Зачем чукчи и ительмены меняли свой пол
Кроме необычных социальных, религиозных и бытовых обычаев коренные народы Камчатки и Чукотки интересны и своими нестандартными сексуальными традициями, одной из которых являлась трансгендерность. У них были и свои названия для этого явления. Ительмены называли соплеменников-гомосексуалистов «коях» или «кояхчич», чукчи — «эрккальяольтэ».
Кояхчич
В изданной в 1755 году книге Степана Крашенинникова «Описание земли Камчатки» говорится о том, что ительмены совершенно спокойно относились к гомосексуализму и считали, что каждый человек волен выбирать себе партнера.
Юноша, пожелавший стать девушкой, и девушка, чувствующая влечение к представительницам своего пола, могли спокойно жить удобной им жизнью, попросту сменив одежду и выполняя все соответствующие обязанности в общине и быт.
Обязанности кояхчич
Сам Степан Крашенинников не единожды видел мужчин, которые в «женском платье ходят, всю женскую работу справляют и с мужчинами не имеют никакого обхождения, будто бы гнушаясь делами их или зазираясь вступать не в своё дело». Юноши, перешедшие в разряд кояхчич, должны были отрастить длинные волосы, заплетать их в косы, носить украшения и одеваться в женскую одежду. Став одной из «жен», мужчины-кояхчич обязаны были посвятить себя домашним заботам, исполнять супружеский долг и подружиться с другими женами избранника.
Женщины-кояхчич в свою очередь одевались по-мужски, коротко стригли волосы, занимались охотой и рыболовством, участвовали в традиционных боях и женились на других девушках. Но чтобы завести потомство им приходилось вступать во временный брак с мужчиной.
Эрккальяольтэ
Соседи ительменов, чукчи, тоже равнодушно относились к гомосексуальным связям, называя людей, сменивших пол «эрккальяольтэ».
Иркутский губернатор Адам фон Брилль в 1770 году сообщал о наличии у чукчей и коряков однополых браков : «А прочие, мужеска пола через волшебство обращаются в образ женский и меж собою мужеложествуют и выходят друг за друга замуж».
Переход в другой пол
Изучавший вопрос смены пола у народов севера этнограф Владимир Богораз выделил три ступени изменений, каждая из которых, согласно местной традиции, происходила по приказу духов – кэлэ.
Первичная степень состояла в том, что шаманы попросту советовали юноше отрастить длинны косы, а девушке подстричься коротко, на мужской манер, чтобы злые духи не смогли узнать их и прекратили вредить.
Вторая степень уже предполагала собой смену одежды. Девушка должна была надеть мужскую одежду, а юноша женскую. Но эта ступень не предполагала ведения гомосексуального образа жизни. Многие мужчины всю жизнь носили женскую одежду, но не брили бороды, участвовали в охоте, военных походах и женились на женщинах.
Только те, кто достиг третьей степени, становились эрккальяольтэ. От прежней жизни им оставалось только имя. Юноша, который по воле духов кэлэ должен был стать девушкой, прекращал участвовать в охоте, начинал следить за внешностью, говорить высоким голосом, нянчить детей и сплетничать с подругами.
Став эрккальяольтэ, мужчина стремился быть в центре внимания у других мужчин, чтобы создать крепкую однополую семью, в которой превращенный всегда играл роль жены.