Мы в Telegram
Добавить новость
Апрель 2010
Май 2010
Июнь 2010
Июль 2010
Август 2010
Сентябрь 2010
Октябрь 2010
Ноябрь 2010
Декабрь 2010
Январь 2011
Февраль 2011
Март 2011
Апрель 2011
Май 2011
Июнь 2011
Июль 2011
Август 2011
Сентябрь 2011
Октябрь 2011
Ноябрь 2011
Декабрь 2011
Январь 2012 Февраль 2012
Март 2012
Апрель 2012
Май 2012
Июнь 2012
Июль 2012
Август 2012
Сентябрь 2012
Октябрь 2012
Ноябрь 2012
Декабрь 2012 Январь 2013 Февраль 2013
Март 2013
Апрель 2013
Май 2013
Июнь 2013 Июль 2013 Август 2013 Сентябрь 2013 Октябрь 2013
Ноябрь 2013
Декабрь 2013 Январь 2014 Февраль 2014 Март 2014 Апрель 2014 Май 2014 Июнь 2014 Июль 2014 Август 2014 Сентябрь 2014 Октябрь 2014 Ноябрь 2014 Декабрь 2014 Январь 2015 Февраль 2015 Март 2015 Апрель 2015 Май 2015 Июнь 2015 Июль 2015 Август 2015 Сентябрь 2015 Октябрь 2015 Ноябрь 2015 Декабрь 2015 Январь 2016 Февраль 2016 Март 2016 Апрель 2016 Май 2016 Июнь 2016 Июль 2016 Август 2016 Сентябрь 2016 Октябрь 2016 Ноябрь 2016 Декабрь 2016 Январь 2017 Февраль 2017 Март 2017 Апрель 2017 Май 2017 Июнь 2017 Июль 2017 Август 2017 Сентябрь 2017 Октябрь 2017 Ноябрь 2017 Декабрь 2017 Январь 2018 Февраль 2018 Март 2018 Апрель 2018
Май 2018
Июнь 2018 Июль 2018 Август 2018 Сентябрь 2018 Октябрь 2018 Ноябрь 2018 Декабрь 2018 Январь 2019 Февраль 2019 Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023 Август 2023 Сентябрь 2023 Октябрь 2023 Ноябрь 2023 Декабрь 2023 Январь 2024 Февраль 2024 Март 2024 Апрель 2024 Май 2024
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23
24
25
26
27
28
29
30
31

Поиск города

Ничего не найдено
Бабаево Бабушкин Бавлы Багратионовск Байкальск Баймак Бакал Баксан Балабаново Балаково Балахна Балашиха Балашов Балей Балтийск Барабинск Барнаул Барыш Батайск Бахчисарай Бежецк Белая Калитва Белая Холуница Белгород Белебей Белёв Белинский Белово БелогорскАмурская область БелогорскКрым Белозерск Белокуриха Беломорск Белорецк Белореченск Белоусово Белоярский Белый Бердск Березники БерёзовскийКемеровская область БерёзовскийСвердловская область Беслан Бийск Бикин Билибино Биробиджан Бирск Бирюсинск Бирюч БлаговещенскАмурская область БлаговещенскБашкортостан Благодарный Бобров Богданович Богородицк Богородск Боготол Богучар Бодайбо Бокситогорск Болгар Бологое Болотное Болохово Болхов Большой Камень Бор Борзя Борисоглебск Боровичи Боровск Бородино Братск Бронницы Брянск Бугульма Бугуруслан Будённовск Бузулук Буинск Буй Буйнакск Бутурлиновка
Кадников Казань Калач Калач-на-Дону Калачинск Калининград Калининск Калтан Калуга Калязин Камбарка Каменка Каменногорск Каменск-Уральский Каменск-Шахтинский Камень-на-Оби Камешково Камызяк Камышин Камышлов Канаш Кандалакша Канск Карабаново Карабаш Карабулак Карасук Карачаевск Карачев Каргат Каргополь Карпинск Карталы Касимов Касли Каспийск Катав-Ивановск Катайск Качканар Кашин Кашира Кедровый Кемерово Кемь Керчь Кизел Кизилюрт Кизляр Кимовск Кимры Кингисепп Кинель Кинешма Киреевск Киренск Киржач Кириллов Кириши КировКалужская область КировКировская область Кировград Кирово-Чепецк КировскЛенинградская область КировскМурманская область Кирс Кирсанов Киселёвск Кисловодск Климовск Клин Клинцы Княгинино Ковдор Ковров Ковылкино Когалым Кодинск Козельск Козловка Козьмодемьянск Кола Кологрив Коломна Колпашево Колпино Кольчугино Коммунар Комсомольск Комсомольск-на-Амуре Конаково Кондопога Кондрово Константиновск Копейск Кораблино Кореновск Коркино Королёв Короча Корсаков Коряжма Костерёво Костомукша Кострома Котельники Котельниково Котельнич Котлас Котово Котовск Кохма Красавино КрасноармейскМосковская область КрасноармейскСаратовская область Красновишерск Красногорск Краснодар Красное Село Краснозаводск КраснознаменскКалининградская область КраснознаменскМосковская область Краснокаменск Краснокамск Красноперекопск КраснослободскВолгоградская область КраснослободскМордовия Краснотурьинск Красноуральск Красноуфимск Красноярск Красный Кут Красный Сулин Красный Холм Кремёнки Кронштадт Кропоткин Крымск Кстово Кубинка Кувандык Кувшиново Кудымкар Кузнецк Куйбышев Кулебаки Кумертау Кунгур Купино Курган Курганинск Курильск Курлово Куровское Курск Куртамыш Курчатов Куса Кушва Кызыл Кыштым Кяхта
Набережные Челны Навашино Наволоки Надым Назарово Назрань Называевск Нальчик Нариманов Наро-Фоминск Нарткала Нарьян-Мар Находка Невель Невельск Невинномысск Невьянск Нелидово Неман Нерехта Нерчинск Нерюнгри Нестеров Нефтегорск Нефтекамск Нефтекумск Нефтеюганск Нея Нижневартовск Нижнекамск Нижнеудинск Нижние Серги Нижний Ломов Нижний Новгород Нижний Тагил Нижняя Салда Нижняя Тура Николаевск Николаевск-на-Амуре НикольскВологодская область НикольскПензенская область Никольское Новая Ладога Новая Ляля Новоалександровск Новоалтайск Новоаннинский Нововоронеж Новодвинск Новозыбков Новокубанск Новокузнецк Новокуйбышевск Новомичуринск Новомосковск Новопавловск Новоржев Новороссийск Новосибирск Новосиль Новосокольники Новотроицк Новоузенск Новоульяновск Новоуральск Новохопёрск Новочебоксарск Новочеркасск Новошахтинск Новый Оскол Новый Уренгой Ногинск Нолинск Норильск Ноябрьск Нурлат Нытва Нюрба Нягань Нязепетровск Няндома
Саки Салават Салаир Салехард Сальск Самара Санкт-Петербург Саранск Сарапул Саратов Саров Сасово Сатка Сафоново Саяногорск Саянск Светлогорск Светлоград Светлый Светогорск Свирск Свободный Себеж Севастополь Северо-Курильск Северобайкальск Северодвинск Североморск Североуральск Северск Севск Сегежа Сельцо Семёнов Семикаракорск Семилуки Сенгилей Серафимович Сергач Сергиев Посад Сердобск Серов Серпухов Сертолово Сестрорецк Сибай Сим Симферополь Сковородино Скопин Славгород Славск Славянск-на-Кубани Сланцы Слободской Слюдянка Смоленск Снежинск Снежногорск Собинка СоветскКалининградская область СоветскКировская область СоветскТульская область Советская Гавань Советский Сокол Солигалич Соликамск Солнечногорск Соль-Илецк Сольвычегодск Сольцы Сорочинск Сорск Сортавала Сосенский Сосновка Сосновоборск Сосновый Бор Сосногорск Сочи Спас-Деменск Спас-Клепики Спасск Спасск-Дальний Спасск-Рязанский Среднеколымск Среднеуральск Сретенск Ставрополь Старая Купавна Старая Русса Старица Стародуб Старый Крым Старый Оскол Стерлитамак Стрежевой Строитель Струнино Ступино Суворов Судак Суджа Судогда Суздаль Суоярви Сураж Сургут Суровикино Сурск Сусуман Сухиничи Сухой Лог Сызрань Сыктывкар Сысерть Сычёвка Сясьстрой

Музейные палаты: Музей живописной культуры: попытка реконструкции

0 89

743409

Музейные палаты: Музей живописной культуры: попытка реконструкции

Тема передачи «Музейные палаты» в субботу, 30 ноября – выставка «Авангард. Список № 1. К 100-летию Музея живописной культуры».

Гости передачи – генеральный директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова и куратор выставки, старший научный сотрудник ГТГ Любовь Пчелкина.

Это, пожалуй, одна из лучших выставок в Третьяковке за все время, что я ее помню (а хороших экспозиций, поверьте, было немало). Проект одновременно научный, результат серьезных исследований, и очень зрелищный. Не говоря о тех поворотах истории, которые за ним открываются.

Это был, кстати, первый в мире государственный музей современного искусства (другие, более ранние проекты схожего рода в других странах были частными). Созданный в 1919 году Музей живописной культуры, не просуществовав и десяти лет, был расформирован. Работы для нынешней выставки пришлось собирать не только по разным городам, но и по разным странам.

Для начала немного предыстории. Уже в 1918 году художники-авангардисты ставят вопрос о создании музея нового типа. Удается уломать Наркомпрос (возглавлял его тогда Луначарский) и организовать Музейное бюро – орган по закупке произведений у художников-современников и последующего распределения работ по музеям (среди членов первой закупочной комиссии – имена Татлина, Малевича, Кузнецова. Музейное бюро в Москве возглавляет Древин, отдел ИЗО в Наркомпросе – Штеренберг).

В 1919 году в Москве учреждается Музей живописной культуры (в комиссии по его организации, помимо вышепоименованных – Кандинский, Родченко, Фальк, Лентулов…). Первая полученная от Музейного бюро порция произведений – 131 работа. Музей несколько раз меняет московские адреса, но свои фонды при этом неизменно увеличивает.

На старой фотографии – экспозиция МЖК. Такой принцип плотной развески использовали и экспозиционеры нынешней выставки. Полной реконструкции здесь, разумеется, нет, да и быть не могло. Однако представленные работы действительно происходят из того, исторического Музея живописной культуры. Что подтверждено сохранившимися документами – инвентарными книгами.

А еще среди этих документов – «Правила внутреннего распорядка Музея живописной культуры». Музей для народа, но народ к музеям не слишком привычен – вот и появляются призывы снимать галоши или вытирать ноги на входе, а также строгое предписание: «Грызть подсолнухи и орехи во всех помещениях Музея безусловно воспрещено». Заодно в музее организуют экскурсионное бюро и собираются проводить «объяснительные лекции» (к слову, написанные, к примеру, Любовью Поповой или Соломоном Никритиным сопровождающие тексты к работам куда толковей, чем у иных нынешних искусствоведов – только вот для тогдашней широкой публики все равно вряд ли понятны). 

Повторили на нынешней выставке ту структуру экспозиции, которая сложилась в середине 1920-х годов (к этому времени число «единиц хранения» перевалило в МЖК за полторы тысячи). Поделили экспозицию на две части: «объемную» и «плоскостную». Не подумайте, что в первом случае речь идет о действительно объемной скульптуре, а во втором – о плоском холсте. На самом деле в «плоскостные» попадет вполне объемный с виду «Флейтист» Ивана Клюна.

Что же «объемное»? Это то, что мы сейчас скорее назовем фигуративным (хотя не стоит спешить с определениями – не все так просто) – то есть ориентированное на воспроизведение предмета, «выявление формы». Сюда попадают представители «Бубнового валета» (Машков, Кончаловский, Куприн) – при всем том, что работы их хоть и фигуративны, но уж никак не сюжетны а-ля передвижники.

«Поиск передачи динамического начала» занял следующий зал. Фальк, Рождественский, Осмеркин Лентулов – таковы его обитатели. 

Наконец, последняя стадия существования предмета в объеме, его упрощение до деформации (с сохранением узнавания). Тут работы Экстер, Поповой, Розановой, кубистического периода Малевича.

Теперь движемся в «плоскостной» раздел. Там, кстати, вполне могут оказаться и авторы, уже представленные в «объемном» – анализируется в каждом случае не автор, а метод («Музей методов, а не собрание множества, хотя бы замечательных произведений»). Вот и здесь среди первых – Кузнецов, Ларионов, Гончарова, Шевченко, даже Машков. Упрощение формы, уклон в сторону декоративности – вот особенность следующего зала.

Следующую комнату музея объединяет остроэкспериментальная техника, необычность фактуры. Древин, Эндер, Стржеминский, Штеренберг, Альтман…

Следующий зал был до 1927 года последним и представлял искания в направлении беспредметности. Кандинский, Попова, Малевич (периода супрематизма), Клюн, Родченко, Татлин…

Последний, седьмой зал, появился в 1927 году. Это были «неореалисты» – молодые художники группы ОСТ (Общество станковистов). Такие, например, как Дейнека («На стройке новых цехов»).

А вот это, представьте, Пименов. 1926 год, «Инвалиды войны» – по стилистике сущий экспрессионизм.

Самый важный, наверное, зал показывает «Аналитический кабинет» МЖК (здесь же – и библиотека-читальня, в основном сохранившаяся). «Система организации цветозвуковых ощущений» у Никритина,  «виды построения живописной плоскости» у Сергея Лучишкина, «супрематические этюды на темы цвета и формы» у Ивана Клюна, таблицы организации тональностей и еще многое – зал явно заслуживает подробнейшего рассмотрения (а теоретические тексты можно прочесть на электронных панелях).

Вся эта бодрая жизнь Музея живописной культуры прервалась в 1929 году. Еще с 1924 года музей считался филиалом Третьяковской галереи, но все же сохранял самостоятельность. Потом числится опытной лабораторией. Наконец, принято решение о ликвидации музея с передачей его фондов Третьяковке.

На этом дело не кончилось. Появилась «комиссия по разбору», из работ было сформировано 12 списков. Первый в основном остался в ГТГ, остальные работы из первых шести категорий было предложено распределять по музейным собраниям других городов. Остальные были определены как «не имеющие музейного значения» (причем попали сюда и произведения авторов ныне весьма известных).

Правда, «ликвидации» в буквальном смысле удалось избежать. Многое попало в «спецархив» в Загорске, оттуда позже, уже в 1950-х годах, вновь стало распределяться по региональным музеям. Кое-что сохранилось и в запасниках Третьяковской галереи. Не всегда при этом данные об именах авторов сохранились – теперь их атрибуция стала отдельной задачей.

Один из залов нынешней третьяковской экспозиции стилизован под такое «хранение».

Стоит отметить, что в Третьяковке работы из «списка № 1» в первое время еще пытались экспонировать – в качестве, скажем, примера «новейших течений». Но в конце 1930 года прошел Музейный съезд, окончательно определивший в качестве экспозиционного принципа «марксистскую диалектику». И парадоксальным образом то искусство, которое в предшествующие годы провозглашалось передовым и истинно пролетарским, стало теперь «буржуазным искусством в тупике формализма и самоотрицания». Галерее пришлось сопроводить работы соответствующими пояснениями вроде «Победоносная Октябрьская революция выводит художников из этого тупика к новому расцвету искусства».

Но и этого оказалось мало. В 1933 году в Галерею пришло официальное письмо из коллегии Наркомпроса о срочной перевеске работ. А в 1936 году в газете «Правда» появилась резко критическая статья «О Третьяковской галерее» за подписью председателя Комитета по делам искусств Керженцева: «Когда рабочий зритель из залов с блестящими произведениями Репина попадает в комнаты новейшей живописи, он справедливо выражает свое негодование против выставленных картин, якобы представляющих лучшие образцы творчества наших современных художников. Руководители Третьяковской галереи почему-то считают необходимым выставлять даже нелепые произведения Кандинского и Малевича.»

Это был старт кампании против «формализма» в искусстве. Работы авангардистов отправились в запасники, откуда смогли выбраться нескоро. Многие ныне живущие подтвердят, что во времена своего детства и юности ничего подобного в третьяковской экспозиции они не видели.

Это не значит, между прочим, что в советском руководстве не понимали значимости произведений авангарда. Более того – время от времени умело этим пользовались.

Работы, представленные на нынешней выставке в ГТГ, приехали не только из разных городов России и ряда постсоветских государств. Среди музеев-участников – лондонская галерея Тейт модерн и Музей Людвига в Кёльне.

В чем же дело? Оказывается, работу Малевича «Динамический супрематизм» (Supremus Nr 38) в 1972 году советское руководство подарило Арманду Хаммеру (кроме самой работы, прибывшей на выставку из Кёльна, в зале показан и акт ее изъятия из собрания ГТГ на основании приказа министра культуры Екатерины Фурцевой)   

Другая работа Малевича, Supremus Nr 57, была выдана в 1975 году – и в соответствующем акте галерея не без ехидства указала: «выдана по устному распоряжению начальника Управления изобразительных искусств и охраны памятников тов. Халтурина А.Г. (телефонный звонок) в нарушение Инструкции по учету и хранению музейных ценностей».

Подоплека этой истории, говорят в ГТГ, такова: некое частное лицо из Англии предложило советским властям важные архивные документы, потребовав в обмен супрематическую картину Малевича. Вот она-то теперь и находится в галерее Тейт.

Вот как много всякого можно узнать на выставке «Список № 1». Ну, а продлится она в здании на Крымском валу по 23 февраля.

Текст: Татьяна Пелипейко

 




Москва

«СВЯТОЙ ЛЕНИН» УЛУЧШАЕТ ЗАКОНЫ, управляет патентами и улучшает командное планирование в целях учёта интереса всего народа.


Все города России от А до Я

Загрузка...

Moscow.media

Читайте также

В тренде на этой неделе

Трудовые успехи

Санкт-Петербург не смог обойти Москву в рейтинге жизни населения

«Политический вопрос». В Севастополе началось предварительное внутрипартийное голосование Единороссов

Бухалово и Париж: откуда появились необычные и смешные названия населенных пунктов в России

Новости Крыма

«Лето. Москва. Шавасана» — в Москве пройдёт Международная Конференция Йога Журнала

Эксперт Президентской академии в Санкт-Петербурге о компенсации части затрат на путевки в оздоровительные лагеря в рамках нацпроекта «Семья»

V Общероссийская конференция «Устойчивое развитие этнокультурного сектора» представит калейдоскоп успешных практик в сфере социального проектирования

Воскресшего Иисуса могут дополнительно установить в церквях, вместо черепа.


В ОП РФ открылась выставка хороших новостей о России

В Санкт-Петербурге 18-летнюю девушку похитили и увезли на машине со ставропольскими номерами

Появилось новое фото дочки Петросяна и Брухуновой — Матильда вся в мать

Нижегородские «Ласточки» до Кирова перевезли на 19% больше пассажиров


Следственные действия по адресу журнала «Компания» прошли в Москве

"Российские аппараты с ЯО могут сделать околоземную орбиту непригодной для спутников". Пентагон и Госдеп об "орбитальном оружии" россиян.

В Турции для россиян открылся отель самой дорогой гостиничной сети: стало известно, за сколько в нём можно отдохнуть. А вы уже приценились?

Король Бахрейна прилетел в Москву. Он встретится с Путиным 23 мая


Глава Крыма Сергей Аксёнов
Москва

Собянин исключил запрет для самокатчиков ездить по тротуарам в Москве


Частные объявления в Крыму



Загрузка...
Ria.city
Персональные новости
Концерт

Концерт волынщиков в музее П.И. Чайковского



Новости последнего часа со всей страны в непрерывном режиме 24/7 — здесь и сейчас с возможностью самостоятельной быстрой публикации интересных "живых" материалов из Вашего города и региона. Все новости, как они есть — честно, оперативно, без купюр.




Симферополь на Russian.city


News-Life — паблик новостей в календарном формате на основе технологичной новостной информационно-поисковой системы с элементами искусственного интеллекта, тематического отбора и возможностью мгновенной публикации авторского контента в режиме Free Public. News-Life — ваши новости сегодня и сейчас. Опубликовать свою новость в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь.


© News-Life — оперативные новости с мест событий по всей России (ежеминутное обновление, авторский контент, мгновенная публикация) с архивом и поиском по городам и регионам при помощи современных инженерных решений и алгоритмов от NL, с использованием технологических элементов самообучающегося "искусственного интеллекта" при информационной ресурсной поддержке международной веб-группы 123ru.net в партнёрстве с сайтом SportsWeek.org и проектами: "Love", News24, "My Love", Ru24.pro, Russia24.pro и др.

Тренер СКА Попов назвал Басту адекватным футбольным руководителем

Концерт «Битва Клавиров: Бах vs Моцарт»

Редакция АН «Между строк» разыгрывает 2 билета на Басту и ещё 8 сертификатов среди подписчиков своего Telegram-канала

«Бах vs Рахманинов» из цикла Битва Клавиров под величественными сводами Петрикирхе


Сумасшедший матч «Реала», Медведев опустился в рейтинге ATP. Главное к утру

Рыбакина узнала свое место в новом мировом рейтинге

Потапова проиграла на старте турнира WTA-500 в Страсбурге

Рахимова прошла во второй круг турнира WTA в Рабате на отказе Таунсенд


AML check crypto

UFC plans to be ‘flexible’ in next broadcast rights deal, including potential end to traditional PPV

Precision in Motion: Exploring Baltic Bearing Company-Riga

LIV Golf’s Sergio Garcia misses out on U.S. Open spot, but still has chance to play