Забудьте о Бэнкси. Пять имён в русском уличном искусстве, за которыми стоит следить
Улица — тоже галерея, если уметь видеть. Тут все бесплатно, без коронавирусных и возрастных ограничений, очередей и дресс-кода. Здесь нет никаких правил ни для зрителей, ни для художников. Правда, на такую выставку надо успеть — коммунальщики могут опередить и все забаффить (закрасить).
Без регалий расскажу о пяти стрит-арт художниках, за чьим творчеством я слежу особенно внимательно и чьи работы пробуждают желание то ли тоже взять в руки баллончик, то ли просто выйти на улицу и искать послания.
Владимир Абих
С Владимиром Абихом вас должен был познакомить перформанс, который только ленивый админ «ВКонтакте» не выложил в свою группу. Буквы, складывающиеся в надпись «ЛУЧШИЕ ГОДЫ», в 2017 году плыли куда-то по петербургским каналам, навевая тоску и рождая вздох «В точку» даже у тех, у кого лучшие годы ещё не случились. У меня фото этого перформанса тоже до сих пор лежит в «сохраненках» ВК, но тогда я еще не знала, что это был Абих.
Фото: Инстаграм Владимира Абиха
Абих любит работать со словами и любит иронию, которые он объединяет и вписывает в городскую среду так, что кажется, что эта надпись всегда была на этой стене. Серия с субтитрами — пожалуй, то, на что я могу смотреть чуть ли не каждый день *надо бы на рабочий стол на ноутбуке поставить* Желтые субтитры [шум прибоя] на обломках бетона — и вы уже тоже где-то на Сахалине слушаете, как волны бьются о камни. И никакой ракушки — достаточно всего двух слов, которые не надо даже произносить.
Фото: Инстаграм Владимира Абиха
Есть у Абиха и русская хтонь, которую мы все так любим. «ХОТЬ НА СТЕНУ ЛЕЗЬ» написано на стене в Канске. А залезть туда и правда можно — сверху свешивается пожарная лестница, по которой хочется сбежать от грязи, мусора, русской, для многих невыносимой, провинциальной скуки и бедности.
Фото: Инстаграм Владимира Абиха
Слава Птрк
Слава Птрк своим искусством тоже часто обращает внимание горожан на социальные проблемы, повсеместные для России. Стальные руки держатся за решётку водостока прямо у Красной площади. Патриарх Кирилл плавает в бассейне из золота как дядя-скряга трёх диснеевских утят.
Фото: Инстаграм Славы Птрк
В 2016 году в Минске российская компания спонсировала паблик-арт на фасадах двух соседних домов. Художник изобразил мальчика — Минск — и девочку — Москву. Слава дополнил счастливую картинку дружбы народов и вплёл в венок девочки и букет в руках мальчика колючую проволоку, превратив сюжет в «дружбу режимов». И все это задолго до белорусских протестов. Когда я впервые увидела эту работу, то смотрела на нее минут десять, пытаясь понять, а что, собственно, Слава поменял в исходнике. Готова поспорить, что единицы минчан, проходивших мимо этого граффити, замечали неладное. Еще одно подтверждение, что внимательных стрит-арт вознаграждает.
Фото: Инстаграм Славы Птрк
Вместе с Владимиром Абихом Слава Птрк создал проект «Уличная грязь» — художники сфотографировали бездомных людей, перенесли их портреты на щиты ДВП, а дальше дело было за улицей и прохожими. Брызги грязи, дождь и ветер помогли проявить лица людей, к которым городские жители обычно относятся с нескрываемым пренебрежением. Как к грязи. В общем, буквальный стрит-арт. Пожалуй, ни от одной работы мне не было так тоскливо, как от этой.
Фото: Инстаграм Славы Птрк
Иван Симонов
Рабочий электроцеха, притаившийся за углом дома, мужчина, сидящий на табуретке со свежей газетой в руках, собирающаяся на пляж полнотелая дама — проект Ивана Симонова «Маленькие люди» посвящён обычным россиянам, которых мы встречаем каждый день на улицах или какими мы сами и являемся. Иван фотографирует их, а потом выпускает обратно в город уменьшенными и в 2D формате. Есть и совсем не маленькие люди, например, пятиметровая бабушка, заглядывающая в окна кирпичной хрущёвки в Екатеринбурге.
Фото: Инстаграм Ивана Симонова
Этой весной «Маленькие люди» оказались даже на хвосте самолёта благодаря коллаборации художника с авиакомпанией S7.
Есть в этом проекте что-то очень уютное и одновременно пугающее. Все мы с вами такие же маленькие забавные люди, за которыми кто-то исподтишка наблюдает. Мы же все-таки в России.
0331с
0331с (Женя Оззик) создаёт муралы с помощью огнетушителей — выходит масштабно и динамично, будь то «Километр идущих ног» высотой в несколько метров или ощетинившиеся волки на стене площадью 10,5 тысяч квадратов. Лучше могут быть только деньги. Например, цистерна, превратившаяся в стопку монет по 0 рублей.
Фото: Инстаграм 0331с
Работает 0331c и со скульптурой. Обломки Кремлевской стены, вырезанные из гранита, присоединяются к побитому Царь-колоколу и Царь-пушке. А украшают их сразу несколько разных тегов художника — Кремлю бы вполне пошла такая роспись.
Фото: Инстаграм 0331с
Юрий Аверин
Когда концептуализм утомляет, и пресыщаешься очевидными и скрытыми посылами, наступает время абстракций. Геометрические формы красноярского художника Юрия Аверина обычно можно обнаружить в заброшенных зданиях, на только вбитых и уже оставленных навсегда сваях. Экспериментируя с цветом, формой и фактурой, Юрий оставляет пространство для нашей собственной трактовки. Здесь все как в игре с облаками на небе — что вы видите, то и изображено. И да, ваш пятилетний ребенок, конечно, нарисовал бы лучше.
Фото: Инстаграм Юрия Аверина