Новости Казани
Мы в Telegram
Добавить новость
Январь 2012
Февраль 2012
Март 2012
Апрель 2012
Май 2012
Июнь 2012
Июль 2012
Август 2012
Сентябрь 2012
Октябрь 2012
Ноябрь 2012
Декабрь 2012
Январь 2013
Февраль 2013
Март 2013
Апрель 2013
Май 2013
Июнь 2013
Июль 2013
Август 2013
Сентябрь 2013
Октябрь 2013
Ноябрь 2013
Декабрь 2013
Январь 2014
Февраль 2014
Март 2014
Апрель 2014
Май 2014
Июнь 2014
Июль 2014
Август 2014
Сентябрь 2014
Октябрь 2014
Ноябрь 2014
Декабрь 2014
Январь 2015
Февраль 2015
Март 2015
Апрель 2015
Май 2015
Июнь 2015
Июль 2015
Август 2015
Сентябрь 2015
Октябрь 2015
Ноябрь 2015
Декабрь 2015
Январь 2016
Февраль 2016
Март 2016
Апрель 2016
Май 2016
Июнь 2016
Июль 2016
Август 2016
Сентябрь 2016
Октябрь 2016
Ноябрь 2016
Декабрь 2016
Январь 2017
Февраль 2017
Март 2017
Апрель 2017
Май 2017
Июнь 2017
Июль 2017
Август 2017
Сентябрь 2017
Октябрь 2017
Ноябрь 2017
Декабрь 2017
Январь 2018
Февраль 2018
Март 2018
Апрель 2018
Май 2018
Июнь 2018
Июль 2018
Август 2018 Сентябрь 2018 Октябрь 2018 Ноябрь 2018 Декабрь 2018 Январь 2019 Февраль 2019 Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023 Август 2023 Сентябрь 2023 Октябрь 2023 Ноябрь 2023 Декабрь 2023 Январь 2024 Февраль 2024 Март 2024 Апрель 2024
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26
27
28
29
30

Поиск города

Ничего не найдено
Бабаево Бабушкин Бавлы Багратионовск Байкальск Баймак Бакал Баксан Балабаново Балаково Балахна Балашиха Балашов Балей Балтийск Барабинск Барнаул Барыш Батайск Бахчисарай Бежецк Белая Калитва Белая Холуница Белгород Белебей Белёв Белинский Белово БелогорскАмурская область БелогорскКрым Белозерск Белокуриха Беломорск Белорецк Белореченск Белоусово Белоярский Белый Бердск Березники БерёзовскийКемеровская область БерёзовскийСвердловская область Беслан Бийск Бикин Билибино Биробиджан Бирск Бирюсинск Бирюч БлаговещенскАмурская область БлаговещенскБашкортостан Благодарный Бобров Богданович Богородицк Богородск Боготол Богучар Бодайбо Бокситогорск Болгар Бологое Болотное Болохово Болхов Большой Камень Бор Борзя Борисоглебск Боровичи Боровск Бородино Братск Бронницы Брянск Бугульма Бугуруслан Будённовск Бузулук Буинск Буй Буйнакск Бутурлиновка
Кадников Казань Калач Калач-на-Дону Калачинск Калининград Калининск Калтан Калуга Калязин Камбарка Каменка Каменногорск Каменск-Уральский Каменск-Шахтинский Камень-на-Оби Камешково Камызяк Камышин Камышлов Канаш Кандалакша Канск Карабаново Карабаш Карабулак Карасук Карачаевск Карачев Каргат Каргополь Карпинск Карталы Касимов Касли Каспийск Катав-Ивановск Катайск Качканар Кашин Кашира Кедровый Кемерово Кемь Керчь Кизел Кизилюрт Кизляр Кимовск Кимры Кингисепп Кинель Кинешма Киреевск Киренск Киржач Кириллов Кириши КировКалужская область КировКировская область Кировград Кирово-Чепецк КировскЛенинградская область КировскМурманская область Кирс Кирсанов Киселёвск Кисловодск Климовск Клин Клинцы Княгинино Ковдор Ковров Ковылкино Когалым Кодинск Козельск Козловка Козьмодемьянск Кола Кологрив Коломна Колпашево Колпино Кольчугино Коммунар Комсомольск Комсомольск-на-Амуре Конаково Кондопога Кондрово Константиновск Копейск Кораблино Кореновск Коркино Королёв Короча Корсаков Коряжма Костерёво Костомукша Кострома Котельники Котельниково Котельнич Котлас Котово Котовск Кохма Красавино КрасноармейскМосковская область КрасноармейскСаратовская область Красновишерск Красногорск Краснодар Красное Село Краснозаводск КраснознаменскКалининградская область КраснознаменскМосковская область Краснокаменск Краснокамск Красноперекопск КраснослободскВолгоградская область КраснослободскМордовия Краснотурьинск Красноуральск Красноуфимск Красноярск Красный Кут Красный Сулин Красный Холм Кремёнки Кронштадт Кропоткин Крымск Кстово Кубинка Кувандык Кувшиново Кудымкар Кузнецк Куйбышев Кулебаки Кумертау Кунгур Купино Курган Курганинск Курильск Курлово Куровское Курск Куртамыш Курчатов Куса Кушва Кызыл Кыштым Кяхта
Набережные Челны Навашино Наволоки Надым Назарово Назрань Называевск Нальчик Нариманов Наро-Фоминск Нарткала Нарьян-Мар Находка Невель Невельск Невинномысск Невьянск Нелидово Неман Нерехта Нерчинск Нерюнгри Нестеров Нефтегорск Нефтекамск Нефтекумск Нефтеюганск Нея Нижневартовск Нижнекамск Нижнеудинск Нижние Серги Нижний Ломов Нижний Новгород Нижний Тагил Нижняя Салда Нижняя Тура Николаевск Николаевск-на-Амуре НикольскВологодская область НикольскПензенская область Никольское Новая Ладога Новая Ляля Новоалександровск Новоалтайск Новоаннинский Нововоронеж Новодвинск Новозыбков Новокубанск Новокузнецк Новокуйбышевск Новомичуринск Новомосковск Новопавловск Новоржев Новороссийск Новосибирск Новосиль Новосокольники Новотроицк Новоузенск Новоульяновск Новоуральск Новохопёрск Новочебоксарск Новочеркасск Новошахтинск Новый Оскол Новый Уренгой Ногинск Нолинск Норильск Ноябрьск Нурлат Нытва Нюрба Нягань Нязепетровск Няндома
Саки Салават Салаир Салехард Сальск Самара Санкт-Петербург Саранск Сарапул Саратов Саров Сасово Сатка Сафоново Саяногорск Саянск Светлогорск Светлоград Светлый Светогорск Свирск Свободный Себеж Севастополь Северо-Курильск Северобайкальск Северодвинск Североморск Североуральск Северск Севск Сегежа Сельцо Семёнов Семикаракорск Семилуки Сенгилей Серафимович Сергач Сергиев Посад Сердобск Серов Серпухов Сертолово Сестрорецк Сибай Сим Симферополь Сковородино Скопин Славгород Славск Славянск-на-Кубани Сланцы Слободской Слюдянка Смоленск Снежинск Снежногорск Собинка СоветскКалининградская область СоветскКировская область СоветскТульская область Советская Гавань Советский Сокол Солигалич Соликамск Солнечногорск Соль-Илецк Сольвычегодск Сольцы Сорочинск Сорск Сортавала Сосенский Сосновка Сосновоборск Сосновый Бор Сосногорск Сочи Спас-Деменск Спас-Клепики Спасск Спасск-Дальний Спасск-Рязанский Среднеколымск Среднеуральск Сретенск Ставрополь Старая Купавна Старая Русса Старица Стародуб Старый Крым Старый Оскол Стерлитамак Стрежевой Строитель Струнино Ступино Суворов Судак Суджа Судогда Суздаль Суоярви Сураж Сургут Суровикино Сурск Сусуман Сухиничи Сухой Лог Сызрань Сыктывкар Сысерть Сычёвка Сясьстрой

«Моему поколению повезло – я учил все предметы на татарском языке в школе»

0 76
«Моему поколению повезло – я учил все предметы на татарском языке в школе»

Драматург Артур Шайдулла о своем дебюте в театре им. Камала, особых чертах национального зрителя и стимпанке на татарском

Сегодня в ТГАТ им. Камала третий день премьерных показов спектакля «Сагынырсызмы?..» в постановке Фарида Бикчантаева, поставленного по пьесе дебютанта, 36-летнего елабужца Артура Шайдуллы. Ранее его работа победила в конкурсе «Новая татарская пьеса – 2019». «БИЗНЕС Online» поговорил с Шайдуллой о том, как в лабораториях создают современную татарскую драматургию, чем она отличается от российской «новой драмы» и что теряют нынешние подростки, переставшие уезжать летом в деревню к бабушке.

Артур Шайдулла: «Я бы не стал говорить так громко о надежде татарской драматургии, но мы растем, учимся, развиваемся, пишем, работаем дальше, ищем новые темы, сюжеты, стараемся радовать зрителей и читателей»

У ВСЕХ РАЗНЫЕ 90-Е, НО ДЛЯ МЕНЯ  — ЭТО ОДНО ИЗ ПРЕКРАСНЕЙШИХ ВРЕМЕН

— Артур, когда начинающий драматург дебютирует со своей пьесой сразу на большой сцене Камаловского театра, да еще и с постановкой Фарида Бикчантаева, то сразу же становится надеждой татарской драматургии. Не чувствуете какой-то особой ответственности в связи с подобным статусом?

— Вкупе с премьерой это очень волнительно. Я бы не стал говорить так громко о надежде татарской драматургии, но мы растем, учимся, развиваемся, пишем, работаем дальше, ищем новые темы, сюжеты, стараемся радовать зрителей и читателей.

— Как вообще жителю Елабуги в XXI веке пришла в голову идея — писать пьесы?

— Начну с предыстории. Мне очень повезло: я родился в Челнах, но в 1990 году наша семья переехала в Елабугу. У всех разные 90-е, но для меня  — это одно из прекраснейших времен. В Елабуге я поступил учиться в первую татарскую гимназию, где все преподавалось на татарском. Это такой подъем национального самосознания! Для нас обычным явлением было собраться на линейке и спеть «Туган тел». Я сейчас понимаю, насколько это было потрясающе. В 90-е не было такого выбора, это сейчас порядка 200-300 телевизионных каналов, тогда их было три. И, так как семья татарская, мы смотрели татарское TV, где по выходным крутили спектакли. Я вырос на этом — «Әлдермештән Әлмәндәр», «Су төбендә сөйгәнем». В один момент я знал все реплики, все песни.

И я решил написать пьесу… Не помню, какой спектакль смотрел, но пришла мысль, что можно сделать подинамичнее, позажигательнее. Какая-то тема там была, но не дошла до высшей точки, как мне показалось. Нынешнюю пьесу «Сагынырсызмы?..» («На закате») я писал порядка 12-13 месяцев.  Когда уже понял, что пришел к тому эффекту, который должен быть, я ее отпустил.

«Нынешнюю пьесу «Сагынырсызмы?..» («На закате») я писал порядка 12-13 месяцев.  Когда уже понял, что пришел к тому эффекту, который должен быть, я ее отпустил»

— Сколько у вас в портфеле пьес?

— Я начал писать в 2015 году, порядка 6 или 7 всего лишь.

— Но вы понимаете, почему именно «Сагынырсызмы?..» так выстрелила?

— Были и другие пьесы. Вообще, приходя в драматургию наше поколение понимает, что здесь нужны свежие идеи, новые темы, и ездить на старых санях никому не интересно. Нужна какая-то новизна. И идею этой пьесы я очень долго вынашивал, и даже после того, как она выстрелила на конкурсе, я под руководством Фарида Рафкатовича [Бикчантаева] ее дорабатывал, дописывал. Для меня это самый бесценный опыт. Драматургия не начинается, когда драматург сидит дома за письменным столом. Она начинается, когда режиссер начинает обсуждать с драматургом, где нужно сделать динамичнее, а где, наоборот, подвесить. Театр — это ведь такая гибкая структура. Я очень признателен и Гульшат Фаттаховой (завлит театра им. Камала — прим. ред.) и Ниязу Игламову, нужно иметь вселенское терпение, чтобы долго объяснять, как это должно быть, а драматург все-таки понял.

— Но вы согласны, что из написанного вами «На закате» — это лучшая пьеса?

— Да. Возможно, потому что в этом году мы очень интенсивно проходили учебный курс в лаборатории «Новая татарская пьеса», организованной театром имени Камала. Я очень подтянул свои теоретические знания. Все мои пьесы написаны интуитивно, без всяких знаний, какой должна быть структура композиции, а просто из опыта прочитанного и увиденного. Из чего состоит драматург? На одну написанную пьесу должно приходиться порядка 30 прочитанных и столько же, наверное, увиденных спектаклей. Смотреть и читать нужно гораздо больше, чем пишешь.

— С какого момента под вашей фамилией можно было уже писать «драматург»? Или пока еще нельзя?

— Нельзя. Думаю, стоит подождать реакции публики и критиков после премьеры.

«Были другие моменты, когда ты что-то придумал, что-то решил вычеркнуть, убрать, а Бикчантаев: «Зачем ты убрал? Интересно же было…»

И, ВООБЩЕ, ГОВОРИТ, ФАРИД РАФКАТОВИЧ СОБИРАЕТСЯ СТАВИТЬ ПЬЕСУ НА БОЛЬШОЙ СЦЕНЕ, ЭТО БЫЛ КОНТРОЛЬНЫЙ ВЫСТРЕЛ

— Вы говорите, что начали писать пьесы в 2015 году, как они дошли до конкурсов, внимания профессионалов?

— «Сагынырсызмы?..» я начал писать в 2015 году и иногда прерывался. И написал пьесу на военную тему «Обратный путь», она получила премию на конкурсе «Новая татарская пьеса» в 2016 году. Меня это воодушевило, понял, что это мое, что получается. Та пьеса была написана буквально за считанные дни на зимних каникулах. Я ее сразу отправил, когда увидел объявление, что прием на конкурс заканчивается. Надо было видеть удивление моих родственников, когда я открываю интернет, а в коротком списке моя фамилия. Не скажу, что спонтанно к этому пришел, просто, наверное, к этому долго шел. И мне лестно, что нас 36-летних до сих пор называют «молодыми драматургами».

— Может, «молодой» не по возрасту, а по количеству написанного и опубликованного. Возможно, дебютирующий в 60 лет автор тоже может быть «молодым драматургом»…

— Исходя из этой логики, мне бы хотелось в 40 лет быть уже очень старым и опытным.

— Как возникла идея, что ваша пьеса будет поставлена в Камаловском театре и самим главным режиссером Бикчантаевым? Знаете, вспоминается прочитанная в детстве книжка Пеле, он вспоминает, как по радио передавали состав сборной Бразилии, которая поедет на чемпионат мира 1958 года, и он, 17-летний мальчишка, замерев, сидел у приемника и услышал свое имя. С вами не было чего-то подобного?

— Была примерно похожая история (смеется). 22 декабря прошлого года, перед спектаклем в театре имени Камала было объявление победителей конкурса «Новая татарская пьеса». Сначала были отдельные призы, потом было третье место, второе… Я просто сидел и уже думал, что про меня, наверное, забыли. Выходит на сцену Фарид Рафкатович. И вот эта театральная пауза, которая нужна перед тем, как объявить победителя, и я слышу свою фамилию. И вот с этого момента и до антракта… Даже не помню, какой там был спектакль. Я вышел в буфет попить водички, горло пересохло, и вышел в буфет Ильфир Ильшатович Якупов (директор театра им. Камала — прим. ред.) поздравлять, хвалить. И, вообще, говорит, Фарид Рафкатович собирается ставить пьесу на большой сцене. Это был контрольный выстрел, потому что я уже был… Весь этот год был такой, даже не знаю, как описать, какая-то сказка, фантастический сюрреализм.

— Я так понимаю, что Бикчантаев не просто взял вашу пьесу и дальше с ней делает, что хочет? Было какое-то общение с вами, взаимодействие режиссера с автором?

— Здесь надо отметить, что Фарид Рафкатович очень чуткий человек, и умеет аккуратно донести свою мысль. И он это делал так, что я сразу с ним соглашался. Он не говорил, где неправильно, у него сразу были идеи или он давал направление: «Подумай так». Когда тебе дают такое направление, в голову приходят более масштабные и интересные идеи. Были другие моменты, когда ты что-то придумал, что-то решил вычеркнуть, убрать, а Бикчантаев: «Зачем ты убрал? Интересно же было»

В принципе, я был уже морально готов, чтобы перелопатить все снова и переписать. И то, что мне говорили и как говорили, очень сильно воодушевляло, видел, что получается в итоге: пьеса становится динамичнее, интереснее, персонажи обретают новые черты, для меня самого открываются с новой стороны. Я ее на днях перечитывал еще раз, до этого не трогал где-то с лета, перечитывал и думал: «Как круто получилось!»

Я общаюсь со многими драматургами-товарищами, у нас есть общая черта — проклятый перфекционизм, постоянное желание доделывать, дописывать, додумывать. А здесь как раз такой случай, когда сам доволен результатом. Я знаю, что в процессе репетиций они что-то добавляют или пропускают, это обусловлено тем, что очень много персонажей (пьеса полифоническая), где каждый персонаж весомый, ярко выраженных второстепенных нет. У каждого персонажа весомая роль, и нужно соблюсти этот баланс и не потерять динамичность, чтобы нигде не провисало.

— Получается, пьеса «На закате», выигравшая конкурс, и нынешний вариант сильно отличаются?

— Нет, я бы не сказал. Просто та пьеса-школьник стала накаченным студентом, красивым, и избавилась от прыщей. Тот подросток с прыщами и торчащими ребрами стал красивым и статным мужчиной, если можно так вообще говорить о пьесе.

«Отношение татар к театру выразил меткой фразой еще Габдулла Тукай, звучала она в стихотворении «Театр ведет к свету»

ПРЕДСТАВЛЯЕТЕ АНТИУТОПИЮ НА ТАТАРСКОМ ЯЗЫКЕ?

— Вы работали в лаборатории «Новой татарской пьесы» с уже именитыми авторами. Такая работа, действительно, что-то дает художнику? Кто были вашими педагогами?

— В лаборатории это Юлия Тупикина, Олжас Жанайдаров, Ркаил Зайдулла, Нияз Игламов. Вы знаете, сначала я все изучал самостоятельно, тонны теоретической литературы в библиотеках, все, что можно накопать в интернете и заказать на «Литресе» и прочих сайтах. И скажу, что за два месяца лаборатории узнал больше, чем за 3-4 года самостоятельного развития. Я придерживаюсь мнения, что такие лаборатории — мощный импульс для развития современной татарской драматургии, и мне очень симпатизирует то, что появляются такие жанры, которые не свойственны для татарской литературы в целом, — стимпанк, киберпанк, антиутопия. Представляете антиутопию на татарском языке? Я как-то читал «Мы» Замятина на татарском, чувствуется, что-то не то. А когда такое пишет татарский литератор, чувствуется, что ментальность там своя.

Есть ощущение, что в нас вкладывают душу, с нами работают, нас развивают. Думаю, что у татарской современной драматургии есть перспективы, и она станет именем нарицательным. У всех ведь на слуху тольяттинская школа драматургии или уральская. Думаю, что татарская современная драматургия, благодаря вот этой интенсивной работе лабораторий, конкурсов, нащупает свой вектор. Она не будет похожа ни на уральскую школу, ни на тольяттинскую, потому что у современной татарской драматургии есть своя особенность — восприятие вот этого окружающего мира через призму ценностей, которые так бережет и чтит именно татарский народ. Есть вещи, которые элементарно не появятся на татарской сцене, а для современной русской драматургии являются обычными.

— Значит, татарский драматург должен быть всегда немножко консерватором?

— Здесь дело не в консерватизме, он должен жесткие стыки уметь преподносить правильно. Он должен резать по живому, но делать это с особой эстетикой, аккуратностью. Мастерство нужно для этого.

— В татарских пьесах не должно быть чернухи, за что часто ругают отечественную «новую драму»?

— Да. Татарский зритель ее просто не воспримет ментально. Вообще, отношение татар к театру выразил меткой фразой еще Габдулла Тукай, звучала она в стихотворении «Театр ведет к свету». Человек, приходя в театр, татары и особенно я, даже если смотрю татарскую трагедию или драму, хочу получить именно этот заряд. Мне не интересно, когда меня пытаются эпатировать какой-то гнусной темой на той плоскости, где ты иногда просто хочешь зажмуриться и не дышать. Хочется светлого, доброго, интересного, пускай даже добро может где-то не победить зло.

— Но вы сейчас говорите о массовом зрителе в татарском театре.

— О массовом, да. Конечно, в любом случае, зритель все равно будет меняться вместе с окружающим миром. Я говорю о нынешнем восприятии татарского зрителя, о его готовности. И мне это симпатично, что в татарском театре не пришла еще вот эта вся история. Потому что я смотрел очень много вещей, очень много читок, есть действительно классные вещи, тот же Иван Вырыпаев…

Но у меня к этому свое отношение, у меня есть опыт написания на русском языке. И сравнивая написанное на русском и татарском, мне приятнее писать на татарском не только потому, что это мой родной язык, а потому, что татарский язык богат большим количеством идиоматических выражений, которые при переводе на русский просто теряют свой смак, вкус, эту искру, которая свойственная татарскому языку, это природное остроумие, когда одна меткая фраза может просто сразить наповал.

— А вы согласны с Салаватом Фатхетдиновым, которого в замечательном спектакле «И это жизнь?..» Айдара Заббарова смутил голый мужской зад?

— Я здесь не вижу ничего сверхъестественного и страшного.

— Ведь устами Салавата-абый говорит тот самый массовый татарский зритель, про которого вы говорили.

— Если смотреть в ракурсе пьесы, по смыслу, чтобы усилить эффект, в том спектакле это необходимо было и просилось нечто такое. Здесь посыл какой: появление мужчины на людях его психологически надламывает, нужно было персонажа показать в таком ракурсе, и такой ход очень хорош. Здесь нет ничего такого.

Я смотрел в интернете спектакль, где главного героя рвет в течение продолжительного времени, а потом он все это опрокидывает на сцене, — вот чего, по-моему, не должно быть в театре. А то, о чем мы говорим, что там в пьесе герой появляется с голой попой. к этому надо относиться как к художественному приему.

«Нашего искушенного зрителя нужно отпустить после спектакля вот в этом состоянии, когда он понял, в него это вдавили, врезали, воткнули, чтобы у него в голове это осталось»

ХОТЕЛОСЬ НАПИСАТЬ  ПЬЕСУ, ГДЕ МНОГО ТАКИХ «ГНОЙНИЧКОВ», ПРОБЛЕМ НАШЕГО СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

— Какое жанровое определение вы даете своей пьесе «На закате»?

— Мистическая притча.

— После ее прочтения у меня возник один вопрос к автору: вас больше интересовала тема жизни или тема смерти?

— Тема потраченной впустую жизни. Там очень много посылов, что человек не ценит то, что имеет, что разучился видеть красивое. О том, что он расставляет приоритеты таким образом, что все важное пролетает мимо него, а он печется о том, что совсем никакой ценности в принципе не имеет. Есть моменты настоящей преданности, я пишу о предательстве, о преступлении и наказании. Хотелось написать  пьесу, где много таких «гнойничков» (некрасивое слово, но «пороков» — слишком пафосно), проблем нашего современного общества, где каждый может увидеть отголосок, который тронет именно его душу.

— Главный герой пьесы — директор автовокзала, которого играет Искандер Хайруллин, это такой татарский Харон, который перевозит людей через реку Стикс?

— Нет, тут больше подходит персонаж Жнец, который приезжает на автобусе за нашими героями. В главном герое воплощена идея, что каждый заслуживает прощения и может искупить свой грех.

— У вас не было желания в конце пьесы сделать так, что все ее удивительные перипетии — это просто чей-то сон или, возможно, розыгрыш, злая шутка?

— Нет. Нашего искушенного зрителя нужно отпустить после спектакля вот в этом состоянии, когда он понял, в него это вдавили, врезали, воткнули, чтобы у него в голове это осталось. Если все это перевести в шутку, то будто просто погладили по голове, ну и все.

Как я оцениваю спектакли: я не оцениваю какие-то визуальные аспекты, хороший спектакль держит тебя долго, неделю-две. Ты перебираешь реплики, ты вспоминаешь музыку, как играет картинка, свет, как преподносят те или иные вещи, эмоции, артисты, мизансцены. Потом еще раз приходишь на спектакль, и пьеса открывается для тебя с другой стороны, и ты еще сколько-то времени ходишь и думаешь об этом. Хороший спектакль, пьеса должны быть такими. Я очень люблю смотреть спектакли, и когда я вижу постановку, которая долго не сходит со сцены, для себя подмечаю, что в той или иной пьесе так любит зритель.

—  Есть в вашей пьесе какие-то отсылки к литературной классике?

— Реминисценции в любом случае есть. Для меня это был мой любимый роман — «Мастер и Маргарита», где была такая мысль: «Люди смертны, но беда в том, что они внезапно смертны». И вот эта мысль, она сквозь второй акт пьесы скользит, когда человек понимает, как он прожил жизнь, только после того, как умер. Он этого бы не понял, если бы просто сломал ногу. А еще «Аэропорт» Аяза Гилязова. Два таких произведения, которые в свое время очень впечатлили.

«Как я оцениваю спектакли: я не оцениваю какие-то визуальные аспекты, хороший спектакль держит тебя долго, неделю-две»

У МЕНЯ ОЧЕНЬ ТРЕПЕТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ТАТАРСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

— Национальная литература вам тоже не чужда?

— У меня очень трепетное отношение к татарской литературе. Мне несказанно повезло, у мамы была хорошая библиотека татарской литературы. А летом я, как и все мое счастливое поколение, уезжал к бабушке в деревню. И вот когда идет дождь, или когда все смотрят мексиканский сериал, деревня умолкает, сумерки, в клуб идти еще рано, и ты просто читаешь какую-нибудь книжку. И первая книга, которая меня задела, а мне было лет 11-12 тогда, была (она тогда вышла большим тиражом с красивыми журавлями на обложке) «Бәхилләшү» Мухаммата Магдиева. Я может тогда много чего не понял. Потом в старших классах перечитал и тогда начал понимать масштабы тех произведений и авторов. «Бәхилләшү» и «Мы дети 1941 года» — это же классика, вообще лучшие произведения татарской литературы.

И мне очень жаль нынешнюю молодежь, что им некуда приехать в деревню к бабушке. Я учился на татарском языке в школе, в деревню приезжал и 4 месяца подряд  ни слова не говорил по-русски, только на татарском, естественно, общался. Я раньше писал романы, рассказы на русском языке, это не мое. И даже то, что читательская аудитория у меня была больше, мне не грело душу, все равно пришел к тому, что пишу на татарском.

— Вы начинали как интернет-автор?

— Больше да. Из литературы опубликовался только один роман — «Долгая дорога», как раз в жанре киберпанк.

— Вы сами его издали?

— Нет, это было издательство, если не ошибаюсь, «Росмэн». Здесь как раз таки отличия татарской и русской литературы: в русской литературе есть ресурсы — «Проза.ру», самиздат, литературные клубы, — все вот эти интернет-издания, куда просто человек приходит. Я, когда начинал писать в старших классах, только появился интернет (2003–2004 годы), заходил на все эти сайты, где были свои критики, писатели. И первые уроки писательского мастерства, когда тебя просто размазывают — «Выпей йаду», «Аффтар жжот» — это было пройдено как раз тогда.

И я думаю, что следующим шагом популяризации татарской литературы будет как раз появление вот таких интернет-порталов, где найдут свое место драматурги и прозаики. Именно этого не хватает современной татарской литературе. Не хватает диалога между собой, не хватает места, где себя показать, посоревноваться, и благодаря этим соревнованиям, где-то опубликоваться.

— Не рискуете попасть в жернова мира татарского «Фейсбука», такой своеобразной экосистемы со своими героями и антигероями?

— Есть такое. У нас татарский «Фейсбук» — особый мир, где неосторожно сказанное слово может тебе обернуться…

Но, если мы говорим о русской литературе, на том же сайте «Время драмы» тысячи пьес, на «Прозе.ру» тысячи рассказов, и выстреливают те, которые действительно… Количество рождает качество, может даже.  Но чтобы получить золотую песчинку, нужно перелопатить очень много тонн песка. Это случай. Хороший автор — штучный товар. Я внимательно слежу за теми авторами, с которыми я тогда начинал. Многие уже опубликовали полтора десятка книг, кто-то ставится в театре… Хотя это тот случай, когда общаешься в интернете и помнишь всех по никам, а не по фамилиям.

«Было бы здорово, если бы как литератор, я смог бы получать, как управляющий розничной сетью»

Я ЕЩЕ И РАЗГОВАРИВАЮ ПО-БАШКИРСКИ, И ТАМ ТОЖЕ, КАК ДОМА

— Расскажите немного про вашу мирную жизнь, когда вы не драматург.

— Я управляющий розничной сетью продуктовых магазинов с большим территориальным охватом (Шайдулла уволился оттуда пару дней назад — прим. ред.). Постоянно приходится отвечать на вопрос «как время находите писать?», потому что работа с 8 утра до 8 вечера и суббота с воскресеньем, когда телефон разрывается и зарядку можно посадить уже к 10 часам утра.

— Если вы живете в Елабуге, то видимо работаете у Барышева с Махеевым?

— Да. Махеев — наш босс.

— А большие боссы знают про ваши успехи, что у них есть такой управляющий?

— Сомневаюсь. Но у меня много коллег с увлечениями. Есть коллега, который увлекается сабвуферами, когда он из Елабуги выезжает, то музыку в его машине в Челнах слышно. Есть девушка, которая коллекционирует экзотических бабочек. У каждого есть свое увлечение.

— Нет желания стать профессиональным литератором? Подкрепив это общественной деятельностью, возможно, депутатством…

— Было бы здорово, если бы как литератор, я смог бы получать, как управляющий розничной сетью. Но это совсем другая история уже. Стараюсь не думать, и своих соратников-драматургов приучаю не думать, сколько бы мы смогли написать пьес, если занимались только литературой. Идей уйма, исписанных блокнотов… Любой писатель, хороший драматург, у него всегда куча блокнотов, где красивые, крылатые фразы, какие-то мысли. Потом это все используется, какие-то красивые словечки, странные имена, забавные ситуации. У меня таких блокнотов уйма, некоторые я не открывал 2-3 года, хочется их прочитать, пересмотреть в отпуске. Выйти в отпуск и все перечитать.

Некоторые хорошие вещи крутятся в голове, картотека идей, назовем это. Где-то, что не дозрело, убирается на задний план, к ней еще вернемся. На переднем плане толстая папочка, она разбухает уже, просит пришить к ней еще какое-нибудь досье. Чем толще становится папка, тем быстрее пишется пьеса, как правило.

Но есть пьесы, которые написал за считанные дни. Это пьеса «Странные соседи», она получила третье место на конкурсе драматургии литературного института имени Горького в 2019 году. Я ее написал на татарском языке, но потом перевел на русский. Для меня это не составляет большого труда.

— Вы, оказывается, титулованный литератор! Но ставят вас в театре впервые?

— Да, впервые.

— И никто из театров до этого на вас не выходил?

— После того, как я стал мелькать в СМИ, социальных сетях, на меня стали выходить режиссеры, просить прислать тексты. В основном это директора и режиссеры татарских и башкирских театров. Мама у меня из Башкортостана, она башкирка у меня, я еще и разговариваю по-башкирски, и там тоже, как дома. В Туймазах прожил долго, когда меня отправили в командировку на год. Там живут мамины родственники. Замечательный театр в Туймазах, татарский. Думаю, здорово, что у татарских и башкирских театров и драматургов такая связь.

Но именно дебют, первая постановка в театре для меня событие, и по эмоциональному впечатлению, и по тому мандражу, которое я испытываю в последние полгода. С этим не сравнится ни публикация первого романа, ни публикация первого рассказа в журнале «Фантоскоп». Ничего не сравнится.

«Атмосфера именно Камаловского театра — это, конечно, нечто такое, непередаваемое. И татарский драматург, который ставится в Камаловском театре, это что-то такое особенное»

Я ВСЕ-ТАКИ ЛЕЛЕЮ МЕЧТУ, ЧТО В ЕЛАБУГЕ ПОЯВИТСЯ ТЕАТР

— У вас получается очень громкий дебют — главный татарский театр, главный татарский режиссер, а дальше-то что делать, куда стремиться после этого?

— Я задавал себе этот вопрос. Планка задана очень высоко. Но стараюсь спокойно к этому относиться. Учимся, растем, напишем еще что-нибудь не менее интересное. Чтобы написать что-то более интересное, нужно постоянно быть в поиске и не окисляться. Были у меня предложения по работе в должности завлита, я мешкал, не давал ответа. Для меня это тревожная тема, у меня нет профильного образования. Я по образованию юрист.

И потом разговаривал с Ильфиром Ильшатовичем, прекрасный, замечательный человек, который меня поддерживает, я с ним советуюсь, и он говорит: «Хорошо, что не согласился. Ты бы окислился там, потерялся. А ты работаешь среди людей, все видишь. У тебя такой полигон для изысканий. Ты на своем месте». Я очень признателен Ильфиру Ильшатовичу, что он меня время от времени приводит в тонус, не дает мне окисляться. Это классное выражение.

— А в Елабуге получается не окисляться?

— Я все-таки лелею мечту, что в Елабуге появится театр. Появится, конечно, не на пустом месте. В Елабуге в 1920-х жил, творил, ставил, играл известный татарский драматург Тази Гиззат. Он жил там с 1924 по 1926 год, если не ошибаюсь. Мне грустно, что об этом напоминает только мемориальная доска и улица. Нынешний год объявлен годом Тази Гиззата, было бы приятно, если появился театр. Пускай он будет камерный, пускай он будет носить имя «Гиззат театры», это будет для Елабуги очень символично. Мне кажется, Елабуга заслужила свой театр.

— Не хотели бы переехать в Казань?

— Возможно, но пока мне в Елабуге комфортно, а в Казань я приезжаю вдохновляться. Мне не стоит большого труда, например, я недавно был на открытии сезона в Мензелинске. Я частенько приезжаю в Камаловский театр, мне очень нравятся «Мастеровые» в Набережных Челнах. Я жду с нетерпением, когда Олег Киньзягулов, мой большой товарищ, поставит свой первый спектакль в челнинской татарской драме по пьесе Ильгиза Зайниева. Я держу руку на пульсе, и куда могу доехать, еду. Меня жена в этом поддерживает, она всегда со мной.

— Но у вас все вокруг татарского театра крутится? А как же Бутусов, Богомолов или Серебренников?

— Такие постановки я смотрю по интернету, в основном. Есть замечательный портал Культура.рф. Например, очень сильно впечатлили работы Римаса Туминаса. «Улыбнись нам, Господи», скажем. Потрясающая работа. В целом, Вахтанговский театр — я могу пересматривать бесконечно их спектакли, это особая эстетика.

У каждого театра свои флюиды, приходя в каждый театр, я настраиваюсь на эти флюиды. В Камаловском театре — это непередаваемая атмосфера, в Вахтанговском театре она своя. И пока, слава богу, я перестраиваюсь быстро. Но вот атмосфера именно Камаловского театра — это, конечно, нечто такое, непередаваемое. И татарский драматург, который ставится в Камаловском театре, это что-то такое особенное.

Я УВЕРЕН, ТАТАРСКИЙ ЯЗЫК НЕ ПРОПАДЕТ

— Как вы относитесь к мнению, что татарский театр должен ставить только татарских драматургов?

— Нет, я считаю, что татарский театр не сможет жить без течения, теплого бриза, скажем. Нет бриза в Поволжье, нет здесь Гольфстрима какого-то, свежего веяния, чего-то необычного. Но это должно быть произведение, которое найдет отклик именно в татарском человеке, где будет то, что тревожит именно нас.

— Но вы чувствуете в себе силы понести знамя современной татарской драматургии в качестве одного из ее лидеров?

— Я очень тесно общаюсь с теми драматургами, с которыми мы вместе были в лаборатории, это и Сюмбель Гаффарова, это и Гузель Ахметгараева, она трудится у нас в Набережночелнинском театре, это и Булат Минкин, и Радиф Кашапов. Я убежден, что они слово свое, красивое, значимое, еще скажут в татарской драматургии. Я постараюсь тоже не потеряться.

— Мне запомнилась фраза Юлии Тупикиной: «Журналист — это трусливый драматург». Согласны?

— (смеется) Мне, как бывшему журналисту, это очень интересно слышать. Драматурги неотрывно связаны с общим творческим литературным процессом, со всеми веяниями и тенденциями, которые происходят в литературе. Мне очень понравилась фраза уважаемого Ркаила Зайдуллы, на лаборатории он говорил, что лучшие драматурги — это поэты, которые умеют образно мыслить, образно преподносить, мышление у них особенное, здесь я с ним согласен.

У меня был опыт в поэзии в студенческие годы, мы сколотили рок-команду и я, помимо того, что играл на гитаре, еще писал тексты. Я не носил длинные хаеры, тяготел к такому року, как «Чайф», «Сплин». Не было металла, хорошая, мужская лирика в стиле Шахрина, Васильева или Шевчука. Это от меня отвалилось, потому что я тяготел к татарской литературе и драматургии.

— А сейчас вы что слушаете, когда в машине едете в Казань? «Эхо Москвы»?

— Я не люблю слушать радио. На флешке есть несколько папок: прогрессивный татарский рок «Ак Буре», челнинская металл-группа, замечательно поют. Последние дней пять слушаю замечательный альбом инди-фолк группы Juna, это вот приятно. Потом Gauga, Qaynar и Радиф Кашапов.

— Вы просто готовый татарский общественный деятель! Вас ставят в главном национальном театре, вы прекрасно ориентируетесь в татарской литературе, слушаете прогрессивную татарскую музыку…

— Я очень рад, как движется в творческом плане татарская молодежь. Это замечательно.

— Как вы переживали все происходившее недавно с татарским языком в школах?

— Это в определенный момент резануло, но я это принял. В ментальности татарского человека заложено — приспособиться ко всему и выйти с достоинством из любой ситуации. Я уверен, татарский язык не пропадет. Чтобы он не пропал, нужно просто на нем разговаривать, нужно на нем писать, нужно на нем сочинять. Я знаю людей, которые учили немецкий, чтобы прочитать Гете в оригинале, и знаю людей, которые учили английский, чтобы почувствовать самый смак, вкус реплик Шекспира. Секрет популяризации татарского языка тоже в этом, здесь каких-то супер-рецептов придумывать не нужно.

Моему поколению повезло — я учил все предметы на татарском языке в школе. И не скажу, что русский язык плохо знаю из-за того, что много учил татарского языка в школе. Я русский язык знаю лучше, чем некоторые мои коллеги, которые русские по национальности.

— Но власти в чем-то были правы, когда принимали решение об отмене обязательных уроков татарского?

— История рассудит и поставит все на свои места, а татарский язык будет жить. У меня в этом плане беспокойств минимум. Он может потерять некоторую свою часть и скатиться в разговорную плоскость некого бытового уровня. Но, чтобы этого не было, нужно популяризировать татарскую литературу, тогда все будет замечательно.




Елабуга

На 90% российский: в НАМИ сравнили «Аурус» с «Ладой»


Все города России от А до Я

Загрузка...

Moscow.media

Читайте также

В тренде на этой неделе

В Москве открыт сезон речных круизов: сколько стоит прокатиться по Золотому кольцу и в Калерию

Роман Лизалин: «Задача «Флота РТ» – увеличить перевозку пассажиров до 500 тыс. человек»

К акции «Красная гвоздика» присоединились 22 района и два города Татарстана

Гид по Дягилевскому фестивалю — 2024 в Перми

Новости Татарстана

Улан-Удэнский ЛВРЗ подвел производственные итоги первого квартала 2024 года

Шапки женские на Wildberries — скидки от 398 руб. (на новые оттенки)

Жёсткие экологические требования решат инновационные энерготехнологии

Новый транспортный хаб начали строить Казахстан, РФ и Китай


Спортсмены балаковской СШ «Юность» заняли призовые места в открытом первенстве Межрегионального турнира по боксу в Елабуге

У татарских певцов родился сын

Паводковыми водами размыло дорогу Сарапул — Киясово

В НАМИ назвали уровень локализации производства Aurus


В Москве открыт сезон речных круизов: сколько стоит прокатиться по Золотому кольцу и в Калерию

Обзор событий в мире ростовских шахмат за неделю

Богатая история Татарстана: достопримечательности и непреходящее наследие сокровищ (Фото)

Спортсмены балаковской СШ «Юность» заняли призовые места в открытом первенстве Межрегионального турнира по боксу в Елабуге


Президент Татарстана Рустам Минниханов
Татарстан

Глава Татарстана Минниханов подтвердил, что инаугурация Путина планируется 7 мая


Частные объявления в Елабуге



Загрузка...
Ria.city
Персональные новости
Булат Окуджава

В МХТ имени Чехова 8 и 9 мая пройдет концерт с песнями Булата Окуджавы



Новости последнего часа со всей страны в непрерывном режиме 24/7 — здесь и сейчас с возможностью самостоятельной быстрой публикации интересных "живых" материалов из Вашего города и региона. Все новости, как они есть — честно, оперативно, без купюр.




Елабуга на Russian.city


News-Life — паблик новостей в календарном формате на основе технологичной новостной информационно-поисковой системы с элементами искусственного интеллекта, тематического отбора и возможностью мгновенной публикации авторского контента в режиме Free Public. News-Life — ваши новости сегодня и сейчас. Опубликовать свою новость в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь.


© News-Life — оперативные новости с мест событий по всей России (ежеминутное обновление, авторский контент, мгновенная публикация) с архивом и поиском по городам и регионам при помощи современных инженерных решений и алгоритмов от NL, с использованием технологических элементов самообучающегося "искусственного интеллекта" при информационной ресурсной поддержке международной веб-группы 123ru.net в партнёрстве с сайтом SportsWeek.org и проектами: "Love", News24, "My Love", Ru24.pro, Russia24.pro и др.

Валерий Гергиев — о судьбе театров после объединения Мариинки и Большого

«Лихие времена!»: «Йорш» напугал фанатов отменами и песней «Я ухожу»

Суд рассмотрит 25 апреля протокол на Ивлееву за дискредитацию ВС России

«Это теперь не россияне»: Юрий Лоза прокомментировал намерение Хаматовой вернуться


Линетт сыграет против Соболенко во втором круге турнира WTA в Мадриде

Азаренко не смогла пробиться в 1/8 финала турнира в Мадриде, уступив Соррибес-Тормо

Арина Соболенко призналась в том, что не любит женский теннис

WTA озвучила Елене Рыбакиной условия для становления второй ракеткой мира


Ramon Cardenas aims to cement his contender status agains Jesus Ramirez Rubio tonight

NYU Hospital on Long Island performs miraculous surgery

Ryan Poles Needs A Last-Minute Review Of His Quarterback Scouting Notes To Ensure Nothing Is Missed

Paige Spiranac puts on busty display in plunging top as she lists the ‘things that drive me crazy’