Главный режиссёр Тверского академического театра драмы отмечает 90-летний юбилей
Вера Андреевна Ефремова – выдающийся театральный режиссёр, педагог, неравнодушный человек, который помог огромному числу талантливых людей постичь профессию актёра, найти свой путь в жизни и работать плодотворно. В день рождения все поздравляющие отмечают, что Вера Андреевна сыграла очень большую роль в их судьбах, проявила заботу и следила за успехами.
Вера Андреевна Ефремова – выдающийся театральный режиссёр, педагог, неравнодушный человек, который помог огромному числу талантливых людей постичь профессию актёра, найти свой путь в жизни и работать плодотворно. В день рождения все поздравляющие отмечают, что Вера Андреевна сыграла очень большую роль в их судьбах, проявила заботу и следила за успехами.
«Вера Андреевна – удивительно цельная личность. Долгие годы она сохраняет традиции классического русского театра. Даже «лихие времена» не заставили её свернуть с пути. Она – сильная, строгая творческая натура, но в личном общении приветливая, мягкая и обаятельная», – директор Тверского академического театра драмы Светлана Вержбицкая.
Вера Андреевна Ефремова возглавляет Тверской академический театр драмы с 1974 года. Она не только сохранила сложившееся традиции, но и принесла в театр свою яркую творческую позицию, стремление к неустанному поиску. За это время она поставила более полусотни спектаклей по произведениям русской и зарубежной классики.
«Это единственный настоящий режиссёр в моей жизни, которая сделала меня актрисой, дала мне сыграть все самые лучшие роли из русской классики – «Анна Каренина», «Бесприданница», «Последняя жертва», «На всякого мудреца довольно простоты» и мн.др. Она сделала театральным этот город…
Она создала прекрасную труппу, репертуар. Давала возможность каждому себя проявить. Она – настоящий русский прогрессивный режиссёр. Великий мастер», – народная артистка России Вера Рычкова.
Информация о постановках Веры Ефремовой, фото и видеоматериалы размещены на сайте Виртуального музея Тверского академического театра драмы. Заложенные художественным руководителем традиции русского классического театра бережно сохраняют и продолжают.
«Вера Андреевна Ефремова больше всего на свете любит репетировать, разбирая произведение во время т.н. «застольного периода». Она вместе с актёрами «препарирует» жизнь каждого персонажа пьесы, определяет его характер и мотивацию.
Вторая страсть Вера Андреевна – это молодёжь, она безумно любит работать с молодыми. Режиссёру важно видеть – как её ученики становятся артистами, как делают первые шаги. Она принимает колоссальное участие в их судьбе», – народная артистка России Ирина Андрианова.
В труппе работают 10 артистов почтенного возраста, которые проработали с Верой Андреевной плечом к плечу 40-45 лет и больше.
«Это мой Учитель, который всегда рядом на моём творческом пути. Мне очень приятно и комфортно работать с ней. Всегда помогала мне развиваться, раскрывать грани своего таланта. Я играл во всех её спектаклях. Безмерная благодарность!», – народный артист России Владимир Чернышов.
«Все 50 лет моей сценической жизни связаны с этим человеком. Очень во многом благодаря Вере Андреевне я пришёл в театр. Когда ещё школьником видел её репетиции в Калуге, то был потрясён. Благодаря ей выбрал актёрскую стезю, и пять десятилетий вместе я могу назвать счастливейшим временем. Кроме колоссальной благодарности, пиетета и поклонения перед этим человеком у меня ничего нет», – народный артист России Константин Юченков.
Народная артистка России Наина Хонина адресовала юбиляру поэтическое поздравление:
Диалог актрисы с режиссёром
В. Ефремовой
– Скажи, кто мы тебе?
– Вы? Дети… Мои дети.
– И ты за нас за всех в ответе?
– Вы – буковки в моей судьбе.
– Из нас ты сложишь слово…
– Театр. Сцена. Жизнь и смерть.
Не бытовая круговерть…
– Когда от пристального взора,
Под звук оборванной струны,
Где ви́шневых цветов узоры
Так в наши души вплетены,
Идём на сцену мы́, а ты?
Ты прячешься в тени кулис…
– Любуюсь на своих актрис.
– Так ты нас любишь?
– Да, люблю.
– Ты нас погубишь!
– Погублю.
– И возродишь нас?
– Непременно.
– Ты откровенна?
– Откровенна.
– А не боишься ты измены?
– Боюсь. Любые перемены так сердце ранят…
А! Пустое! Ведь важно-то совсем иное, не перемены, не измены,
Дай руку, провожу до сцены!
Н. Хонина
Весь коллектив Тверского академического театра драмы сердечно благодарит главного режиссёра за её вклад в развитие храма Мельпомены и, в целом, театрального искусства на Тверской земле.
«Крепкого здоровья! Ваша работа повлияла на меня, вы – навсегда в моей душе и моём сердце», – заслуженный артист России Андрей Журавлёв.
«Мы обе закончили одну альма-матер, ГИТИС. В коридоре вуза я впервые увидела Веру Андреевну. У неё, на мой взгляд, очень развита профессиональная интуиция. Она чувствует и понимает актёров. К примеру, для неё было ясно, что я в большей степени комедийная актриса. В «Укрощении укротителя» Д. Флетчера я сыграла Марию. Когда московские критики увидели постановку, они единогласно сказали: «Берегите этот спектакль, он дорогого стоит! В «Чайке» моя большая работа – Нина Заречная.
Вера Ефремова – чуткий человек, тонко чувствующий драматургию», – заслуженная артистка России Ирина Кириллова .
«30 лет вместе работаем. Я благодарен Вере Андреевне, что прикоснулся к настоящему классическому русскому театру. Это фундамент, базис. Нам удалось понять, что лежит в основе. Я счастлив, что играл в спектаклях по А.П. Чехову, А.Н. Островскому, Л.Н. Толстому. В театре можно ставить всё, что угодно, насколько позволяет полёт фантазии, но важно сохранять каноны русского театра, сохранять уровень», – заслуженный артист России Валентин Кулагин.
«Она – большой театральный деятель, неординарный режиссёр, который исповедовал психологический русский театр. Она трепетно относится к актёрам, к тому делу, которому служит. Одна из самых ярких моих ролей в спектакле Ефремовой – это Шаманов в спектакле «Прошлым летом в Чулимске» Мне было легко с ней работать», – заслуженный артист России Виталий Синицкий.
«Я из тех, кто знает Веру Андреевну дольше всех. Дело в том, что мы вместе работали ещё в Челябинске. Она, будучи молодым режиссёром, блестяще владела профессией. Затем, так распорядилась судьба, мы вновь встретились, уже в Твери. Скажу честно, что считаю её своей «театральной мамой», духовным наставником. Очень запомнились работы в спектаклях «Сердце не камень» А.Н. Островского, «Ведьма» А.П. Чехова, «Маскарад» Ю.М. Лермонтова. Это для меня было, выражаясь языком военных, академическое образование. Она очень тщательно, вдумчиво работает, понимая природу актёра», – заслуженный артист России Георгий Пономарёв.
«Она для меня всё. С начала моей работы в театре Вера Андреевна помогла постичь основы русской классической театральной школы. Она – тот режиссёр, который всегда стоял на позициях настоящего искусства», – артист Алексей Великотный.
«Сначала я долго не хотела встречаться с Верой Ефремовой, я работала тогда в Первом Московском областном драматическом театре. Но когда мы увиделись, меня поразила её сила духа, умение убеждать. Она любит русский театр, русскую классика, предана своему делу. У неё великолепнейшая атмосфера в спектаклях!», – актриса Наталья Плавинская.
«С 1959 года работали с ней вместе в Челябинском драматическом театре, а в 1974 году судьба вновь свела – в Тверском театре драмы. Вера Андреевна Ефремова – интересный режиссёр. Конечно, характер у неё непростой, но я никогда не спорила, выполняла все поставленные задачи. К сожалению, не так много сотрудничали. Роли, которые сразу вспоминаются – Пелагея Притыкина в «Варварах», Дуняша в «Вишнёвом саде». Было много срочных вводов в спектакли», – актриса Зоя Андреева.
«Режиссёр – это штучная профессия, ей владеют немногие. Вера Андреевна – настоящий Мастер своего дела. Когда я выходила на репетиции на сцену, я чувствовала атмосферу, которую она создавала, сразу с первых минут. Даже в роли без слов было понятно, что нужно делать. Она отдаёт себя людям всю! В жизни очень многим помогла», – актриса Наталья Бурдина.
«Это, прежде всего, театральный человек. Это и особый склад мышления, и особый склад судьбы… Вера Андреевна из театральной семьи, отец её режиссёр, мама – актриса, Вера Ефремова прошла жёсткий отбор в ГИТИС на курс народного артиста России Андрея Гончарова. «Традиция – это передача огня, а не поклонение пеплу» (Густав Малер).
Я был счастлив играть Неизвестного в её спектакле «Маскарад» по М.Ю. Лермонтову. У неё была своя политика по отношению к актёрскому составу. Она всегда отвечала за занятость людей и ценила работников не за лояльное отношение к себе, а по профессиональным качествам. В собственной работе её отличали интуиция и страсть», – артист Борис Михня.
«Первая моя роль у Веры Ефремовой – Лиза в водевиле «Лев Гурыч Синичкин». Я была совсем юна, но был особый подход, со мной лично занимались. В составе был много именитых актёров! Это было большим подарком, так сказать, ключевым моментом.
Дорога в театре нам была открыта. Нас, учеников, всегда поддерживали в работе. Как спектакли – «дети» своих режиссёров, так и мы, актёры, тоже «дети» наших педагогов. Спектакли Веры Андреевны отличаются душевностью, в них есть то самое, настоящее.
У нас также очень хорошие дружеские отношения», – актриса, ассистент режиссёра Ольга Крылова.
Вера Андреевна Ефремова стала «театральной мамой» для своих учеников, которые на сегодняшний день составляют большую часть труппы. С 1993 по 2009 год она руководила Тверским курсом Высшего театрального училища им. М.С. Щепкина, удостоена Учёного звания Профессор кафедры мастерства актёра. Всего состоялось четыре выпуска.
«Где бы я ни был, в какой бы город не забросила работа, когда говорю, что я – актёр из Тверского академического театра драмы, вспоминают руководителя – Веру Андреевну Ефремову. Это деятель искусств, который известен на всю Россию и за её пределами! Конечно, вызывает гордость, что это мой педагог, художественный руководитель, с которым я начинал свой актёрский путь.
Она – женщина-легенда, которая была первым учителем Олега Павловича Табакова, училась вместе с П.Н. Фоменко. Она из той категории деятелей искусств, на которых, в принципе, держался театр советский, затем театр российский», – артист Тарас Кузьмин.
Все единодушно называют один из принципов работы Веры Андреевны как режиссёра – правдивость, стремление добиться естественности. Когда видит фальшь, Вера Ефремова говорит: «Нет, не то! Снова пробуй!» «Прожить на сцене каждое мгновение» было законом.
«В 1993 году вся моя судьба перевернулась. Проучившись год в Политехе, я поступил на Тверской курс Высшего театрального училища им. М.С. Щепкина. Я несказанно рад и благодарен богу, что встреча с Верой Андреевной произошла. Нам преподавали не только теорию, но сразу давали возможность применить знания на практике в спектаклях», – режиссёр, актёр Александр Павлишин.
«Мои родители были актёрами, поэтому Веру Андреевну я знаю с раннего детства. Мне сначала она казалась безумно строгой, я боялась лишний раз попасться на глаза. А уже в студенчестве я поняла, что это очень мудрый, профессиональный человек. Я прониклась уважением к законам, которые она установила, и на которых держится театр. Любовь и верность профессии, честность, воспитали во мне Вера Андреевна и Сан Саныч Чуйков. Их традиции мы продолжаем в своей театральной студии», – актриса Дарья Плавинская.
Выпускники тверской «Щепки» единодушно признают, что творческий тандем Веры Ефремовой и Александра Чуйкова как режиссёров и педагогов помогал развивать театр.
«Вера Ефремова – человек той эпохи, когда актёрская профессия была точкой опоры в жизни, а театр – центром культуры и храмом искусства. Такие люди, как Вера Андреевна, самозабвенно отдают себя творчеству, не жалея сил. Для меня она – требовательный режиссёр, помогающий открыть в себе новые грани таланта, новые черты в каждом образе, понять мотивацию своего героя. Её подход – это настоящая школа, в которой есть самое главное – фундаментальное отношение к делу своей жизни», – артист Никита Берёзкин.
«Вера Андреевна – настоящий Педагог. Мы с ней знакомы с 2001 года, читала её книгу «Поиски сути» (1982). Она – человек большого масштаба, знакома с выдающимися театральными деятелями. Во время учёбы были с ней недопонимания, но сейчас я понимаю – насколько много она нам дала, как актёрам. У неё была очень сильная дисциплина, и она требовала её от нас», – актриса Евгения Голубева.
«Вера Андреевна – не только мудрый режиссер, она представитель настоящей интеллигенции. Руководя театром, она «собирала» труппу, брала к себе абсолютно разноплановых актеров, давала шанс молодёжи проявить себя, тонко совершенствовала нас. При работе с ней чувствовалась Мысль, она добивалась правды действия. Это удивительно, но при ее внешней жёсткости, ощущалась невероятная душевная теплота. Она обволакивала своим мастерством, открывая в нас внутреннюю актерскую свободу. Вера Андреевна мой учитель, учитель с большой буквы. И мы все её дети», – артист Алексей Майский.
«Я пришла в театр в 1995 году как помощник режиссёра, работала два года, играя небольшие эпизодические роли, с 1997 года меня перевели на актёрскую ставку. Затем поступила в тверскую «Щепку», училась вместе со всеми, параллельно трудилась. Вера Андреевна очень много нам дала, посвятила в секреты профессии», – актриса, ассистент режиссёра Татьяна Лугачёва.
«Безусловно, Вера Ефремова – наш Мастер и Учитель! Вера Андреевна Ефремова и Сан Саныч Чуйков помогли мне найти своё место в жизни. Они научили основам мастерства, умению вжиться в роль, проникнуть в суть. И, главное, воспитали в нас понимание эстетики», – актриса Яна Голубева.
«Можно сказать, это наша «вторая мама», которая нам дала профессию. Научила жить своей профессией, любить свою профессию. Я думаю, что каждый ученик Веры Андреевны и Сан Саныча может сказать смело, что они воспитали в нас Школу, дали нам очень богатый инструментарий, научили им пользоваться », – актриса Виктория Козлова.
«Я с огромной теплотой и трепетом вспоминаю репетиции и спектакли Веры Андреевны. Та школа правды, которую дала мне Вера Андреевна, является по-настоящему основой всех моих ролей и образов! Я очень горжусь тем, что являюсь ученицей В.А Ефремовой и А.А. Чуйкова», – актриса Ирина Погодина.
«Она не только для меня огромный Человечище, не только режиссёр, которого я считаю одним из самых гениальных, но и Учителем, который дал путёвку в жизнь очень многим людям. Вера Андреевна дала возможность научиться у неё чему-то самому важному в жизни. Она – педагог от бога, который ставит замечательные спектакли, обладает железной дисциплиной и помогает не только в работе, но и в жизни», – актриса Елена Филатова.
«Очень честный, очень сильный, очень умный человек. Очень благодарна за все роли, которые я сыграла. В частности – за роль Нины в «Маскараде». Очень много помогала мне не только по учёбе и работе. Она – очень справедливый руководитель», – актриса Анжелика Панкова.
«Благодарность переполняет! Сложно выразить все тёплые чувства, которые возникают к Вере Андреевне! Очень много личного, что касается неформальных отношений. Огромное спасибо!», – артист Евгений Романов.
Методы Веры Ефремовой – для многих артистов творческий ориентир. Все стремятся работать «глубоко», продумывать биографии своих героев, детально прорабатывать образы, заниматься «самостоятельной работой».
Режиссёры, с которыми работает Вера Андреевна, высказывают благодарность, что им предоставилась возможность ставить не просто в театре, а театре, имеющем звание «академический». Его храм Мальпомены получил благодаря Вере Ефремовой.
«Менее чем через полтора года Тверскому драматическому театру, созданному 27 марта 1921 года, исполнится сто лет. И почти полвека на его афише значится имя художественного руководителя, главного режиссёра Веры Андреевны Ефремовой. При всех её достоинствах и недостатках Вера Андреевна – эпоха в истории нашего театра. А главное её достоинство в том, что она – театральный человек, понимающий, что такое театр.