Три художника. Выставка Гурия Захарова, Татьяны Соколовой и Андрея Васнецова в Абрамцево. Фоторепортаж
В Музее-заповеднике «Абрамцево» 23 июля откроется выставка «Гурий Захаров. Графика. Татьяна Соколова. Скульптура. Андрей Васнецов. Живопись». Полотно «Семья Гурия Захарова» начала 1970-х годов из музейного собрания стало «отправной точкой» в замысле экспозиции трёх очень разных художников, объединённых временем, средой и профессиональными задачами. Это выставка о художниках-ровесниках, чьё творчество с самого начала отличалось индивидуальностью и остротой.
Гурий Филиппович Захаров (1926–1994) - график, заслуженный художник РСФСР (1968). Учился в Московском высшем художественно-промышленном училище (Строгановском, 1946–1954). Работал главным образом в технике линогравюры и офорта. На выставке представлены его работы разных лет, посвящённые поэзии повседневности. Семья, Москва, жизнь на тверской земле, в Окатове, путешествия в Каргополь и Среднюю Азию, поездки в Тунис и Марокко отражены в захаровской станковой графике с её техникой — энергичной, резкой, активной и экспрессивной, с её чёткой, «по-фаворскому» пространственностью, обобщённостью формы, монументальностью, неравнодушием, остротой.
Татьяна Михайловна Соколова (1930–2010) - скульптор, академик Российской академии художеств (2001). Училась в Московском высшем художественно-промышленном училище (Строгановском, 1945–1953). Поиски объёмно-пространственной образности привели к изучению традиции пластических обобщений А.Т. Матвеева. Выставка позволяет оценить разнообразие приёмов, а точнее — расширение, казалось бы, устойчиво традиционных возможностей скульптуры в советском искусстве 1970-х годов.
«Впервые я познакомился с Таней в мастерской Ильи Львовича Слонима, который лепил её портрет. Тогда Таня произвела столь яркое впечатление, что мне немедленно захотелось её написать. С тех пор и началось моё знакомство с Таней и со всей семьёй Захаровых. Написать Таню оказалось чрезвычайно трудно. Внешнее впечатление обманчиво, и из стремления сделать из неё кустодиевскую красавицу ничего не вышло. Пожалуй, самый удачный портрет находится сейчас у Захаровых. В какой-то степени удалось выразить сложность, которой отличается Таня, как человек и как скульптор», - рассказывал Андрей Владимирович Васнецов) (1924–2009) — живописец, монументалист, педагог. Народный художник СССР (1991), лауреат Государственной премии СССР (1979), внук Виктора Михайловича Васнецова.
«Мне представляется художнический характер А. Васнецова, как соединение классических устремлений: уравновешенность, строгая плоскостность его работ, ясность подхода к решению профессиональной задачи (это относится больше к его монументальным вещам), — с устремлениями совсем не классическими: увидено вдруг, не осознано, или осознано потом, в конце работы, острое ощущение природного мотива и природной пространственной ситуации в их единстве, ценность случайного момента (это больше относится к станковым вещам)», - писал о нем Илларион Голицын.
Полотна Васнецова из абрамцевского собрания отличаются именно этой особенностью живой конструктивности, сплавом наблюдения и выверенного строя. «…И всё же Андрей Васнецов похож на деда. В нём та же ясность, простота, чёткость, цельность, открытость, стремление к правде. Его любимое «дитя» — связь между предметами, пластическая форма и цельность. Его любимый художник — испанский «чёрный» Сурбаран. Его любимые темы просты: красивая сидящая женщина (чаще всего одна и та же на протяжении многих лет), женщины, вешающие бельё, женщина, играющая в шахматы. Такие сюжеты, как завтрак, сцены охоты, полны у него внутренней значительности и тревоги», - вспоминает Гурий Захаров.
Фото: Сергей Петров