора Клавдия Дуж-Душевского. Именно он в 1918-м стяг стал государственным флагом Белорусской народной республики (БНР).
С 25 марта БНР провозглашает независимость на занятых немецкими войсками территориях бывшей Российской империи. Формально существовала до 1920 года, хотя по факту ее территория постоянно была занята другими странами — Литвой, Германией, Польшей
Красная армия дважды занимала Минск, впервые — 10 декабря 1918 года. Потом в августе 1919 года его заняли поляки, разрешив правительству БНР вернуться, но спустя год Красная армия вернула себе город окончательно. БНР прекратила существовать к концу 1920-го года
Флаг использовался во время Слуцкого восстания 1920 года и эмигрантскими белорусскими организациями.
Находящаяся в составе Советского Союза БССР долгое время своего флага не имела. Он появился только в 1928 году. Но и национальная символика там не преследовалась — напротив, о ней всячески напоминали в рамках политики «коренизации», то есть формирования национальной интеллигенции в союзных республиках. В середине 1920-х бело-красно-белые цвета использовались в оформлении торжественных мероприятий, особенно просветительского характера, был даже проект герба БССР с бело-красно-белой лентой.
После немецкой оккупации Белоруссии администрация Третьего рейха решила сделать ставку на местных коллаборационистов, прежде всего для борьбы с партизанским движением. Многие активные деятели БНР были готовы сотрудничать с нацистами, лишь бы против «красной оккупации». Немцы разрешили им использовать бело-красно-белый флаг и герб «Погоня» в 1942 году.
подконтрольная Третьему рейху Белорусская центральная рада (БЦР) принимает бело-красно-белый флаг в качестве своего официального символа
БЦР при этом называет себя правопреемницей Белорусской народной республики. Под национальным стягом с гербом она формировала отряды Белорусской краевой обороны, а по факту — полицаев, которые использовались для борьбы с партизанами и казней еврейского населения.
Попытки же сегодня оправдать этот флаг тем, что национальные флаги использовали многие предатели самых разных стран и народов, не выдерживают критики именно и прежде всего потому, что русский, бельгийский, французский или другие флаги нацисты именно использовали - все они были госудаственными символами ранее. Кстати, триколор Розенберг как официальный символ РОА использовать запретил и им был Андреевский военно-морской1 крест.
А вот флаг белорусских оппо никогда флагом белорусского государства не был. Ну, разумеется, кроме флага немецких же холуев в 1918 году.
Так что тут да, преемственность прослеживается.