Залпы пушек в честь казаков на Вольном Дону
Звонкие клинки, грохот пушек и топот копыт, захватывающие душу песни и эмоциональные танцы, аромат казачьей кухни и магнетизм мастерства ремесленников: Фестиваль «Вольный Дон» - место, где крепнет казачество России.
Готовится выстрел к старту фестиваля
Открытый Межрегиональный фестиваль казачьей культуры «Вольный Дон» - особенное событие, амбициозный и уникальный проект о традициях и истории русских казаков. Своему рождению культурное событие обязано администрации Данковского района и региональному отделению Общероссийской общественной организации по развитию казачества "Союз Казаков-Воинов России и Зарубежья" в Липецкой области. Проходит ежегодно в июле, близ села Новониколькое Данковского района.
Уголки казачьей культуры
Миссия фестиваля - сохранить преемственность многовековой казацкой культуры. Главная цель фестиваля - развитие и сохранение образа жизни и традиций казачества как части культурного наследия многонациональной России. Праздничная территория имеет казачьи куреня, где предлагаются домашние продукты и изделия ремесел. Фестиваль проходит в 3 этапа – выставка мастеров декоративно-прикладного искусства и конкурсы, выступления казачьих творческих коллективов и состязания по боевым искусствам с демонстраций спортивных навыков.
Казачьи состязания
Многие слышали о доблести и мужестве русских казаков - смелых и свободолюбивых всадниках из донских мест России. С 18-го века до большевистской революции их особенно ценили в царской армии за их мужество и отличную военную подготовку.
С самого раннего времени казаки оттачивали свои боевые навыки на казачьих состязаниях (Шермицах), посвященные «образцовым» или показательным боям. Современная армия больше не нуждается в помощи со стороны казачества, но традиции воинства тщательно сохраняются.
Рубка шашкой
Что такое Шермиции?
Шермицы - это серия «образцовых» или шоу-боев, которые поставлены казаками и приурочены к праздникам. Самые крупные проходят на Масленице (Масленица) и на Троицу.
Что включают в Шермиции?
Казаки всегда были экспертами с лопастным оружием, поэтому главным событием в является показ владения шашкой. Конечно, участники не нацелены на то, чтобы биться с противником, поэтому в играх вместо схватки с реальным человеком, в рубке шашкой используются пластиковые бутылки, рубят лозу и канат. А вот кулучных боях идет настоящая схватка, равно как и в ножевых боях, но с использованием ножа - муляжа.
Происхождение казаков до сих пор оспаривается среди историков, но есть точные сведения от ряда уважаемых историков прошлого и факты современных краеведов, что в на верхнем Дону, зарождалось казачество, как сословие России. Сторожевые казаки старой крепости Донков участвовали в Куликовской битве, много сведений о ратных подвигах казаков Донкова в период существования Рязанского и Московского княжеств.
У казачьих куреней всегда весело и интересно
Нет никаких сомнений в том, что эти «свободные люди», как они называют себя в традиционных песнях, представляли собой смесь славян, тюркских и кавказских народов. Ранние казаки были и рачительными хозяевами и умелыми солдатами, которые обосновались на берегах верхнего Дона. Во времена Ивана IV (Грозного) Россия относилась к казачьим землям как к независимым государствам, но постепенно казаки влились в Российскую империю и начали служить ей сначала в качестве наемников, а затем в качестве подразделений в армии российской империи.
Казак на бочке - символ Донского казачества
До революционных событий 1917 года казаки считались военной элитой: все люди, рожденные в этом социально-культурном сообществе, были обязаны выполнять военную службу. Во время Гражданской войны в России, искренне верующие казаки, сражались с белой армией против большевиков. В результате многие из них эмигрировали после окончания войны с победой большевиков. В середине 1930-х годов многие казаки, которые остались в Советском Союзе, стали жертвами сталинских чисток. Некоторые из них воссоединились с советской армией, но после Великой Отечественной Войны их подразделения были вновь расформированы.
Встеча на фестивале журналистов, казаков и краеведов
Со времени падения Советского Союза казаки пережили возрождение. Многие из новых казаков являются потомками древних казаков верхнего Дона, которые воспитывали ценности казачьей культуры: русское православное верование, любовь к близким людям своим и отечеству, мужество и стойкость.
Сувениры на фестивале в большом ассортименте
Донковский казак, это не столько внешние атрибуты воина, но особый склад характера и мышление. Казак - это, прежде всего, воин Христа: церковь - это все для него. Стиль жизни, воспитание детей и военная и патриотическая работа строится вокруг православной веры.
Демонстрация пресса для получения растительного масла
На Межрегиональный фестиваль казачьей культуры приезжают не только те, кто называют себя «казаками», но и обычные люди, кто любят традиционные казачьи песни и фольклор. Они исследуют традиции и посещают казачье угодье, где каждый уголок пропитан духом родовитого сословия России. Этот культурный проект является ретранслятором быта и нравов казачества верхнего Дона, вместе с тем, событие напрямую привязано к истории, к живым существующим традициям.
"Донцы-молодцы" рязанской земли
Сегодня идея воссоздания казачьей культуры на удивление популярна среди широких слоев населения. Многие русские люди, которые ищут этническую и культурную идентичность, обращаются не к образу крестьянина, которого русская литература часто изображается как забитых и лишенных гражданских прав людей, но и права свободного и независимого казака. Эта популярность привела к сочетанию казачьей с традиционной культурой из ряда регионов России и даже с народными традициями.
Залп в честь казачества России
На фестивале «Вольный дон» казачьи народные песни и состязания исполняются в стиле, который был бы неузнаваем для казаков прошлого.