«Стремление к изяществу»: в музее Орлова открылась новая выставка фарфора частных заводов России конца VIII – начала ХХ веков
Около 300 предметов. Большая часть - из собственных фондов, остальное из - нескольких частных коллекций. В музее имени Вадима Орлова открылась выставка «Русского фарфора». На вернисаж пригласили «Вести».
Известно, что в сокровищнице старшего сына Ивана Грозного была фарфоровая сулея. Фарфор как предмет уже не роскоши, но быта - шагнул за пределы императорских дворцов и домов знати лишь во второй половине века XIX.
- У них другие запросы. Им, может быть, вот такая распозолота по душе и не пришлась. Им нужно что-то более практичное, что-то более соответствующее их представлению о прекрасном, - рассказала куратор выставки «Стремление к изяществу» Татьяна Кравчук.
Фарфор любили, его берегли. Передавали от бабушек внучкам. Даже пытались ремонтировать своими силами. За каждым предметом - целая история, иногда известная, иногда - лишь намеки и догадки. Ну какое женское сердце устоит перед собственным изображением на изящной чашечке?
Коллекционирование фарфора было лейтмотивом существования основателя музея Вадима Орлова. Знаток и поклонник, в том числе, творчества художника и писателя Николая Каразина не мог в свое время не приобрести сервиз, украшенный его работами. На каждой чайной паре, на каждой посудной форме - практически живая картина.
- В конце 19 века завод братьев Корниловых приобретает партию картин Николая Каразина и переносит их на фарфор. Это был уникальный опыт, - сообщила директор музея имени Вадима Орлова Анна Орлова.
А эта тарелка фабрики Широбокова появилась в коллекции лишь несколько дней назад. Таких в России осталось всего полсотни. Фарфор вновь стал признаком роскоши. И нам, живущим среди металла, стекла и пластика, остается лишь восхищаться стремлением предков к изяществу.