Новости Казани
Мы в Telegram
Добавить новость
Январь 2012
Февраль 2012
Март 2012
Апрель 2012
Май 2012
Июнь 2012
Июль 2012
Август 2012
Сентябрь 2012
Октябрь 2012
Ноябрь 2012
Декабрь 2012
Январь 2013
Февраль 2013
Март 2013
Апрель 2013
Май 2013
Июнь 2013
Июль 2013
Август 2013
Сентябрь 2013
Октябрь 2013
Ноябрь 2013
Декабрь 2013
Январь 2014
Февраль 2014
Март 2014
Апрель 2014
Май 2014
Июнь 2014
Июль 2014
Август 2014
Сентябрь 2014
Октябрь 2014
Ноябрь 2014
Декабрь 2014
Январь 2015
Февраль 2015
Март 2015
Апрель 2015
Май 2015
Июнь 2015
Июль 2015
Август 2015
Сентябрь 2015
Октябрь 2015
Ноябрь 2015
Декабрь 2015
Январь 2016
Февраль 2016
Март 2016
Апрель 2016
Май 2016
Июнь 2016
Июль 2016
Август 2016
Сентябрь 2016
Октябрь 2016
Ноябрь 2016
Декабрь 2016
Январь 2017
Февраль 2017
Март 2017
Апрель 2017
Май 2017
Июнь 2017
Июль 2017
Август 2017
Сентябрь 2017
Октябрь 2017
Ноябрь 2017
Декабрь 2017
Январь 2018
Февраль 2018
Март 2018
Апрель 2018
Май 2018
Июнь 2018
Июль 2018
Август 2018 Сентябрь 2018 Октябрь 2018 Ноябрь 2018 Декабрь 2018 Январь 2019 Февраль 2019 Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023 Август 2023 Сентябрь 2023 Октябрь 2023 Ноябрь 2023 Декабрь 2023 Январь 2024 Февраль 2024 Март 2024 Апрель 2024
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26
27
28
29
30

Поиск города

Ничего не найдено
Бабаево Бабушкин Бавлы Багратионовск Байкальск Баймак Бакал Баксан Балабаново Балаково Балахна Балашиха Балашов Балей Балтийск Барабинск Барнаул Барыш Батайск Бахчисарай Бежецк Белая Калитва Белая Холуница Белгород Белебей Белёв Белинский Белово БелогорскАмурская область БелогорскКрым Белозерск Белокуриха Беломорск Белорецк Белореченск Белоусово Белоярский Белый Бердск Березники БерёзовскийКемеровская область БерёзовскийСвердловская область Беслан Бийск Бикин Билибино Биробиджан Бирск Бирюсинск Бирюч БлаговещенскАмурская область БлаговещенскБашкортостан Благодарный Бобров Богданович Богородицк Богородск Боготол Богучар Бодайбо Бокситогорск Болгар Бологое Болотное Болохово Болхов Большой Камень Бор Борзя Борисоглебск Боровичи Боровск Бородино Братск Бронницы Брянск Бугульма Бугуруслан Будённовск Бузулук Буинск Буй Буйнакск Бутурлиновка
Кадников Казань Калач Калач-на-Дону Калачинск Калининград Калининск Калтан Калуга Калязин Камбарка Каменка Каменногорск Каменск-Уральский Каменск-Шахтинский Камень-на-Оби Камешково Камызяк Камышин Камышлов Канаш Кандалакша Канск Карабаново Карабаш Карабулак Карасук Карачаевск Карачев Каргат Каргополь Карпинск Карталы Касимов Касли Каспийск Катав-Ивановск Катайск Качканар Кашин Кашира Кедровый Кемерово Кемь Керчь Кизел Кизилюрт Кизляр Кимовск Кимры Кингисепп Кинель Кинешма Киреевск Киренск Киржач Кириллов Кириши КировКалужская область КировКировская область Кировград Кирово-Чепецк КировскЛенинградская область КировскМурманская область Кирс Кирсанов Киселёвск Кисловодск Климовск Клин Клинцы Княгинино Ковдор Ковров Ковылкино Когалым Кодинск Козельск Козловка Козьмодемьянск Кола Кологрив Коломна Колпашево Колпино Кольчугино Коммунар Комсомольск Комсомольск-на-Амуре Конаково Кондопога Кондрово Константиновск Копейск Кораблино Кореновск Коркино Королёв Короча Корсаков Коряжма Костерёво Костомукша Кострома Котельники Котельниково Котельнич Котлас Котово Котовск Кохма Красавино КрасноармейскМосковская область КрасноармейскСаратовская область Красновишерск Красногорск Краснодар Красное Село Краснозаводск КраснознаменскКалининградская область КраснознаменскМосковская область Краснокаменск Краснокамск Красноперекопск КраснослободскВолгоградская область КраснослободскМордовия Краснотурьинск Красноуральск Красноуфимск Красноярск Красный Кут Красный Сулин Красный Холм Кремёнки Кронштадт Кропоткин Крымск Кстово Кубинка Кувандык Кувшиново Кудымкар Кузнецк Куйбышев Кулебаки Кумертау Кунгур Купино Курган Курганинск Курильск Курлово Куровское Курск Куртамыш Курчатов Куса Кушва Кызыл Кыштым Кяхта
Набережные Челны Навашино Наволоки Надым Назарово Назрань Называевск Нальчик Нариманов Наро-Фоминск Нарткала Нарьян-Мар Находка Невель Невельск Невинномысск Невьянск Нелидово Неман Нерехта Нерчинск Нерюнгри Нестеров Нефтегорск Нефтекамск Нефтекумск Нефтеюганск Нея Нижневартовск Нижнекамск Нижнеудинск Нижние Серги Нижний Ломов Нижний Новгород Нижний Тагил Нижняя Салда Нижняя Тура Николаевск Николаевск-на-Амуре НикольскВологодская область НикольскПензенская область Никольское Новая Ладога Новая Ляля Новоалександровск Новоалтайск Новоаннинский Нововоронеж Новодвинск Новозыбков Новокубанск Новокузнецк Новокуйбышевск Новомичуринск Новомосковск Новопавловск Новоржев Новороссийск Новосибирск Новосиль Новосокольники Новотроицк Новоузенск Новоульяновск Новоуральск Новохопёрск Новочебоксарск Новочеркасск Новошахтинск Новый Оскол Новый Уренгой Ногинск Нолинск Норильск Ноябрьск Нурлат Нытва Нюрба Нягань Нязепетровск Няндома
Саки Салават Салаир Салехард Сальск Самара Санкт-Петербург Саранск Сарапул Саратов Саров Сасово Сатка Сафоново Саяногорск Саянск Светлогорск Светлоград Светлый Светогорск Свирск Свободный Себеж Севастополь Северо-Курильск Северобайкальск Северодвинск Североморск Североуральск Северск Севск Сегежа Сельцо Семёнов Семикаракорск Семилуки Сенгилей Серафимович Сергач Сергиев Посад Сердобск Серов Серпухов Сертолово Сестрорецк Сибай Сим Симферополь Сковородино Скопин Славгород Славск Славянск-на-Кубани Сланцы Слободской Слюдянка Смоленск Снежинск Снежногорск Собинка СоветскКалининградская область СоветскКировская область СоветскТульская область Советская Гавань Советский Сокол Солигалич Соликамск Солнечногорск Соль-Илецк Сольвычегодск Сольцы Сорочинск Сорск Сортавала Сосенский Сосновка Сосновоборск Сосновый Бор Сосногорск Сочи Спас-Деменск Спас-Клепики Спасск Спасск-Дальний Спасск-Рязанский Среднеколымск Среднеуральск Сретенск Ставрополь Старая Купавна Старая Русса Старица Стародуб Старый Крым Старый Оскол Стерлитамак Стрежевой Строитель Струнино Ступино Суворов Судак Суджа Судогда Суздаль Суоярви Сураж Сургут Суровикино Сурск Сусуман Сухиничи Сухой Лог Сызрань Сыктывкар Сысерть Сычёвка Сясьстрой

Шукшин – Романовскому: «Что, Кама-то твоя течет?» – «Нет, не течет…»

0 179
Шукшин – Романовскому: «Что, Кама-то твоя течет?» – «Нет, не течет…»

Сегодня 90 лет со дня рождения культового для Елабуги писателя Алексея Романовского

Как фуражная корова помогла ему возглавить популярный столичный журнал, как хлебная корочка познакомила с Мариной Цветаевой, как он узнал, сколько платили палачу за один расстрел в годы репрессий и был ли Тамерлан в Елабуге. Все это рассказывают читателям «БИЗНЕС Online» елабужский краевед, казанский искусствовед, а также племянница московского писателя Станислава Романовского, культового в его родной Елабуге, который был дружен с Василием Шукшиным, хорошо знал Фазиля Искандера и Арсения Тарковского.

В Елабуге в 2007 году был издан однотомник, сборник избранных произведений Станислава Тимофеевича Романовского

«Христос и Шукшин»

— В Елабуге в 2007 году, как раз к 1000-летию города, был издан однотомник, сборник избранных произведений Станислава Тимофеевича Романовского, — начинает рассказ о писателе исследователь его творчества, елабужский краевед Андрей Иванов, заведующий библиотекой Серебряного века Елабужского государственного музея-заповедника. — Называется он «Костер из тальника», туда вошел рассказ «Христос и Шукшин». Романовский дружил с Василием Макаровичем Шукшиным, в своем журнале «Сельская молодежь» публиковал его первые рассказы.

— Можно поподробнее о дружбе писателей?

— У меня есть видеоинтервью с племянницей Станислава Тимофеевича. Вот там, что называется, из первых рук…

Племянница Романовского Елена Михайловна Шастина, профессор кафедры немецкой филологии Елабужского института КФУ, доктор филологических наук:

«Станислав Тимофеевич рассказывал мне и моей маме про Василия Макаровича. Они познакомились в редакции столичного журнала «Сельская молодежь», где Стасик тогда работал. Шукшин пришел туда публиковать свои первые литературные опыты. И вот с этого момента они подружились. Особенно запомнилось, как Станислав Тимофеевич очень грустно говорил о последних годах Василия Макаровича. Когда он снимал фильм «Калина красная», то приглашал дядю на съемки. Но как-то тогда не случилось, Станислав Тимофеевич почему-то приехать не смог. И еще он говорил, что взгляд у Шукшина был в то время уже какой-то уходящий…

А вот такая более светлая история, связанная с ним. Василий Макарович, и это известный факт, хотел снимать фильм про Стеньку Разина, искал натуру, и спросил тогда у Станислава Тимофеевича: «Ну что, Кама-то у тебя течет? Потому что Волга ведь — она вся перекрытая». Я думаю, что Станиславу Тимофеевичу очень хотелось, чтобы Шукшин приехал в наши края, и чтобы действительно здесь были эти съемки. Но он честно ответил: «Ну, Кама-то у нас ведь тоже не течет…» Потом он объяснил свои слова так: «Я просто вспомнил все эти нижнекамские трубы, и мое представление о том, что здесь могут быть съемки такого фильма не то чтобы отошло, но какие-то мысли появились немножко другого плана…» А фильм про Стеньку так и не сняли.

Очень часто он рассказывал про общение с Василием Макаровичем, говорил о том, что Шукшин только на первый взгляд был несколько простоватым — «этакий мужичок». Но Станислав Тимофеевич уверял, что это было очень обманчивое впечатление, что на самом деле Шукшин был очень глубоким, начитанным человеком, тонким очень. А вот такой имидж свой, может быть, даже поддерживал специально».

Племянница Романовского Елена Михайловна Шастина

«Это была женщина, жившая «у фонтала»

— В его рассказе «Я тоже была, прохожий» описаны встречи 9-летнего Станислава с Мариной Цветаевой. Он тоже вошел в сборник избранного?

— Разумеется! «Много лет спустя, — пишет в нем Романовский, — я узнал, что женщина, жившая „у фонтала“ (елабужский жаргон того времени — прим. ред.), на улице Жданова, — великий поэт, колдовская цевница века, чья смерть не была расслышана в грохоте чугунных валов самой страшной войны; и детское мое припоминание, смутное и жгучее, сдавило мне горло…»

Историю этих встреч на основе рассказа Романовского изложила Елена Федюкина, кандидат культурологии:

«Встреч, собственно говоря, было три. Последняя из них — уже с мертвой Мариной. Когда писателю было 9 лет, население Елабуги внезапно увеличилось из-за того, что пароходом по Каме привезли эвакуированных. Время было голодное: грибами и ягодами не наешься, а хлеба выдавали всего по 300 г на душу. Как-то проходил Стасик с товарищем мимо столовой, не удержались ребята, забежали внутрь, да и прихватили из пустой тарелки обгрызенную корочку хлеба. Когда они вышли, их вдруг догнала «костистая немолодая женщина» в кофте с закатанными рукавами и косынке, посудомойка. «Возьмите», — попросила, подавая ребятам брусок ржаного хлеба». «Мне запомнились глаза этой женщины, — рассказывает Романовский, — сначала они показались веселыми, смеющимися, но скоро я понял, что глаза не смеются, что в них живут … усталость и внимание ко всему, что творится на белом свете». Этот «ломтик колючего хлеба» вместе с «обгрызышем» ребята жадно доели на ходу». Это была первая встреча с Поэтом в роли судомойки.

Через несколько дней они встретились в … церкви. Никольская церковь, в которую Стасика водила когда-то бабушка (отец с матерью, военнослужащий и учительница, жили постоянно в Ленинграде) стояла открытой, загаженная птичьим пометом, с выбитыми стеклами и простреленными фресками. Мальчишки теперь уже не за Причастием сюда приходили. Смелость хотелось испытать, лазая по крыше и колокольне. На этот раз, к большому удивлению ребят, под ее сводами им попалась женщина из столовой, подавшая им кусок хлеба. Она поинтересовалась у ребят о названии храма. Вместе они постояли под фреской в простенке между окнами, где был изображен Николай Угодник. Стасика уже давно привлекал отточенный до синевы, обоюдоострый меч, замерший в руках палача, изображенного на первом плане перед чудотворцем. Мальчик испытывал желание подержать в руках, ладонями ощутить холод дамасской стали. Но теперь он поспешил утешить эту смотрящую так грустно женщину. «Он спасет их», — сказал, указывая на Николая Угодника и обреченно ожидающих своей участи жертв. Женщина кивнула, что знает. Поинтересовалась, давно ли закрыта церковь и вздохнула, узнав, что еще до войны. Она шла вдоль стен как хозяйка храма, в глазах ее светились те же огоньки, которые Стасик приметил еще тогда, у столовой. На эту дивную процессию глядели выщербленные от пуль росписи.

«В Елабуге много георгинов, — произнесла вдруг женщина, когда они вышли из храма. Действительно, эти пышные предвестники осени росли тут самосевом повсюду, даже среди лебеды. Прощаясь с ребятами, она сказала, что живет у фонтана, уточнив, «у фонтала», по-местному.

Прошло три дня. Стасик вдруг узнал, что случайная его знакомая из эвакуированных, та, что из дома напротив фонтана, повесилась и ее понесут хоронить. Когда он примчался к угловому домику «фонтанной площадки», гроб уже выносили. Мальчик пробрался сквозь толпу и заглянул в лицо покойной. «Лицо женщины словно бы округлилось, морщины разгладились», и когда ее «длинные острые ресницы колыхнулись от ветра», Стасику подумалось, что сейчас она откроет глаза и скажет: «В Елабуге много георгинов»…

Кажется, случайная встреча, да вот только Стасик, когда вырос, стал писателем. Возможно, также по случайности…»

Дом в Елабуге, где родился и жил писатель

«Предложение, от которого нельзя было отказаться»

— Ну и как же Стасик стал писателем? Начнем с самого начала — с рождения.

— Он родился здесь, в Елабуге, 19 сентября 1931 года. Отец Станислава Тимофеевича был военным, мама — учительницей. Бо́льшую часть жизни они провели в Ленинграде. Еще в детстве Стасик с сестрой оказались в Елабуге у бабушки. От мамы-учительницы сын перенял любовь к чтению, к литературе. В одном из своих рассказов он вспоминает, что в подвальной части их большого дома соседкой была бывшая монахиня Елабужского Казанско-Богородицкого женского монастыря. Она тоже, так скажем, способствовала его увлечению чтением. А еще в Елабуге был библиотечный техникум, где он учился, и где, естественно, в стороне от литературы никак не мог остаться. Вся классика, все новинки литературы — все это было ему доступно. Потом, через несколько лет, после окончания историко-филологического факультета Казанского университета в 1954 году (кстати, недавно выяснилось, что он был не только одногруппником Рафаэля Мустафина, но и жил с ним в одной комнате в общежитии), он сам стал преподавать в этом техникуме. Но уже потом, через 3 года, по партийной линии, он будет переведен в Ульяновск.

— Но и по творчеству, и по отзывам современников, и по документам чувствуется, что Романовский вовсе не был каким-то ярым, убежденным комсомольцем-партийцем. В смысле — карьеристом. И, тем не менее, возглавил областную газету «Ульяновский комсомолец».

— Думаю, что это было одним из тех предложений, от которых нельзя было отказаться. В любом случае, Романовский воспользовался тем, что он вот таким образом сможет пропагандировать литературу.

Что касается «ярой партийности». Недавно удалось обнаружить довольно интересный раритет — небольшой сборник «Литературная Елабуга» 1957 года, и там есть два стихотворения Станислава Романовского. До этого мы его как поэта совсем не знали, а получается, что его вхождение в литературу началось именно с поэзии. Причем, один стих посвящен Ленину, и это, скорее всего, тоже актуальный по тем временам компромисс в пользу литературных дел (стихи печатаются в сокращении, орфография оригиналов сохранена — прим. ред.):

Ленин в разливе

Стожары пылают в затоне,

В траве рассыпаясь зерном.

Ильич согревает ладони

Над тихим рыбацким костром.

А рядом — в России острожной

Нет места теплу и любви:

В ней правда расстреляна ложью,

А совесть распята в крови.

Ломая лозовые ветви

Ильич их бросает в костер,

А думы его — о рассвете,

На весь человечий простор!

И здесь же, на соседней странице — очень нейтральная, простенькая, изящная стихотворная картинка-наблюдение:

На катке

Ясный смех и говор, и улыбки…

Здесь нельзя на месте устоять.

Здесь коньки — серебряные рыбки —

Бороздят синеющую гладь.

Чтоб следа от грусти не осталось,

Чтоб прожить не меньше сотни лет,

Здесь и юность, и седая старость,

Любят жизни негасимый свет!

Есть у него истории, которые уже, наверное, никогда не будут переиздаваться. Например, о Феликсе Эдмундовиче Дзержинском. Да, есть у него такой материал (я могу ошибиться — он то ли в «Мурзилке», то ли в «Веселых картинках» опубликован, потому что Романовский и там, и там периодически появлялся). Понятно, с каких позиций там все прописано. Он о пионерах очень много писал; о Ленине — не то чтобы много, но несколько стихов и рассказов у него тоже есть. И они тоже вряд ли уже будут когда-нибудь переиздаваться.

«Литературная Елабуга» 1957 года

Фуражная корова как социальный лифт

— После 7 лет в «УК» Романовский оказывается в модном столичном журнале. Было проще очутиться на Луне. Что это за история с фуражной коровой?

«В каком-то смысле именно благодаря корове он попал в Москву. Собрал как-то в Ульяновске редакторов-издателей главный комсомольский начальник и спросил, что такое фуражная корова. Правильный ответ дал только Станислав. За это и угодил в московскую „Сельскую молодежь“, где подвизался вначале в должности ответственного секретаря, а затем и заместителя главного редактора».

Елена Федюкина, кандидат культурологии

— Трудно сказать — реальность это или же выдуманная история, но если даже это легенда, то она уже устоявшаяся настолько, что в любом случае выглядит правдиво.

— А почему именно Романовский смог ответить на «сельский вопрос»?

— Ничего удивительного. Он был достаточно хорошо знако́м с жизнью деревни, крестьян, и не знать такие вещи для него было просто как-то неудобно. Дело в том, что из Елабуги он попал сначала не в Ульяновск, а в какое-то село или деревню в его окрестностях. Названия сейчас не припомню, можно уточнить. И вот оттуда он и начал посылать в редакцию свои материалы, то есть выступал сначала вроде как сельский собкор. Я три года назад работал в Ульяновске в архиве, разбирал как раз подшивки «Ульяновского комсомольца» и нашел там эти публикации, то есть отследил, как Романовский в этой газете появился. Они датируются где-то концом 1950-х годов. Потом он перебирается уже в сам Ульяновск, становится сначала заместителем, а потом уже главным редактором газеты.

Журнал «Сельская молодежь»

— Что касается «Сельской жизни» — известно ли о его работе там, кроме как про историю с коровой? Ведь в советское время это был культовый журнал, вовсе не колхозный про надои и трудодни, а вполне современное молодежное издание, где было что почитать и на что посмотреть. Приложение к «СМ», невиданный доселе в СССР тогдашний покетбук «Подвиг», было раздобыть труднее, чем подписку на «Библиотеку „Огонька“». Опять же Шукшин не погнушался туда прийти…

— Увы, пока про эту тему можно сказать только как про очень перспективный фронт работ. Знаю, что свое редакторство он старался использовать для пропаганды талантливых земляков. Публиковал их литературные опыты.

— Наряду с Надеждой Дуровой, Иваном Шишкиным, Мариной Цветаевой в конце концов, похоже, намечается местный культ очередной личности. Я не прав?

— Отнюдь. Почему Станислава Тимофеевича в Елабуге так любят и так чтут? Дело в том, что, фактически, он первый из литераторов, кто публично, на весь читательский Советский Союз, очень красиво, но при этом просто и душевно, начал рассказывать о Елабуге, о ее окрестностях, о природе, о наших озерах и лесах… В одном из своих произведений, в «Родине», он совершенно четко обозначил, что наша башня Елабужского городища на несколько веков старше Московского кремля.

Публикация Майи Левянт преподавателя Елабужского пединститута в журнале Сельская молодежь

Вот Дмитрий Иванович Стахеев — маститый литератор, но у него слово «Елабуга» в произведениях не встречается вообще. Да, мы узнаем у него наш город, историю его ярмарок, описание церквей; мы читаем и понимаем: «Да, это Елабуга». У него река «Пойма», но мы знаем, что это наша Тойма. Почему-то он как-то завуалированно все это преподносил, не открыто говорил. А Романовский, не стесняясь, четко обозначал: «Да, я из Елабуги. Я люблю Елабугу. Ее окрестности, села, реки». Он же все вокруг исходил, он же всю Каму обошел!

Поэтому Романовского в Елабуге помнят и любят, и мы понимаем, что он — я говорю абсолютно без пафоса — воспел наш древний город, который гораздо старше столицы страны, и в особенности — нашу природу.

— У него есть, на мой взгляд, совершенно потрясающий рассказ «Башни над Камой» о нашем Городище, — продолжает Иванов. — Ну и герои — у Романовского ими являются простые дети и простые взрослые.

Андрей Иванов: «У него есть, на мой взгляд, совершенно потрясающий рассказ «Башни над Камой» о нашем Городище. Ну и герои — у Романовского ими являются простые дети и простые взрослые»

— И он с этими простыми героями в своих простых рассказах попадал в журналы и сборники в таких компаниях — дух захватывает! Горький, Эренбург, Вознесенский, Коршунов, Асеева, Пришвин…

— Что касается Пришвина, то смогу ли я вас удивить, но в 1893 году Михаил Михайлович в Елабуге умудрился сдать экзамены.

— Да?

— Да! И Пришвин был, скажем так, не то чтобы активный какой-то прихожанин, но постоянно заходил в ту самую Никольскую церковь, где Стасик Романовский во второй раз встретил Марину Цветаеву.

Завершая с Пришвиным, нужно упомянуть, что приезжал он сюда с конкретной целью сдать курс классической гимназии в нашем Елабужском реальном училище, потому что нигде, ни в одной другой гимназии Российской империи его уже просто не брали, потому что он… Но это уже отдельная история.

— Мы к ней еще вернемся?

— Как угодно. Мы же сейчас говорим о другом писателе. Возвращаемся к Романовскому?

— Давайте к Романовскому.

— Вам не знаком его рассказ «Двадцать пять рублей старыми»?

— Пока нет.

— Там речь идет о том, как Станислав Тимофеевич сначала в детстве, а потом уже через много лет, встречался с женщиной, которая когда-то была палачом в елабужской тюрьме. Она там расстреливала людей. В затылок. И ей за каждый расстрел как раз платили 25 рублей, на них она постоянно покупала в семье Стасика молоко, и семья не голодала…

— Давайте лучше про природу.

— В альманахе «Рыболов» 1960-70-х годов есть несколько выступлений Станислава Тимофеевича. Вообще-то это — довольно специфический журнал, на любителя (или профессионала?), но несколько публикаций Романовского там напечатано. Например, коротенький рассказ «Спасские вилы». Там представлена старинная легенда о происхождении названия озера — как крестьянский паренек спас вилами от Змеи Подколодной свою невесту. Озеро это, кстати, своими очертаниями вилы напоминает…

Не знаю, то ли он обработал народное сказание и донес до нас, то ли сам эту историю выдумал, но в одном из рассказов он представил легенду о пребывании в наших местах Тамерлана…

«Дар понимать язык природы»

Галина Зайнуллина, литературный консультант союза писателей РТ, кандидат искусствоведения — специально для «БИЗНЕС Online»:

«Запасная легенда» и другие

«Наверное, для того чтобы восторгаться прозой Станислава Романовского и отзываться сердечным трепетом на каждый топоним, упомянутый в его произведениях, нужно прежде полюбить Прикамье. Ведь в своем творчестве Станислав Тимофеевич опирался не на природные универсалии средней полосы России, а запечатлевал в слове Елабугу, где родился физически, и Камско-Вятский регион, где родился духовно, — запечатлевал как образно переживаемую реальность. В этом он несколько опередил свое время: фактор территориального самоопределения стал значимым для тех авторов, чьи творческая зрелость и юность пришлись на 1980–90-е годы.

Большинство зачинов рассказов Романовского — экспозиционно-пейзажные: «Озерко лежало в лугах Прикамья недалеко от дороги и не имело имени» («Чета»); «Я родился в низовьях великой реки Камы и давно хотел по бывать в верховьях, где она малым родником берется из земли» («Беседа»); «Этот аэродром располагался на хлебородных землях левого берега Камы, среди дубрав, сосновых боров и лугов» («Запасная легенда»); «В селе Кулига, близ которого берет начало Кама, прошла свадьба» (На Урал); «На левом берегу реки Вятки, напротив города Котельнича, в низине растет дубрава» («Лодка»); «Паром, широкий и шумный, как деревенская площадь на праздники, стоял у крутого берега Вятки»(«Конник») — в них, с привнесением настроения, описывается место действия, так что сразу становится понятно, о чем пойдет речь — о великолепии Камы, ее притоков Вятки и Вишеры, а также о самобытности людей, населяющих берегах этих рек.

Романовский может использовать для зачина и эмоциональную фразу с концентратом действия, как, например, в рассказе «Роду-племени» — «„Девки жа-аать!“ — распорядился Никанор Яковлевич», но никогда с многозначительной сентенции. Поскольку ему не было свойственно утверждать свою писательскую идентичность через культурные роли воина, пророка, наследника национальной традиции, «мобилизованного и призванного». В своей работе со словом он воспринимал себя равным рядовым творцам из народа, работающим с иного рода материалами — с деревом, как лодочник Николай Андреевич Шестов («Лодка»), или с глиной, как мастерица дымковской игрушки Евдокия Захаровна Кошкина («Глиняный Олененок») — равным по значимости всем, кто привносит в мироздание лад и красоту.

В рассказах и повестях Романовского одинаково важны отнесенность персонажей к Прикамью и их социально-психологическая определенность

«Живут у себя на светлой родине»

В рассказах и повестях Романовского одинаково важны отнесенность персонажей к Прикамью и их социально-психологическая определенность.

Лодочник Шестов не хочет переезжать в благоустроенный поселок речников: «…там не будет Вятки рядом с домом, а без нее ему неуютно, без нее, без дубравы с золотым озером без соловьев и чаек…». А еще ему будет неуютно без лодки, за которой несколько лет не приезжает так полюбившийся ему заказчик — военный, которого Николай Андреевич, отец пятерых дочерей, в мечтах сделал своим сыном. Между тем лодка, покрытая толем, постепенно превращается в продолговатый, обросший травами земляной бугор…

Иван Ильич Андриянов, работник Вятского лесничества, возвращаясь из Воронежского заповедника, где егеря со всего Союза набирались опыта по выращиванию бобров, проездом останавливается в Москве («Сказ про одно путешествие») и дивится: «Тут свой устав: все бегом бегают. А у нас на Вятке шагом ходят». Едва обозначив противоречие между городом и деревней, Романовский тут же снимает его восторгом, с которым Иван Ильич взирает на «мраморную красоту подземных дворцов», Красную площадь, мавзолей. Но стоит лесничему вернуться в свои родные владения, ступить на тропинку, «выбитую собственными ногами с давних лет», как он в первый раз за всю поездку вдыхает и выдыхает так, что «в ребрах хрустнуло».

Стряпуха Онисья Петровна («На Урал») считает свое родное село Кулига центром мироздания, потому что здесь родилась и выросла «отмеченная на всех картах и глобусах мира река Кама». В минуту жизни трудную Онисья отправляется за «гранку» между Удмуртией и Пермской областью, чтобы добраться до колодца с двухскатной крышей и деревянной утицей на коньке. Там она со стоном припадает к истоку Камы: «Ой, не могу! Ой, из камского ключа попью… Ой, оживу маленько…»

В рассказе «Глиняный Олененок» Станислав Романовский признается, что «завидовал всем тем, кто не мыкаются по свету, а живут у себя на светлой родине, отдали сердце свое одному делу и в постоянстве своем знают о жизни больше чем те, кто обежали весь земной шар и провозгласили его тесным…» Самому же Романовскому, ставшему волею судьбы москвичом, приходится много ездить по городам и весям Прикамья, чтобы не потерять живительную связь со своей писательской Атлантидой. В рассказе «Ивовый овраг» он рассказывает о том, как без устали исхаживал поймы Камы и Тоймы в поисках места, вдохновившего Шишкина на создание картины «Рожь»; в рассказе «Беседа» — как пешком преодолел сорок километров от станции Кез до села Кулига, чтобы увидеть исток Камы. «Хочу воды попить из начального камского ключа», — доверительно поведал он детали своего путешествия лошади с жеребенком, которых встретил на опушке леса. А те брали хлеб из его рук и старались есть помедленней, потише, чтобы не пропустить ни одного слова. В их фиолетовых глазах угадывалось спокойное желание продолжать беседу с человеком как можно дольше.

Дар понимать язык птиц, диких и домашних животными, трав, деревьев и родников Станислав Тимофеевич демонстрирует на страницах многих произведений («Черный дрозд», «Звезды») и, разумеется, наделяет этим даром своих персонажей. Онисья Петровна при сборе трав разговаривает с ними: «Зовут тебя уражница. По-старинному. А по-нынешнему — зверобой. С похмелья ее пьют. А это трава — горлянка. Эх, горлянка ты, горляночка, ровно ласковая мамочка! Горло заболело — очень хорошо вылечит». Евдокия Кошкина, разминая глину для изготовления дымковской игрушки, беседует с ней: «Какая ты нынче послушная. Я тебя еще маленько помну»; «Ладно, глинка, с этого бока углажу».

Как видим, природа для Романовского не «вековечная давильня», а гармонически устроенный Камско-Вятский универсум, все элементы которого связаны любовным взаимопониманием. А разум, рассеянный в природе, сконцентрирован отнюдь не в человеке. Иначе, не нуждались бы так остро герои его рассказов и повестей в подстройке к биоценозу. Именно этим снимаются в прозе Романовского типовые литературные конфликты его времени: нравственный компромисс, «обмен» духовности на материальные блага.

Например, маленькая повесть «Таежный ноктюрн» в зачатке содержит любовную драму, разыгравшуюся в рассказе Шукшина «Беспалый». Водителю большегрузного автомобиля Сакко Ивановичу Солодовникову досталась претенциозная жена. «Что ты понимаешь в моей душе, работяга несчастный?» — отвечала Ангелина Борисовна на просьбы мужа заняться хозяйством и научиться готовить. Она преподавала в сельской школе историю, на уроках увлеченно рассказывала о народниках и Распутине, следила за модой, выписывала журналы о театре и кино и считала себя ответственной за все, что происходит на планете. Лад в душе и семье Сакко Ивановича воцарился после того, как однажды он, возвращаясь из очередного рейса, спас лосенка от стаи бродячих псов. В тот вечер родная деревня Пудиха, расположенная в котловине, заполненной морозным паром, показалась ему градом Китежем, погрузившимся в воды озера Светлояра. Ангелина Борисовна с появлением в доме лосенка тоже преобразилась — «поутихла» и научилась готовить.

«Есть у Романовского свое «Прощание с Матерой”»

Петр Луков, методист института пушнины, из рассказа «Письмо с уведомлением» чем-то напоминает Глеба Капустина. Характерной чертой Лукова, как и героя шукшинского рассказа «Срезал», является желание показать окружающим свое собственное превосходство в знании любого вопроса, пребольно щелкнув собеседника по носу. В «Письме с уведомлением» напыщенный «образованец» самоутверждается на простодушной жительнице лесного кордона, жене егеря Зое Николаевне. Романовский намечает антагонизм этих характеров, но не разворачивает в напряженный конфликт. В финале рассказа женщина до слез, до головокружения смотрит на майский лес, который дышит «яростным духом молодой листвы, цветущей черемухи и влажной живой земли», и на то, как ее гость, покидая кордон, переходит паводковый ручей в резиновых сапогах испачканных грязью «напополам с белыми лепестками черемухи».

Есть у Станислава Романовского и свое «Прощание с Матерой» — рассказ «Среди долины ровныя…». Луга около деревни Прости подлежат затоплению в связи с постройкой большой ГЭС. Василий Карпович, в свое время рассуждавший с трибун о значении дешевой энергии в народном хозяйстве, не может с этим смириться по многим причинам. Луга издревле кормили жителей Прости и услаждали их взор — «просторные и добрые, плещущие рыбой в бессчетных озерах; дымящиеся росяницей и стонущие коростелями; перепачканные пыльцой и медом; овеянные свистом утиных крыльев». К тому же здесь расположено кладбище, где в супесях похоронена мать Василия Карповича. Но главное — в лугах растет дуб, с которого Шишкин написал картину «Среди долины ровныя…». Перед затоплением (уже срезан приозерный ивняк, спилены сосны на погосте) мужчина идет на могилу матери и у четырехсотлетнего дуба встречает студента московского лесотехнического института — с бензопилой «Дружба» наизготовку. В диалоге с ним Василий Карпович доходит до исступления: «А хочешь я сломаю колокольню Ивана Великого, взорву Василия Блаженного?!» Однако в самый драматичный момент появляется пастух Денис с радостным известием: суходол у озера Грязи захватило не весь, ребята-гидрологи сказали, что вода больше прибывать не будет. Дуб спасен.

Можно сказать, Станиславу Романовскому присуще утопическое понимание творчества как проекта спасения и тем самым он вписан в обширный контекст в русской литературе. Жалость к неодухотворенным творениям проявленного бытия выражали в своем творчестве и Борис Пастернак, и Владимир Набоков, и Андрей Платонов. Однако в отношении последнего в связи с Романовским речь следует вести скорее о литературном отрицании, чем о следовании и развитии техноромантических идей. Станислав Тимофеевич делает весьма робкие попытки в репрезентации проблематики «Человек и машина», столь важной для Платонова. Попытку одухотворить механизм он делает разве что в одном рассказе — «Белый конь». Пока хлебопашец Саша при звездах вдыхает запах поднятого под зябь поля, его трактор остывает от работы: «Широкая грудь его была теплой, и, отходя ко сну, неслышно дышал он хорошо смазанным железом, а лемеха, выбеленные сырой землей, отдыхали в борозде и неярко светились». Но в тумане неожиданно появляется конь, и начинается история о норове, достоинстве и изощренном разуме животного, которая сводит на нет потуги писателя очеловечить трактор.

А в рассказе «Всякое дыхание» писатель откровенно заявляет о своих предпочтениях, создавая образ подпаска Генки: «Бежать по траве ему больше нравится, чем вести машину — что он с собой может сделать?» Умение подростка управляться с пастушеским кнутом «длиной в полквартала» в описании Романовского выглядит как высший пилотаж: «потянул на себя кнут, пока вслед за черной змеей белый приплеток не выскочил из травы… раскрутил над головой смоляной свистящий пропеллер и рывком осадил: хлопнул выстрел…»

Разумеется, уклониться от требований, звучавших с трибун писательских съездов, Романовский в десятилетия развитого социализма не мог и иногда ненавязчиво, без особого рвения пел хвалу «идейно-нравственной силе социалистических общественных отношений». Вдохновлялся он при этом преимущественно хлебопашцами, работающими в страду без сна и отдыха (рассказы «Белый конь», «Запасная легенда», «Дорога Федота Бочкова»).

«Что же с нами происходит?»

Судя по всему, Станиславу Тимофеевичу претило участие в любого рода идейно-политических схватках, хотя был явно близок по духу писателям-деревенщикам, которые опирались не на образ светлого будущего, а на ценности прошлого. Романовский так же уповал на сохранение менталитета и патриархального уклада деревень, поселков, малых городов, но тревогу, боль и гнетущий вопрос: «Что же с нами происходит?» — в своей прозе заглушал. В начале восьмидесятых, вслед за Валентином Распутиным, Василием Беловым и Владимиром Крупиным, он обратил внимание на православные ценности и стал апеллировать в произведениях к религии.

В первую очередь об этом свидетельствует, конечно же, «Повесть об Андрее Рублеве». Читается она на одном дыхании, и объясняется это принципом, который писатель для себя определил при работе с историческим материалом — «истинное уважение к старине и истории — это разговор на языке сегодняшнем, свободном богом данным тебе как откровение». Таким же руководствуется и герой его повествования при обновлении старых фресок –не позволяет себе имитировать язык древнейшей стенописи, ибо подделка кощунственна.

Вместе с тем содержание произведения явственно показывает, что верность магистральной теме не дала Романовскому стать апологетом принципов христианства. Какую бы икону ни ладил Андрей Рублев, какой бы храм ни расписывал, эпитеты и сравнения, используемые автором при их описании, подводят читателя к мысли о душеспасительности в первую очередь природы. Иконы в соборе Спасо-Андроникова монастыря смотрятся «золотыми кувшинками, раскрывающимися среди ночи от прохладного света луны, который они, притонувшие в зеленом стекле озера, принимали за свет солнца». А своды и иконостас владимирского Успенского собора, сияя «светозарными предвечерними красками», даруют человеку все мироздание — растения, животных, птиц, радостно трепещущих крыльями, рыб играющих в морских глубинах…

Интересно, что в некоторых росписях Рублева проскальзывает восточная манера письма, опаленного «жаром среднеазиатских пустынь и ветром степей». Причиной тому влияние его подмастерья Ефрема — в прошлом Ахияра; инок Андрей спас его от расправы соплеменников на пепелище села, сожженного монголо-татарами. «Вспоминай родное узорочье», — поощряет он любимого ученика. Так, начиная повесть с картины противостояния русских и монголо-татарских войск между Доном и Непрядвой, Романовский исчерпывает исторический конфликт тезисом «Красота всегда красота».

Надо сказать, мотив русско-татарского единства, не будучи ярко выраженным, все же является сквозным в творчестве Романовского. Писатель как истинный уроженец Прикамья не мог не включать в свои рассказы образы татар, хотя и в качестве второстепенных персонажей, но исключительно положительных. Таковы участковый уполномоченный Абдулла («Среди долины ровныя…»), обстоятельный мальчик Галим (повесть «Башня над Камой»). Особенно ярко вышеупомянутый мотив проявлен в рассказе «Кама», возможно автобиографическом — написанном от первого лица. В нем подросток вызволяет молодую женщину из водяной воронки и от осознания своей власти над красавицей, им спасенной, в его теле впервые пробегают токи полового влечения. Скуластое лицо женщины наводит юношу на мысль о том, что перед ним татарка, но певучий окающий вятский говор выдает в ней русскую. «Все мы, уроженцы камско-вятского края, и русские, и татары, скуласты», — резюмирует от лица повествователя Станислав Тимофеевич.

Повесть «Башня над Камой»

«Полезные обществу люди — пахари, егеря, лесники, рыбаки»

Романовский много писал для детей, без назидания и неуместного пафоса, стремясь приохотить подрастающее поколение к познанию родного края. В многочисленных рассказах и повестях «Синяя молния», «Алешино лукошко», «Башня над Камой», «Вятское кружево» он описывал подлинные приключения, основанные на предметно переживаемой реальности, следовательно — ведущие к обретению ценного опыта, который ребенок никогда не получит в городской благоустроенной среде. Будь на то воля Романовского, наши дети не проводили бы так много времени в школе, во всяком случае те, кто по разным причинам противится схоластическому обучению — как Юрка, сынок Сакко Ивановича из «Таежного ноктюрна». Такие сорванцы большую часть времени проводили бы за практическими занятиями в лесу, на реке и таким образом из них, по мысли Станислава Тимофеевича, заранее готовились бы полезные обществу люди — пахари, егеря, лесники, рыбаки.

Кстати, эта крамольная идея высказана во «взрослом» произведении, что свидетельствует об одном: вести отдельный разговор о детских книгах Романовского не имеет особого смысла, потому что в подавляющем числе его текстов дети играют немаловажную роль, а часто вообще становятся главными героями, как в рассказах «Евангелие от Галины», «Афоня с тридцать четвертого года», «Ботник», «Стог», «Молния». А от отсутствия персонажей-малолеток «Вятская ярмарка», «Рой», «Костер из тальника» не теряют своей шедевральности. Каждый из этих рассказов достоин детального обстоятельного разбора и отдельной статьи.

Само же творчество Станислава Романовского в целом заслуживает более широкой известности. Его блистательная проза почему-то ее не получила. Может быть, он излишне тематизировал свою региональную идентичность? Но ведь именно сосредоточенность на Йокнапатóфе — крохотном участке земли «размером с почтовую марку» — принесла Уильяму Фолкнеру всемирную славу и Нобелевскую премию. Возможно, причина в чрезмерной скромности Станислава Тимофеевича, которая не позволила ему заняться имиджевой стратегией — привлекать внимание прессы экстравагантными поступками и пестрыми пиджаками? Он предпочел остаться в памяти народной не суетными поступками, не конъюнктурными заявлениями, а богатым литературным наследием, составляющим более тридцати сборников повестей и рассказов. Будем надеяться, не прогадал.




Елабуга

На 90% российский: в НАМИ сравнили «Аурус» с «Ладой»


Все города России от А до Я

Загрузка...

Moscow.media

Читайте также

В тренде на этой неделе

В Москве открыт сезон речных круизов: сколько стоит прокатиться по Золотому кольцу и в Калерию

Роман Лизалин: «Задача «Флота РТ» – увеличить перевозку пассажиров до 500 тыс. человек»

К акции «Красная гвоздика» присоединились 22 района и два города Татарстана

Актриса Нозанин Абдулвасиева опубликовала фото с сыном от Гордона

Новости Татарстана

Спортсмены балаковской СШ «Юность» заняли призовые места в открытом первенстве Межрегионального турнира по боксу в Елабуге

Российские ученые первыми создали средство, способное вылечить болезнь Бехтерева

Шапки женские вязаные на Wildberries, 2024 — новый цвет от 392 руб. (модель 466)

Врач Пылев: склонность к получению солнечных ожогов связана с риском рака кожи


В Москве открыт сезон речных круизов: сколько стоит прокатиться по Золотому кольцу и в Калерию

В г. Елабуге сотрудники Росгвардии задержали двух сожителей, которые в целях кражи незаконно проникли в чужое жилище

Два БПЛА самолетного типа сбили над Мордовией

Турецкая авиакомпания хочет доказать в Евросоюзе, что она не российская


В НАМИ назвали уровень локализации производства Aurus

Нужно ли опасаться беспилотников в Башкирии — УНПЗ как мишень?

В г. Елабуге сотрудники Росгвардии задержали двух сожителей, которые в целях кражи незаконно проникли в чужое жилище

Киберэксперт Борощук: все дроны запеленговать невозможно из-за помех


Президент Татарстана Рустам Минниханов
Татарстан

Фальков и Минниханов оставили подписи на стенде в Высшей школе нефти в Альметьевске


Частные объявления в Елабуге



Загрузка...
Rss.plus
Персональные новости
Песня

Совместная Песня со Звездой.



Новости последнего часа со всей страны в непрерывном режиме 24/7 — здесь и сейчас с возможностью самостоятельной быстрой публикации интересных "живых" материалов из Вашего города и региона. Все новости, как они есть — честно, оперативно, без купюр.




Елабуга на Russian.city


News-Life — паблик новостей в календарном формате на основе технологичной новостной информационно-поисковой системы с элементами искусственного интеллекта, тематического отбора и возможностью мгновенной публикации авторского контента в режиме Free Public. News-Life — ваши новости сегодня и сейчас. Опубликовать свою новость в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь.


© News-Life — оперативные новости с мест событий по всей России (ежеминутное обновление, авторский контент, мгновенная публикация) с архивом и поиском по городам и регионам при помощи современных инженерных решений и алгоритмов от NL, с использованием технологических элементов самообучающегося "искусственного интеллекта" при информационной ресурсной поддержке международной веб-группы 123ru.net в партнёрстве с сайтом SportsWeek.org и проектами: "Love", News24, "My Love", Ru24.pro, Russia24.pro и др.

Шапки женские вязаные на Wildberries, 2024 — новый цвет от 392 руб. (модель 466)

Концерт "Настроение - весна!"

Девушке сделали предложение на концерте Басты: "Бери кольцо"

Гитарист Пугачевой рассказал о проблемах со здоровьем певицы после Чернобыля


Кудерметова выиграла турнир WTA в Штутгарте в парном разряде

Вторая ракетка Казахстана опустилась в чемпионской гонке WTA

П’ять українок отримали суперниць в основі турніру WTA 1000 в Мадриді: результат жеребкування

Медведев остался лучшим среди россиян в обновлённом рейтинге ATP, Рублёв — восьмой


Paige Spiranac puts on busty display in plunging top as she lists the ‘things that drive me crazy’

NYU Hospital on Long Island performs miraculous surgery

Ryan Poles Needs A Last-Minute Review Of His Quarterback Scouting Notes To Ensure Nothing Is Missed

Ramon Cardenas aims to cement his contender status agains Jesus Ramirez Rubio tonight