Мы в Telegram
Добавить новость
Июнь 2010
Июль 2010
Август 2010
Сентябрь 2010
Октябрь 2010
Ноябрь 2010
Декабрь 2010
Январь 2011
Февраль 2011
Март 2011
Апрель 2011
Май 2011
Июнь 2011
Июль 2011
Август 2011
Сентябрь 2011
Октябрь 2011
Ноябрь 2011
Декабрь 2011
Январь 2012
Февраль 2012
Март 2012
Апрель 2012
Май 2012
Июнь 2012
Июль 2012
Август 2012
Сентябрь 2012
Октябрь 2012
Ноябрь 2012
Декабрь 2012
Январь 2013
Февраль 2013
Март 2013
Апрель 2013
Май 2013
Июнь 2013
Июль 2013
Август 2013 Сентябрь 2013
Октябрь 2013
Ноябрь 2013
Декабрь 2013
Январь 2014
Февраль 2014
Март 2014
Апрель 2014
Май 2014
Июнь 2014
Июль 2014
Август 2014
Сентябрь 2014
Октябрь 2014
Ноябрь 2014
Декабрь 2014
Январь 2015
Февраль 2015 Март 2015
Апрель 2015
Май 2015
Июнь 2015
Июль 2015
Август 2015
Сентябрь 2015
Октябрь 2015 Ноябрь 2015 Декабрь 2015
Январь 2016
Февраль 2016 Март 2016
Апрель 2016
Май 2016
Июнь 2016
Июль 2016
Август 2016
Сентябрь 2016
Октябрь 2016
Ноябрь 2016 Декабрь 2016
Январь 2017
Февраль 2017
Март 2017
Апрель 2017
Май 2017
Июнь 2017
Июль 2017
Август 2017
Сентябрь 2017
Октябрь 2017
Ноябрь 2017
Декабрь 2017
Январь 2018
Февраль 2018
Март 2018
Апрель 2018
Май 2018
Июнь 2018
Июль 2018 Август 2018 Сентябрь 2018 Октябрь 2018 Ноябрь 2018 Декабрь 2018 Январь 2019 Февраль 2019 Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023 Август 2023 Сентябрь 2023 Октябрь 2023 Ноябрь 2023 Декабрь 2023 Январь 2024 Февраль 2024 Март 2024 Апрель 2024 Май 2024
1 2 3 4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Поиск города

Ничего не найдено
Бабаево Бабушкин Бавлы Багратионовск Байкальск Баймак Бакал Баксан Балабаново Балаково Балахна Балашиха Балашов Балей Балтийск Барабинск Барнаул Барыш Батайск Бахчисарай Бежецк Белая Калитва Белая Холуница Белгород Белебей Белёв Белинский Белово БелогорскАмурская область БелогорскКрым Белозерск Белокуриха Беломорск Белорецк Белореченск Белоусово Белоярский Белый Бердск Березники БерёзовскийКемеровская область БерёзовскийСвердловская область Беслан Бийск Бикин Билибино Биробиджан Бирск Бирюсинск Бирюч БлаговещенскАмурская область БлаговещенскБашкортостан Благодарный Бобров Богданович Богородицк Богородск Боготол Богучар Бодайбо Бокситогорск Болгар Бологое Болотное Болохово Болхов Большой Камень Бор Борзя Борисоглебск Боровичи Боровск Бородино Братск Бронницы Брянск Бугульма Бугуруслан Будённовск Бузулук Буинск Буй Буйнакск Бутурлиновка
Кадников Казань Калач Калач-на-Дону Калачинск Калининград Калининск Калтан Калуга Калязин Камбарка Каменка Каменногорск Каменск-Уральский Каменск-Шахтинский Камень-на-Оби Камешково Камызяк Камышин Камышлов Канаш Кандалакша Канск Карабаново Карабаш Карабулак Карасук Карачаевск Карачев Каргат Каргополь Карпинск Карталы Касимов Касли Каспийск Катав-Ивановск Катайск Качканар Кашин Кашира Кедровый Кемерово Кемь Керчь Кизел Кизилюрт Кизляр Кимовск Кимры Кингисепп Кинель Кинешма Киреевск Киренск Киржач Кириллов Кириши КировКалужская область КировКировская область Кировград Кирово-Чепецк КировскЛенинградская область КировскМурманская область Кирс Кирсанов Киселёвск Кисловодск Климовск Клин Клинцы Княгинино Ковдор Ковров Ковылкино Когалым Кодинск Козельск Козловка Козьмодемьянск Кола Кологрив Коломна Колпашево Колпино Кольчугино Коммунар Комсомольск Комсомольск-на-Амуре Конаково Кондопога Кондрово Константиновск Копейск Кораблино Кореновск Коркино Королёв Короча Корсаков Коряжма Костерёво Костомукша Кострома Котельники Котельниково Котельнич Котлас Котово Котовск Кохма Красавино КрасноармейскМосковская область КрасноармейскСаратовская область Красновишерск Красногорск Краснодар Красное Село Краснозаводск КраснознаменскКалининградская область КраснознаменскМосковская область Краснокаменск Краснокамск Красноперекопск КраснослободскВолгоградская область КраснослободскМордовия Краснотурьинск Красноуральск Красноуфимск Красноярск Красный Кут Красный Сулин Красный Холм Кремёнки Кронштадт Кропоткин Крымск Кстово Кубинка Кувандык Кувшиново Кудымкар Кузнецк Куйбышев Кулебаки Кумертау Кунгур Купино Курган Курганинск Курильск Курлово Куровское Курск Куртамыш Курчатов Куса Кушва Кызыл Кыштым Кяхта
Набережные Челны Навашино Наволоки Надым Назарово Назрань Называевск Нальчик Нариманов Наро-Фоминск Нарткала Нарьян-Мар Находка Невель Невельск Невинномысск Невьянск Нелидово Неман Нерехта Нерчинск Нерюнгри Нестеров Нефтегорск Нефтекамск Нефтекумск Нефтеюганск Нея Нижневартовск Нижнекамск Нижнеудинск Нижние Серги Нижний Ломов Нижний Новгород Нижний Тагил Нижняя Салда Нижняя Тура Николаевск Николаевск-на-Амуре НикольскВологодская область НикольскПензенская область Никольское Новая Ладога Новая Ляля Новоалександровск Новоалтайск Новоаннинский Нововоронеж Новодвинск Новозыбков Новокубанск Новокузнецк Новокуйбышевск Новомичуринск Новомосковск Новопавловск Новоржев Новороссийск Новосибирск Новосиль Новосокольники Новотроицк Новоузенск Новоульяновск Новоуральск Новохопёрск Новочебоксарск Новочеркасск Новошахтинск Новый Оскол Новый Уренгой Ногинск Нолинск Норильск Ноябрьск Нурлат Нытва Нюрба Нягань Нязепетровск Няндома
Саки Салават Салаир Салехард Сальск Самара Санкт-Петербург Саранск Сарапул Саратов Саров Сасово Сатка Сафоново Саяногорск Саянск Светлогорск Светлоград Светлый Светогорск Свирск Свободный Себеж Севастополь Северо-Курильск Северобайкальск Северодвинск Североморск Североуральск Северск Севск Сегежа Сельцо Семёнов Семикаракорск Семилуки Сенгилей Серафимович Сергач Сергиев Посад Сердобск Серов Серпухов Сертолово Сестрорецк Сибай Сим Симферополь Сковородино Скопин Славгород Славск Славянск-на-Кубани Сланцы Слободской Слюдянка Смоленск Снежинск Снежногорск Собинка СоветскКалининградская область СоветскКировская область СоветскТульская область Советская Гавань Советский Сокол Солигалич Соликамск Солнечногорск Соль-Илецк Сольвычегодск Сольцы Сорочинск Сорск Сортавала Сосенский Сосновка Сосновоборск Сосновый Бор Сосногорск Сочи Спас-Деменск Спас-Клепики Спасск Спасск-Дальний Спасск-Рязанский Среднеколымск Среднеуральск Сретенск Ставрополь Старая Купавна Старая Русса Старица Стародуб Старый Крым Старый Оскол Стерлитамак Стрежевой Строитель Струнино Ступино Суворов Судак Суджа Судогда Суздаль Суоярви Сураж Сургут Суровикино Сурск Сусуман Сухиничи Сухой Лог Сызрань Сыктывкар Сысерть Сычёвка Сясьстрой

«В Казани его приняли, хотя там было непросто»: Степашин, Беглов и другие вспоминают Феофана

0 196
«В Казани его приняли, хотя там было непросто»: Степашин, Беглов и другие вспоминают Феофана

Год без покойного митрополита: «воина и дипломата на церковном поприще»

«Тем, кто, не зная владыку, общался с ним в обычной жизни, он мог показаться таким понятным, добрым, «сладким» православным батюшкой. Но в реальности это был стратег, очень остро схватывающий ситуацию и умеющий не кланяться пулям», — говорит журналист и политик Максим Шевченко, вспоминая почившего ровно год назад, 20 ноября 2020 года, митрополита Феофана (Ашуркова). О том, каким владыка остался в памяти его ближайших друзей: Сергея Степашина, Александра Беглова, Александра Дзасохова, игумена Евфимия (Моисеева) и матушки Сергии (Вотриной), почему он так любил песню «Жила бы страна родная» и как просто решал сложные вопросы, — в материале журналиста «БИЗНЕС Online» Валерия Береснева, который и сам хорошо знал покойного митрополита.

Жизнь митрополита Феофана была настолько яркой, что о ней, пожалуй, следовало бы написать не «житие», а целый приключенческий роман — в стиле Луи Буссенара или Густава Эмара

«О нем следовало бы написать не „житие“, а целый приключенческий роман»

Как-то раз, проходя мимо огромной фрески Страшного Суда, написанной по обыкновению размашисто, во всю церковную стену, митрополит Феофан спросил меня, шедшего рядом: «Как ты думаешь, а я куда попаду?» Вопрос, мягко говоря, застал меня врасплох. Да и что тут скажешь высокопоставленному православному архиерею, глядя на эти зело искусно намалеванные рожи чертей, на эти кипящие «джакузи» адских котлов и на бледнокрылых ангелов, уносящих праведные души под самый купол собора, в рай? И я сказал самое простое и ободряющее, что пришло в голову: «Не время об этом думать, владыка. Еще многое предстоит сделать!»

А он, выходит, об этом уже думал — невзначай размышлял о смерти, когда выдавалась минута. Свободного времени у него, конечно, случалось немного: как заправский зодчий он строил Казанский собор, как дипломат — летал на бесконечные международные форумы и встречи, где пожимал руки иранским аятоллам и принцессам Саудовской Аравии, и при этом с пристрастием руководил одной из самых важных митрополий в Русской православной церкви, Казанской. «Вступаю под твой покров, матушка!» — сказал он в самый первый свой день в Татарстане, когда прибыл сюда 20 июля 2015 года прямиком из Ульяновска (который он упрямо предпочитал именовать по старорежимному Симбирском). Эти слова в известной степени оказались пророческими: ныне митрополит Феофан, в миру Иван Андреевич Ашурков, крестьянский сын из очень простой курской семьи, ставший одним из самых могущественных иерархов РПЦ, покоится в непосредственной близости от места обретения Казанской иконы Божией Матери. Ближе него — никто. Вот, собственно, и ответ на его давний вопрос, которым он задавался, еще когда был в силе и здравии: «А я куда попаду?» Лучшего места посмертного успокоения для православного человека и желать, наверное, не стоит.

Митрополит Феофан, в миру Иван Андреевич Ашурков, крестьянский сын из очень простой курской семьи, ставший одним из самых могущественных иерархов РПЦ, покоится в непосредственной близости от места обретения Казанской иконы Божией Матери

Когда он умер год назад — умер внезапно, как и все, что он делал — мне еще долго хотелось набрать его телефонный номер. Между нами существовало обыкновение созваниваться по самым, казалось бы, бытовым вопросам, хотя я прекрасно сознавал социальную и, так сказать, «иерархическую» дистанцию, которая нас разделяет. Впрочем, в христианстве — том подлинном, «внутреннем» учении, которое прошло невредимым через века славы и гонений  — нет никакой существенной разницы между «первыми» и «последними». Поэтому, возможно, мое слово было для него таким же важным, как и его — для меня.

Жизнь митрополита Феофана была настолько яркой, что о ней, пожалуй, следовало бы написать не «житие», а целый приключенческий роман — в стиле Луи Буссенара или Густава Эмара. Там наверняка нашлось бы место для всего: и для тропических лесов Аргентины, и для выжженых пустынь Сирии и Египта, и для иранских шейхов, и для кавказских террористов. Большую часть своих воспоминаний владыка успел надиктовать мне при жизни, и сейчас на их основе готовится мемориальная книга в издательстве Московской Патриархии (при поддержке губернатора Санкт-Петербурга Александра Беглова, а также ряда меценатов и людей, называющих себя духовными чадами покойного архипастыря). Отдельный раздел этой книги составляют воспоминания и отзывы многочисленных друзей митрополита, отрывки из которых публикует сегодня, в первую годовщину смерти Феофана (Ашуркова), «БИЗНЕС Online».

«Тем, кто, не зная владыку, общался с ним в обычной жизни, он мог показаться таким понятным, добрым, «сладким» православным батюшкой. Но в реальности это был стратег и воин»

«Татарстану очень повезло с владыкой Феофаном, хотя поначалу татарская интеллигенция восприняла его в штыки»

Сергей Степашин, экс-премьер-министр правительства РФ, бывший председатель Счетной палаты РФ, ныне — председатель Императорского православного палестинского общества:

«С митрополитом Казанским и Татарстанским Феофаном мы дружили еще с 1991 года. Он был очень умным и образованным человеком, превосходным полиглотом, знающим языки и историю тех народов, среди которых ему приходилось работать. Он был не только выдающимся церковным деятелем, но и дипломатом. Можно сказать, что в своей работе он представлял не только Русскую православную церковь, но и российское государство. Для меня всегда было образцом, как он вел переговоры, когда шла чеченская кампания, — и в Дагестане, и в Чечне. Военные его, кстати, очень любили, потому что он был отважным и смелым человеком, никогда ничего не боялся. Он был наделен особым даром убеждения — и через смелость, и через поступок, и через общую подготовку. В то же время — редкое умение работать с людьми, слышать их и понимать Он вообще многие дела решал, как наш министр по делам национальностей. Я знаю, что и в Казани его в итоге приняли, хотя там все непросто. Впрочем, владыка Феофан всегда был там, где непросто. Это была его особенность».

Максим Шевченко, журналист, политический деятель:

«Я знал владыку Феофана, наверное, больше четверти века — 25 лет. И он меня всегда поражал своим умом, волей, дипломатичностью, а также способностью разбираться в людях и в ситуации. Особенно часто мне приходилось общаться с владыкой, когда он уже стал архиепископом и работал на Северном Кавказе. Это, кстати, были самые опасные годы страшной террористической угрозы, нависшей над кавказским регионом после окончания двух чеченских войн. Я помню, как ставропольский епископ Феофан бесстрашно выезжал в истекающий кровью Беслан, в горные районы Чечни и Дагестана. Понятно, что это не были бесцельные поездки и простая проверка на храбрость — владыка всегда шел навстречу опасности, потому что всегда шел на помощь людям.

Это в нем — совершенно удивительное качество. Тем, кто, не зная владыку, общался с ним в обычной жизни, он мог показаться таким понятным, добрым, «сладким» православным батюшкой. Но в реальности это был стратег и воин, очень остро схватывающий ситуацию и умеющий не кланяться пулям, как это было с ним в том же Беслане. Еще это — человек с высокой степенью организаторского таланта. Владыка рассказывал мне, как он работал на Ближнем Востоке и как, будучи совсем молодым, участвовал в переговорах по урегулированию ближневосточного конфликта. Тогда только православная церковь могла выступить посредником между израильскими и палестинскими территориями, потому что ее приходы находились по обе стороны границы. И это посредничество благодаря дипломатическому дару владыки бывало очень успешным.

Митрополит Феофан был очень образованным и культурным человеком: он непрерывно и очень много читал, знал несколько языков и, к тому же, хранил в своей голове «наизусть» множество стихов. На мой взгляд, это был один из самых замечательных епископов Русской православной церкви нашего времени.

Я считаю, что Татарстану очень повезло с владыкой Феофаном, когда он приехал туда в 2015 году. Знаю, что поначалу татарская интеллигенция восприняла его в штыки. Конечно, им было удобнее с предыдущим митрополитом, который предпочитал никак себя не проявлять. А тут в республику приехал человек, который сразу поставил своим главным принципом — защиту православной церкви и ее монастырей. Но, зная владыку, я могу засвидетельствовать, что он великолепно разбирался в исламе и в менталитете мусульман. С ним мусульманам было гораздо проще найти общий язык, чем с кем бы то ни было из среды РПЦ. К тому же, митрополит Феофан владел арабским языком и при случае был способен поддержать дискуссию об исламском богословии — он делал это, как и все остальное в своей жизни, очень уверенно, положительно, бережно и вдумчиво.

«Особым местом в жизни и деятельности владыки Феофана стала Татарстанская митрополия»

«Не любил говорить о себе — всё, что он делал, сопровождалось словами «Во славу Божию»

Александр Беглов, губернатор Санкт-Петербурга:

«Митрополит Феофан был моим близким другом и наставником, который навсегда остался в моей душе человеком мира, добра и любви к людям. Вспоминая о нём, я понимаю, как мне не хватает его лучезарной улыбки, юмора, проникновенных слов о глубоком понимании места человека в земной жизни.

Мы познакомились с ним в дни Бесланской трагедии. В то время владыка Феофан возглавлял Ставропольскую епархию. Епархия была очень крупной, включала в себя весьма неспокойные области: Чечню, Северную Осетию, Ингушетию и некоторые другие. Владыка за время своего архиерейского служения в Ставрополье побывал в самых отдалённых местах края.

Бесланская трагедия и военный конфликт Грузии с Южной Осетией стали страшными, но очень важными страницами в биографии митрополита Феофана. Он всеми силами старался помочь беженцам: собирал для них продукты, медикаменты, предоставлял приют в монастырях и храмах. Спасая мальчика в Беслане, проявил личное мужество. Совершив подвиг, он показал пример жертвенной любви к людям, какой бы национальности, профессии или возраста они не были. Владыко Феофан не любил говорить о себе — всё, что он делал, сопровождалось словами «Во славу Божию».

Благодаря владыке я впервые познакомился с Терским казачеством, узнал много славных и трагических страниц в истории казачества. Этот опыт в последующем помог мне глубоко понять необходимость возрождения казачьих войсковых обществ в период руководства мною Советом при Президенте Российской Федерации по делам казачества. 

Особым местом в жизни и деятельности владыки Феофана стала Татарстанская митрополия. Деятельность здесь отличалась от других наиболее тесным контактом с мусульманами.  Митрополит Феофан всегда стремился к конфессиональному миру, к тому, чтобы люди свою жизнь строили на основах духовности и нравственной целостности. Очень жестко владыка отзывался о национализме, называя его дорогой «в никуда». 

Сейчас, поминая владыку Феофана, я благодарен судьбе за встречу и дружбу с ним, ибо во всех благих делах митрополит был моим мудрым, добрым наставником».

Александр Дзасохов, экс-президент Республики Северная Осетия-Алания, заместитель председателя комиссии РФ по делам ЮНЕСКО:

«С митрополитом Феофаном меня связывают десятилетия добрых отношений, многие незабываемые встречи на Ближнем Востоке: и в Иерусалиме, и в Палестине, и в Сирии, и в других регионах, где владыка достойно представлял Русскую православную церковь. Места эти неспокойные. Немало конфликтов. Но имя владыки Феофана воспринималось не только как имя православного священника, но и как миротворца, как яркой личности, умеющей быть консолидирующим посредником между разными конфессиями.

В конце 90-х годов прошлого века я был избран президентом Республики Северная Осетия-Алания. И к моей радости спустя некоторое время владыка Феофан был назначен епископом Ставропольским и Владикавказским. Он начал свою миссию на Северном Кавказе, может быть, в самом важном регионе нашего Отечества — Великой России. Теперь спустя много лет мы можем сказать, что этот период следует рассматривать как особую страницу его интересной и богатой биографии. Потому что Кавказ — край многих народов и религий, где «горы» разных традиций и языков, и в то же время, к сожалению, конфликтов, которых, образно говоря, не меньше, чем горных вершин.

Владыка Феофан был инициатором и душой многих мероприятий и форумов общественно-политического характера, занимал высокое место в столь важной деятельности как народная дипломатия. Добавлю к этому, что в последние годы своей активной общественной деятельности он входил в состав президиума «Дартмутских встреч» (так именуются Дартмутские конференции по российско-американским отношениям, в рамках которых начиная с 1960-х годов регулярно встречаются наиболее влиятельные люди из США и России. Среди участников и председателей встреч в разное время были Евгений Примаков и Георгий Арбатов, Дэвид Рокфеллер и Збигнев Бжезинский. Встречи обыкновенно носят подчеркнуто неполитический характер, но имеют целью повлиять на дипломатические отношения двух стран — прим. ред.).

Мне особенно приятно вспомнить, что Феофан испытывал особую любовь к осетинскому народу. Встречаясь с моими земляками или с моими друзьями, он всегда подчеркивал свое отношение к Осетии-Алании, говоря о том, что любит республику и ее народ. В свою очередь осетинский народ, все жители нашей республики всегда будут помнить имя и добрые дела, душевность и верность долгу владыки Феофана. В дни, когда в городе Беслане случилась страшная трагедия, когда террористы захватили заложников в школе № 1 в городе Беслане, Феофан немедленно прибыл из Ставрополя в Беслан. С этого мгновения и до конца он оставался среди нас. Своим присутствием, своими встречами с матерями, со всеми, кто оставался в огромной тревоге за своих близких он вселял в нас мужество и надежду. Для всех он являлся и священником, и другом, и сопереживающим безмерно человеком. Именно он, несмотря на всю сложность и драматизм обстановки, обладая даром видеть будущее, внес предложение, чтобы в разрушенной школе создать музей и построить храм. И все годы, когда после завершения своей пастырской миссии в Осетии, он уезжал в разные концы нашей страны как представитель Русской православной церкви, будь то на Южном Урале, в Ульяновске или до последнего времени в Татарстане, он не порывал связи с жителями Беслана, с теми, с кем он провел многие годы как архиепископ, как человек, обладающий безмерной любовью к нашему краю, к нашему народу. Можно сказать, что он весь был соткан из веры и любви к человеку и Отечеству.

«Владыка предпочитал решать все вопросы напрямую и держал на контроле всю епархию, в том числе, конечно, и семинарию»

 «На его гербе можно было бы начертать: «Бога боюсь, Патриарха чту»

Игумен Евфимий (Моисеев), ректор Тульской духовной семинарии, бывший ректор Казанской духовной семинарии:

«В 2015 г. праздновалось 1000-летие русского присутствия на Афоне, и мы планировали на конец года паломничество на Святую гору. Больше из вежливости, не особенно рассчитывая на согласие митрополита Феофана, я направил ему приглашение возглавить паломническую группу, состоявшую из преподавателей и студентов семинарии. Каково же было мое удивление, когда владыка дал согласие на участие в этой поездке, которая проходила с 5 по 12 декабря 2015 г. Именно тогда нам впервые удалось пообщаться неформально. Когда мы рассаживались в салоне самолета, владыка пригласил меня сесть рядом с ним, и весь полет из Москвы до Фессалоник мы проговорили — он подробно расспрашивал меня о ситуации в семинарии, о моей жизни и о многом другом. Сам довольно много и интересно рассказывал о себе. Тогда, наверное, впервые в его разговоре появился доверительный тон и даже некоторые отеческие нотки.

Это паломничество стало последним посещением владыки Святой горы Афон. Особенно запомнилась мне трогательная встреча владыки Феофана с игуменом Пантелеимонова монастыря архимандритом Иеремией — глубоким старцем, который в то время перешагнул уже столетний рубеж своей жизни. Они встретились, как старые друзья, и когда владыка спросил его: «а помнишь, как я тебя отправлял на Афон?» — старец радостно закивал головой в ответ.

Спустя год, в декабре 2016 г., мы совершили еще одно паломничество — на этот раз в Иерусалим. Для владыки эта поездка стала последним посещением Святой Земли, которую он особенно любил, поскольку именно здесь в конце 1970-х гг. начинал свое служение на церковно-дипломатическом поприще.

Владыка предпочитал решать все вопросы напрямую и держал на контроле всю епархию, в том числе, конечно, и семинарию, при помощи маленького кнопочного телефона-раскладушки. Он регулярно звонил, довольно часто заезжал в семинарию, всегда интересовался ее жизнью, задавал вопросы, давал советы. От него ничего нельзя было скрыть, поэтому лучше было и не пытаться это сделать. При этом откровенность и доверительность в отношениях он очень ценил.

Возрождение Казанской духовной академии было мечтой владыки, он часто говорил в своих многочисленных выступлениях и интервью, что «мы взяли курс на возрождение академии». При этом он хорошо понимал, что в одночасье задачу такой сложности решить невозможно. Он не торопил события, действовал очень осмотрительно — в частности, не стал требовать у руководства республики возращения исторического здания академии, прекрасно понимая, что это может привести к конфликту. Вместо этого он пошел по пути укрепления материально-технической базы семинарии. По инициативе владыки был проведен масштабный ремонт во всем комплексе семинарских зданий, а незадолго до смерти он договорился с руководством республики о строительстве нового общежития.

Митрополит практически не вмешивался в вопросы внутренней жизни духовной школы. Помню, был у нас один студент подготовительного отделения, который хотел побыстрее жениться, а по правилам семинарии вступать в брак можно не раньше второго курса. Этот студент, получив от меня соответствующие разъяснения и не удовлетворившись ими, тайно от меня пошел к владыке и обманом получил его благословение. Летом на каникулах он женился, а осенью появился в семинарии уже с обручальным кольцом. Когда я увидел его, то вынужден был доложить владыке об этой ситуации. Разобравшись в ней, владыка искренно воскликнул: «Ну, прости меня!»

Это не означает, что участие владыки в жизни духовной школы ограничивалось лишь решением финансовых и материальных вопросов. Митрополит Феофан стоял у истоков кафедры исламоведения. Ее первым заведующим стал воспитанник владыки священник Иоанн Васильев, который перевелся к нам из Ставропольской епархии, — прекрасный специалист по востоковедению, дипломированный арабист. В свое время владыка Феофан принял самое непосредственное участие в его становлении, направив на обучение в Москву в Институт стран Азии и Африки, где он прекрасно выучил арабский язык и закончил аспирантуру. Спустя некоторое время для придания большего авторитета новосозданной кафедре владыка сам ее возглавил.

Много сил отдавал митрополит и развитию монашеской жизни в монастырях Казанской епархии. Будучи пострижеником Троице-Сергиевой Лавры, он впитал в себя дух этой древней обители и старался передавать его молодым инокам. Он хорошо знал монашеские уставы, принципы организации монастырской жизни. После кончины архимандрита Всеволода (Захарова) — строителя и настоятеля Раифского монастыря, и перехода настоятеля Свияжского монастыря игумена Силуана (Хохиашвили) в Грузинскую Православную Церковь, он пригласил в Казанскую епархию двух монахов из Оптиной Пустыни — игумена Симеона (Кулагина) и игумена Гавриила (Рожнова), которые стали настоятелями, соответственно, Свияжского и Раифского монастырей. Пользуясь всемерной поддержкой митрополита, эти отцы сумели привнести строгий монашеский дух Оптиной Пустыни в жизнь древних казанских обителей.

Особое внимание уделял владыка просветительским проектам и взаимодействию со СМИ. Он прорвал информационную блокаду, в которой до его назначения в Казань фактически находилась Татарстанская митрополия. Владыка часто и охотно общался с журналистами, проводил пресс-конференции, брифинги, выступал на телевидении и на радио, ввел практику общения с прессой накануне больших церковных праздников, не боялся отвечать на самые острые и неудобные вопросы.

На базе семинарии по благословению митрополита было возобновлен выпуск журнала «Православный собеседник» в формате современного иллюстрированного издания. На его страницах находили отражение практически все стороны жизни епархии и духовной школы. Много усилий приложил владыка и для открытия в Казани филиала радио «Вера». Мне посчастливилось быть его непосредственным помощником в обоих этих проектах. Самым сложным в процессе организации радиовещания было выиграть тендер на выделение частоты, однако и этот вопрос владыка сумел успешно решить, используя свои многочисленные связи в московских структурах власти.

Вообще, митрополит был по своим убеждениям крепким государственником –недаром его любимой песней была «Песня о тревожной молодости». Бывало, он сам очень любил запевать своим тонким голосом:

Забота у нас такая, забота наша простая —

Жила бы страна родная и нету других забот…

Все присутствовавшие при этом хором подхватывали эту песню.

«Люди государевы» всегда чувствовали в нем родственную душу и интуитивно тянулись к нему, невзирая на разницу в возрасте, а порой даже и в религиозной традиции. На 70-летие митрополита, которое отмечалось в 2017 году, приехали два полпреда — А. Д. Беглов и М. В. Бабич, глава Ингушетии Ю. Б. Евкуров, глава Чувашии М. В. Игнатьев, глава Ульяновской области С. И. Морозов, официальные представители Северной Осетии, Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии, Чечни, и конечно же, на торжестве присутствовало высшее руководство Татарстана во главе с президентом Р. Н. Миннихановым.

Излишне говорить о том, что митрополит был высоким профессионалом в области межконфессиональных отношений. Он сразу установил деловые контакты с Духовным управлением мусульман Республики Татарстан, наладил сотрудничество с Болгарской исламской академией. Теплые дружеские отношения связывали его с муфтием Татарстана Камилем хазратом Самигуллиным. При этом выступая на совместных мероприятиях с представителями ислама, владыка ни на йоту не умалял достоинство Православия — будучи учеником известного догматиста, профессора Московской духовной академии В. Д. Сарычева, он всегда корректно и точно излагал позицию Русской Православной Церкви.

Несмотря на весь огромный дипломатический опыт владыка всегда оставался патриотом своей Малой родины — Курской земли. Он даже умудрился сохранить характерный курский говор, который довольно близок к малороссийским наречиям. Если вдруг выдавалось несколько свободных дней, он всегда стремился уехать в свое родное село, чтобы помолиться на могилах близких, увидеться с родственниками. К его 70-летию курская отделение ВГТРК сняло документальный фильм, который назывался «Так и буду жить!..» Действительно, никто и никогда не сумел заставить владыку жить не так, как он того хотел. Как тут не вспомнить классика:

Он уважать себя заставил

И лучше выдумать не мог…

Владыка оставался церковным дипломатом до мозга костей. До последнего он летал в зарубежные командировки, постоянно общался с представителями ОВЦС и МИДа, дипломатических кругов, возглавлял совместную российско-иранскую комиссию по диалогу «Православие — ислам». И конечно же, его дипломатический опыт в полной мере был востребован в таком непростом регионе, как Татарстан.

Во время похорон казанского архипастыря я почувствовал это всем сердцем, что без владыки Феофана Казань осиротела. Безо всякого преувеличения можно сказать, что кончина митрополита стала шоком для всех, кто его знал и любил, — многие видели, что он не отличался сильным здоровьем, но при этом бодрости его духа и силе воли могли позавидовать и молодые люди.

Как-то раз в частной беседе он сказал, что после Беслана уже никого и ничего не боится. Потом на несколько секунд задумался и выдал чеканную формулу: «Мое жизненное кредо — Бога боюсь, Патриарха чту». Если бы в русской церковной традиции архиереи имели бы свои гербы (подобная традиция есть у католических епископов), то эти слова вполне могли бы быть начертаны на гербе митрополита Феофана.

Владыка оставил по себе добрую память в сердцах многих людей. Ее зримым воплощением стал величественный Казанский собор, построенный на месте явления общенациональной святыни — Казанской иконы Божией Матери. Воссоздание этого собора — дело почти невероятное, стало последним торжественным аккордом в симфонии жизни митрополита Феофана. За очень короткое по историческим меркам время своего пребывания на Казанской кафедре он сумел совершить то, что другие не смогли бы сделать за десятилетия. Нельзя не увидеть в этом и благое поспешение Пресвятой Богородицы — ведь неслучайно, что свою последнюю Божественную литургию владыка совершил в день памяти Казанской иконы Божией Матери, 4 ноября 2020 г.

Помню, что последний раз мы общались с ним по телефону в сентябре 2020 г. Он позвонил мне после встречи с Патриархом и сказал: «сегодня был у Святейшего, согласовал с ним дату освящения собора — 21 июля 2021 года». К сожалению, владыка не дожил совсем немного до освящения своего детища — величественного Казанского собора, рядом с которым — прямо напротив алтаря — он и обрел место своего последнего упокоения. До тех пор, пока будет стоять этот замечательный храм, будет жива и благодарная память потомков о митрополите Феофане.

Душа его во благих водворится и память его в род и род!

«Владыка оставил по себе добрую память в сердцах многих людей. Ее зримым воплощением стал величественный Казанский собор. Воссоздание этого собора — дело почти невероятное, стало последним торжественным аккордом в симфонии жизни митрополита Феофана»

«Все сбылось, как предсказывал владыка Феофан»

Игуменья Сергия (Вотрина), настоятельница Спасского женского монастыря в Симбирске (Ульяновске):

«Владыка Феофан сыграл решающую роль и в моей личной судьбе, и в истории всего нашей женской обители. Весть о его кончине в ноябре 2020 года стала для нас полной неожиданностью, в которую ум отказывается верить. Я ездила в Казань и на похороны Владыки, и на девять дней, и на сорок дней. Какой же надо было обладать духовной силой, чтобы сдвинуть с места камни, казавшиеся неподъемными! Все думали, что Спасский монастырь в Симбирске — это уже просто история. Также, как и Собор Казанской иконы Божией Матери в Казани. Но нет — Владыка Феофан смог это сделать, он помог нашим обителям отстроиться заново.

Помню, вскоре после своего назначения в Симбирск владыка Феофана приехал к нам в село Комаровка, в женский монастырь Михаила-Архангела как новый правящий архиерей — познакомиться с матушкой-настоятельницей и посмотреть обитель. А одним из моих послушаний была кухня, и по традиции я всегда встречала гостей. При этом также я состояла келейницей у матушки-настоятельницы Магдалины (Митропольской), и поэтому заранее знала обо всех высоких визитах. Вот Владыка раз приехал к нам, другой, третий. И во время одной из бесед матушка Магдалина рассказала ему о том, что до революции в Симбирске тоже располагался большой женский монастырь, закрытый большевиками, и подарила митрополиту папку с информацией об обители, которую ей удалось собрать в архивах. Из чтения этой папки, как я понимаю, и родилась идея возродить монастырь. Хотя Владыка Феофан не сразу сказал нам об этом, но замысел у него постепенно зрел. В день 95-летия со дня закрытия обители, 5 апреля 2015 года, правящий архиерей пригласил нас, сестер Михайло-Архангельского монастыря, на подворье, чтобы отслужить молебен. После этого он неожиданно зачитал указ о назначении меня старшей сестрой, и дал матушке послушание, чтобы дала мне в помощь еще двух сестер, ныне схимонахиню — Пульхерию и Валентину. Матушка еще удивилась: «Владыка, как же они тут останутся — здесь же никаких условий?» Но митрополит стоял на своем: «Ну что ж, пусть обживаются». Я говорю: «Владыка, благословите одну ночь провести в прежней обители, чтобы некоторые вещи забрать». Он дал такое благословение.

Надо сказать, что в то время игуменский корпус являлся подворьем монастыря в Комаровке — поэтому нашему переезду сюда и основанию нового монастыря не чинилось никаких препятствий. Соседнее здание занимал полицейский «шестой отдел», бывший некогда сестринским корпусом монастыря. Да и само игуменское здание было очень запущенное: ветхое внутри, а снаружи разрисованное молодежными граффити, побитое, рассыпающееся по кирпичикам и прокуренное до ужаса. Мы его и мыли с сестрами, и чинили, и освящали — все казалось бесполезным. Тем не менее, Владыка Феофан сказал: «Попомните мои слова, через два года вы это место не узнаете». Ну, я грешным делом — прости меня, Господи — подумала: «Загнул Владыка!»

 Однако уже через две недели полиция освободила для нас соседний корпус — это поразительно! Сам же Владыка стал часто нас навещать и при этом вникал буквально во все. В нынешних игуменских покоях не было ничего — ни мебели, ни света. Под потолком висели плафоны, но без лампочек. Владыка позаботился обо всем: дал людей, попросил перевезти к нам мебель. Тогдашний настоятель городского Князь-Владимирского собора, епископ Игнатий (Григорьев), обеспечил нас самым необходимым. Владыка Феофан сказал ему: «Есть кому работать? Закажи им пять кроватей». По распоряжению от Игнатия привезли нам кровати и лавки. Единственное, о чем настоятельно просил нас митрополит Феофан: церковных служб не оставлять, несмотря на бытовую неустроенность. Но это для нас родное: в Комаровке мы служили каждый день. На новом месте поначалу не могли ежедневно читать Псалтырь, но затем сестрички стали приходить к нам в обитель, чтобы подвизаться вместе с нами, и чтение псалтири установили. Через год-полтора в монастыре было уже 15 монахинь.

За два года корпус удалось полностью отреставрировать. В 2015 году мы его открыли, а в 2017-м полностью сюда вместе с сестрами вселились. Все сбылось, как предсказывал Владыка Феофан. Вот что значит слово архиерея, и какую благодатную силу оно скрывает в себе! Одно только это слово способно изменить мир!»




Москва

Полиция задержала устроившего стрельбу в Москве мужчину


Все города России от А до Я

Загрузка...

Moscow.media

Читайте также

В тренде на этой неделе

Впервые за семь лет: Якутянин Лев Павлов вышел в финал чемпионата России по вольной борьбе

За чертой бедности в Тульской области находится 8,4% населения - около 120 тысяч человек

Ипотечных кредитов почти на 13 млрд рублей выдано в марте в Новосибирской области

В Магадане перед судом предстанут обвиняемые в вымогательствах и хищениях денежных средств и автомобиля

Новости Ингушетии

Travel-эксперт Тариел Гажиенко: какую страну выбрать для семейного отпуска

В Москве и Подмосковье ударили первые майские заморозки

White Queen Birthday party «Королева морей»

Спортсмены Росгвардии завоевали более 10 медалей на международных и российских соревнованиях по плаванию


Суд арестовал россиянку, обвиняемую в организации деятельности китайской секты «Фалуньгун»

Благоустройство территории в Петербурге

Минтранс Подмосковья наградил лучших машинистов

Ко дню рождения маршала Ахромеева


Казанский танцевальный коллектив «Акцент» победил в международном конкурсе в Москве

Минтранс Подмосковья наградил лучших машинистов

Пасхальная служба в Храме Христа Спасителя. Трансляция

Стипендию Сергея Карякина введут для талантливых шахматистов в Подмосковье


Глава Ингушетии Махмуд-Али Калиматов
Москва

Собянин назвал инновационные кластеры, которые будут созданы в Новой Москве


Частные объявления в Ингушетии



Загрузка...
Rss.plus
Персональные новости
Концерт

Концерт «Пасхальная радость» пройдет в Музеях Московского Кремля



Новости последнего часа со всей страны в непрерывном режиме 24/7 — здесь и сейчас с возможностью самостоятельной быстрой публикации интересных "живых" материалов из Вашего города и региона. Все новости, как они есть — честно, оперативно, без купюр.




Магас на Russian.city


News-Life — паблик новостей в календарном формате на основе технологичной новостной информационно-поисковой системы с элементами искусственного интеллекта, тематического отбора и возможностью мгновенной публикации авторского контента в режиме Free Public. News-Life — ваши новости сегодня и сейчас. Опубликовать свою новость в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь.


© News-Life — оперативные новости с мест событий по всей России (ежеминутное обновление, авторский контент, мгновенная публикация) с архивом и поиском по городам и регионам при помощи современных инженерных решений и алгоритмов от NL, с использованием технологических элементов самообучающегося "искусственного интеллекта" при информационной ресурсной поддержке международной веб-группы 123ru.net в партнёрстве с сайтом SportsWeek.org и проектами: "Love", News24, "My Love", Ru24.pro, Russia24.pro и др.

«Время бежит быстро»: Тимати показал фотографии повзрослевшего сына Ратмира

Путин указал на творческий вклад народного артиста РФ Гергиева в наследие страны

Кудрявцева про Киркорова: «Его ягодицы обсуждают больше, чем мое лицо»

Балерина Волочкова заявила, что считала Кудрявцеву подругой до критики


Российский теннисист Рублев вышел в финал турнира «Мастерс» в Мадриде

Увидит ли Париж Мирру из России? Андреева дает жару в Мадриде и включается в олимпийскую гонку

«У меня больше нет сил бороться». Елена Рыбакина раскритиковала WTA

Даниил Медведев снялся с четвертьфинала «Мастерса» в Мадриде из‑за травмы


Online Alarm Clock for efficient time management

Two Skinny Pitties Reunite A Year After Rescue - The Dodo

Tom Aspinall says UFC 304 start time is ‘awful’ and should be changed as Brit provides update on next opponent

5 Things To Remember When A Friendship Ends