Император Александр I: «Единому Богу честь и слава»
В нынешнем году исполнилось 220 лет со дня воцарения императора Александра I Благословенного. Сложный душевный мир этого одаренного и прекрасно образованного монарха до сих пор остается для многих загадкой.
«В исторической литературе, – пишет московский историк Т.Л. Пантелеева, – утвердился взгляд на императора Александра I как на фигуру противоречивую: смелые замыслы и более чем скромные результаты деятельности, одна политика для Европы, другая – для России, конституционалист и самодержец, противник крепостничества и сторонник военных поселений, где тяжесть крепостной зависимости усугублялась военной муштрой». Несколько малоизвестных документов той эпохи из фондов Вятской духовной консистории и канцелярии вятского губернатора, ныне хранящихся в Центральном государственном архиве Кировской области, помогут пролить некоторый свет на личность Александра Благословенного, на жизнь вятского духовенства и на состояние Русской Православной Церкви в целом в то время. В основном все публикуемые документы относятся к последнему периоду жизни императора Александра Павловича.
*
«14 марта 1816 года.
Государь известил, что во многих вятских церквях поют по нотам несоответственно тому роду пения, какое может быть принято в церквях. Высочайше повелеть соизволил, дабы впредь не вводить в употребление тетрадей рукописных, кои отныне строжайше запрещаются, но все, что ни поется в церквях по нотам, должно быть печатное и состоять или из собственных сочинений директора придворного певческого хора действительного статского советника Бортнянского, или из других известных сочинителей, но сих последних сочинения непременно должны быть печатаемы с одобрения господина Бортнянского, и что изданные от Святейшего Правительствующего Синода нотные книги Ирмологий, Обиход, Октоих и Праздники остаются по-прежнему для предназначенного употребления их».
*
«5 апреля 1816 года.
Указ самодержца Всероссийского из Вятской духовной консистории.
Его императорское величество усматривает из получаемых донесений о происшествиях, нередко происходящих со стороны разного звания людей в церквях, предосудительные поступки. Высочайше повелеть соизволил, дабы повсеместно сделано было подтверждение о соблюдении в церквях должного порядка и тишины, и чтобы строжайше взыскиваемо было за всякий противный тому шаг, ибо государь император считает одним из важнейших преступлений нарушение обязанностей богопочитания и вероисповедания; для чего иметь строгий надзор через полицию, и при малейшем отступлении от правил, которые наблюдаемы быть должны в церквях, отсылать виновных, невзирая ни на какое лицо, к суду. Причем Его императорское величество в особенности поручает господину министру иметь наблюдение, чтобы не происходило медленности в судопроизводстве по сим делам, но чтобы каждый неукоснительно получил достойное по законам наказание».
*
«27 октября 1817 года.
Указ Его императорского величества из Вятской духовной консистории.
В последний мой проезд по губерниям в некоторых из оных должен был, к сожалению моему, слушать в речах, говоренных духовными лицами, такие несовместные мне похвалы, кои приписывать можно Единому Богу. Поколику я убежден в глубине сердца моего в сей христианской истине, что чрез Единого Господа и Спасителя Иисуса Христа проистекает всякое добро и что человек, какой бы ни был, без Христа есть единое зло, следовательно, приписывать мне славу в успехах, где рука Божия столь явна была целому свету, было бы отдавать человеку то, что принадлежит Всемогущему Богу. Для того долгом считаю запретить таковые неприличные выражения, поручаю Святейшему Синоду предписать всем епархиальным архиереям, чтобы как они сами, так и подведомственное духовенство при подобных случаях воздержались от похвал, токмо слуху моему противных, а воздавали бы Единому токмо Господу Сил благодарение за ниспосланные щедроты и умоляли бы об излиянии благодати Его на всех нас, основываясь на словах Священного Писания: «Царю же веков Нетленному, Невидимому, Единому Премудрому Богу честь и слава во веки веков».
*
«5 сентября 1824 года.
Словесное приказание епископа Вятского и Слободского Павла, состоящее в том, чтобы при встрече государя Александра Павловича 1) в кафедральном соборе г. Вятки были одни только священники здешнего города без причтов и диакон Покровского собора в лучших церковных облачениях; 2) чтобы при въезде Его величества в здешний город у всех церквей произведен был колокольный звон; 3) чтобы все церкви и колокольни по вечерам были освещаемы латками в довольном количестве как во время приезда Его величества, так и в прочее время пребывания его в городе; 4) чтобы все священно- и церковнослужители в означенное время находились неотлучно днем в своих церквях, а причетники и по вечерам для поставления латок и смотрения по зажжении за ними; 5) чтобы никто из них в оное время без необходимой нужды из дому в дом не переходил, по улицам и площадям не шатался, паче около дворца Его величества, под опасением строгого оштрафования».
*
«28 сентября 1824 года.
Указ самодержца Всероссийского из Вятской духовной консистории.
В проезд Его величества по городам и местечкам хлеб и соль должны быть подносимы на обыкновенных фаянсовых блюдах, отнюдь серебряных и золотых блюд не употреблять».
*
«9 октября 1824 года.
Государь император высочайше соизволил повелеть мне священника села Поломского Феодора Рязанова по принесенной крестьянами жалобе в притеснении их Рязановым излишними и непомерными поборами за исправление мирских треб ныне же уволить от сего места и по исследовании о тех поборах предать Рязанова и других оного села священнослужителей, ежели и последние в таковых же поборах виновными окажутся, суждению.
Епископ Вятский и Слободской Павел».
*
«17 октября 1824 года.
Государь император, в высочайший проезд свой через Вятскую губернию заметив, что дома сельских священнослужителей по большей части построены очень обширными, так что иные из них имеют по шесть или семь окошек на лицевую сторону, между тем внутри оных не соблюдается хозяевами надлежащая чистота, высочайше соизволил повелеть мне внушить всем священнослужителям вверенной мне епархии, дабы они, оставя пустое тщеславие в расширении своих домов, обратили внимание на скромное и уютное оных устроение, а паче на соблюдение в них чистоты, как для здоровья семейств необходимо нужной, так равно похвальной и для хозяина, что означает в нем и со стороны нравственной черту доброго домостроителя.
Епископ Вятский и Слободской Павел».
*
«17 ноября 1824 года, господину министру народного просвещения.
В указе нашем, данном Правительствующему Сенату 9 февраля 1802 года, между прочими постановлениями о рассматривании и печатании книг во втором пункте объяснено, чтоб не было ничего в них противного законам Божиим и гражданским. Того же указа в третьем пункте изображено, «что принадлежит до книг церковных и вообще к вере относящихся, в издании их поступать на точном основании указа от 27 июля 1787 года».
Ныне по случаю препровожденной к Новгородскому и Санкт-Петербургскому митрополиту на рассмотрение книги под названием «Беседа на гробе младенца о бессмертии души» из донесений его усмотрено мною, что в противность помянутым указам многие к вере относящиеся книги, часто содержащие в себе ложные и соблазнительные о Священном Писании толкования, печатались в частных типографиях без всякого синодского рассмотрения, а книги, в духе православной нашей веры написанные, подвергались строгому запрещению. Таким образом и помянутая книга была запрещена и отобрана.
Вследствие сих отступлений от вышеупомянутых указов и отселе вредного для просвещения и нравственности направления повелеваем Вам войти в строгое наблюдение, дабы как в изданных, так и во впредь издаваемых сочинениях и переводах, особливо же в преподавании по училищам наук, ничего колеблющего веру и благонравие не укрывалось.
Народное благоденствие много от сего пострадать может, и потому обязаны Вы пред Богом и пред нами употребить неусыпный за сим надзор, истребляя и обличая всякие рассеянные в книгах или иначе внушаемые лжеучения, и не допуская ни в каком виде существовать и вновь появляться оным. В важнейших случаях Вы не оставите доводить сие до нашего сведения.
Вышеозначенную книгу «Беседа на гробе младенца о бессмертии души», ныне митрополитом рассмотренную и одобренную, повелеваем дозволить печатать и продавать. Александр».
*
«25 мая 1825 года. Указ Его императорского величества из Святейшего Синода Преосвященнейшему Павлу, епископу Вятскому и Слободскому.
Господин главноуправляющий духовными делами иностранных исповеданий препроводил в Святейший Синод всеподданнейшее прошение крестьян Вятской губернии Елабужского уезда деревень Кудрари и Бистамызовой Ивана Васильева и Якова Егорова, а по-татарски называемых Юзгеем Миразовым и Габидом Хабибулиным, о позволении им с семействами обратиться в магометанскую веру.<…> Святейший Синод на основании Правил святых апостолов и указа от 29 апреля 1722 год не может дать просителям дозволения на отступление от христианской веры в магометанство как дело богопротивное и потому определил, отказав им в том решительно, предписать Вашему Преосвященству указом, дабы Вы немедленно отрядили опытного, искусного и ученого священника для увещания означенных крестьян Васильева и Егорова о пребывании всегда в недрах христианской веры, которую и отцы их исповедовали, а вместе с тем побудили и приходских священников к пастырскому назиданию сих колеблющихся в вере людей тщательными наставлениями в Законе Божием при всяком удобном к тому случае.
Об успехах же, какие сделают тот и другой священники в обращении оных, доносить Святейшему Синоду по третям года».
*
«Указ Его императорского величества из Святейшего Синода Преосвященнейшему Павлу, епископу Вятскому и Слободскому. Государь император изволил усмотреть из дневного рапорта московского военного генерал-губернатора от 2 февраля 1825 года, что приехавший в Москву Подольского уезда села Серпягина диакон Петров для свидания с дядей своим священником церкви Иоанна Предтечи Савиновым 1 февраля, бывши с ним вместе у родственников в гостях и пришедши оттуда в нетрезвом виде, лег спать и скоропостижно умер, по заключению штаб-лекаря, от апоплексического удара, происшедшего от излишнего употребления горячих напитков.
Но как Его императорское величество несколько раз лично изволил объяснять ему, Преосвященному, о желании Его величества, чтобы духовные лица были воздерживаемы от пьянства, то вследствие сего и по поводу означенного случая с диаконом Петровым повелеть ему, Преосвященному, соизволил, дабы он сие происшествие предложил на рассуждение Святейшего Синода к постановлению надлежащих правил на подобные неприличные священническому сану случаи для всеобщего о сем предписания от Святейшего Синода епархиальным архиереям, которые сверх тех правил, имеющих быть изданными, обязаны внушать всем подведомственным им духовным лицам воздерживаться от нетрезвой жизни и примером хорошей нравственности утверждать добрые правила в людях светских, их паству составляющих».
*
«31 августа 1825 года. Указ Святейшему Синоду.
Дошло до нашего сведения, что некоторые причетники церковные в виде и одежде преступают древние обычаи нашей Церкви, равно и ученики духовные, предназначенные для служения алтарю Господню, не соблюдают свойственное им смирение в одеянии, их духовному званию столь приличное; а жены и дочери священно- и церковнослужителей, не уступая мирским нарядам, водворяют между собою разорительную роскошь и непостоянство.
Желая положить преграду дальнейшим отступлениям от древних обычаев, повелеваем Святейшему Синоду на основании слова Божия и церковных постановлений составить правила о благоприличном духовным лицам одеянии, которое бы отличало их от мирских, в то же время напоминало им приличие их звания и обязанностей, и сии правила представить нам на утверждение. Александр».
*
«Преосвященнейшему Павлу, епископу Вятскому и Слободскому покорнейшее прошение.
Города Слободского граждане после проезда чрез здешний город государя Александра Павловича, будучи движимы единодушной любовью к столь великому посетителю, дабы запечатлеть оную любовь в позднейших поколениях граждан как дар, Провидением Всевышнего ниспосланный, поелику прежде, как сей город получил свое основание, никогда не был удостоен подобного посещения, по чувствам чистейшей радости и достодолжной благодарности имеют желание сей день ознаменовать накануне всенощным бдением, а поутру Литургией и благодарственным о здравии и благоденствии государя императора и всего августейшего Дома молебствием с коленопреклонением, а при церквях звоном по образу высокоторжественных дней с продолжением сего и впредь в 8 число октября, о чем и осмеливаюсь известить Ваше Преосвященство. Покорнейше прошу изложенное предложение удостоить Вашего благословения, а духовенство снабдить каким следует повелением.
10 октября 1824 года. Городской голова города Слободского».
Материал подготовлен
насельницами Владимирского монастыря в Пиксуре
Публикация газеты «Вятский епархиальный вестник»