«Не Вениамины и тому подобные спасают Церковь, а Христос». Православный священник напоминает слова митрополита-мученика, рассуждая о природе верности Христу
«Не забывайте, что мы не Павловы, не Петровы, не Аполлосовы и даже не Вениаминовы. Мы – Христовы!», – напоминает в своем аккаунте православный священник протоиерей Сергий Лепин, настоятель Преображенского храма в Ракове, популярный христианский блогер.
Поводом для размышлений священника стали как обусловленные политической и общественной ситуацией раздоры в церковной среде, так и фрагмент из воскресного Евангелия, читавшегося 15 августа на храмовых службах: «Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях. Ибо от домашних Хлоиных сделалось мне известным о вас, братия мои, что между вами есть споры. Я разумею то, что у вас говорят: «я Павлов»; «я Аполлосов»; «я Кифин»; «а я Христов». Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились?» (1Кор.10:13).
Слова, сказанные апостолом Павлом, напоминает священник, не случайны – во все времена в церковной среде происходили разделения и раздоры.
«Уже первые христиане устраивали разного рода междусобойчики – и что самое печальное: часто не просто вокруг кого-то, но и против кого-то. Поводов для разделений всегда найти проще, чем для единства. Отличия оказывались более значимы, чем подобия и даже тождество. Христос уходит на второй план. Или даже не на второй. Уходит – по молчаливой просьбе или такому же молчаливому согласию, поскольку мешает христианам плеваться друг в друга: очень сложно случайно не попасть в Иисуса, стоящего между», – напоминает отец Сергий.
Священник напоминает о том, что 13 августа Православная Церковь чтила святого Вениамина, митрополита Петроградского и Гдовского, расстрелянного в 1922 году по приговору Петроградского революционного трибунала.
За несколько дней до мученической кончины владыка сумел передать одному из благочинных своей епархии письмо, в котором, среди прочего, он писал следующее: «Страдания достигли своего апогея, но увеличилось и утешение. Я радостен и покоен, как всегда. Христос – наша жизнь, свет и покой. С Ним всегда и везде хорошо. За судьбу Церкви Божией я не боюсь. Веры надо больше, больше ее надо иметь нам, пастырям. Забыть свою самонадеянность, ум, ученость и дать место благодати Божией. Не Вениамины и тому подобные спасают Церковь, а Христос. Та точка, на которую они пытаются встать, – погибель для Церкви. Надо себя не жалеть для Церкви, а не Церковью жертвовать ради себя. Теперь время суда. Люди и ради политических убеждений жертвуют всем. Посмотрите, как держат себя эсэры и т. п. Нам ли христианам, да еще иереям, не проявлять подобного мужества даже до смерти, если есть сколько-нибудь веры во Христа, в жизнь будущего века!».
«Разномыслиям между нами надлежит быть, но не иначе, как для того, чтобы открылись между нами искусные», – приводит отец Сергий Лепин в качестве резюме еще одни слова апостола Павла, подчеркивая: «Внимание: здесь сказано «искусные», а не «сказочные». Первых отличает то, что они смиренно объединены в Иисусе Христе, а вторых – что они горделиво разделены другими именами».