Реставрация в фокусе. Выставка чувашской коллекции
alexswan-songs.livejournal.com
Реставрация в фокусе. Выставка чувашской коллекции: взгляд изнутри 17 марта
Павел Балалаев о первоначальной идее экспонирования, трудностях провинциального искусствознания, о подделках и находках
Павел Балалаев и отреставрированный им "Портрет И. С. Теплова" кисти Н. И. Фешина на вернисаже
- Ты входишь в команду ВХНРЦ им. И. Э. Грабаря, которая реставрировала картины к выставке из чувашаской коллекции, верно?
Да.
- Вам сделала заказ Третьяковская галерея.
Нет, заказ был сделан Чувашским художественным музеем.
- Ага. И он сделал заказ на все те работы, которые представлены на выставке, или ещё на какие-то?
Кроме тех, что участвуют в выставке, на реставрации было ещё около 8 работ, которые не вошли в экспозицию.
Поддельный Маковский и ошибки атрибуции
- Над сколькими из них ты работал?
В общей сложности шесть картин, пять из них вошли в экспозицию выставки, а одна работа ввиду особенности её атрибуции не попала в экспозицию выставки.
- Что были за особенности?
Особенность в том, что это не подлинное произведение, а фальсификат.
- В. Л. Боровиковский?
К. Е. Маковский.
- Мне было бы интересно посмотреть фальсифицированного Маковского на самом деле.
Это довольно хорошая картина, очень красивая, легкая живопись, по-видимому неизвестного немецкого художника, несколько импрессионистическая. Она выполнена скорее всего по фотографии, или под впечатлением по воспоминаниям. Впоследствии картину подписали именем К. Маковского, причем через довольно длительный период после написания самой работы, подпись нанесена по уже образовавшемуся тогда кракелюру.
- Но там с самого начала было понятно, что это не Маковский?
Да, конечно. Эта живопись не имеет ничего общего с работами Маковского. На фоне картины множество одинаковых флагов присутствует. И флаги эти, как мы впоследствии определили, принадлежат к нижней Саксонии. А работа называлась "Московские балаганы".
- Кажется, даже не пытались...
А там на флагах триколор, такой же как российский, только перевёрнутый, поэтому это такая ориентация на дурачка. Но колористически довольно достоверно выглядит.
- Ты входишь в команду ВХНРЦ им. И. Э. Грабаря, которая реставрировала картины к выставке из чувашаской коллекции, верно?
Да.
- Вам сделала заказ Третьяковская галерея.
Нет, заказ был сделан Чувашским художественным музеем.
- Ага. И он сделал заказ на все те работы, которые представлены на выставке, или ещё на какие-то?
Кроме тех, что участвуют в выставке, на реставрации было ещё около 8 работ, которые не вошли в экспозицию.
Поддельный Маковский и ошибки атрибуции
- Над сколькими из них ты работал?
В общей сложности шесть картин, пять из них вошли в экспозицию выставки, а одна работа ввиду особенности её атрибуции не попала в экспозицию выставки.
- Что были за особенности?
Особенность в том, что это не подлинное произведение, а фальсификат.
- В. Л. Боровиковский?
К. Е. Маковский.
- Мне было бы интересно посмотреть фальсифицированного Маковского на самом деле.
Это довольно хорошая картина, очень красивая, легкая живопись, по-видимому неизвестного немецкого художника, несколько импрессионистическая. Она выполнена скорее всего по фотографии, или под впечатлением по воспоминаниям. Впоследствии картину подписали именем К. Маковского, причем через довольно длительный период после написания самой работы, подпись нанесена по уже образовавшемуся тогда кракелюру.
- Но там с самого начала было понятно, что это не Маковский?
Да, конечно. Эта живопись не имеет ничего общего с работами Маковского. На фоне картины множество одинаковых флагов присутствует. И флаги эти, как мы впоследствии определили, принадлежат к нижней Саксонии. А работа называлась "Московские балаганы".
- Кажется, даже не пытались...
А там на флагах триколор, такой же как российский, только перевёрнутый, поэтому это такая ориентация на дурачка. Но колористически довольно достоверно выглядит.
Они не фальсифицированы, их просто неправильно атрибутировали. А вот Левитан – тут да, действительно чужая картина, которая подписана его именем.
- Но он не вошёл в экспозицию.
Нет.
- Насчёт тех, которые неправильно атрибутированы, можешь рассказать их историю?
Эти три произведения вместе с некоторыми другими поступили из Русского музея в начале века. В годы, когда шло перераспределение музейных собраний и создания новых музеев, в том числе провинциальных, Русский музей отдавал вещи, которые могли составить коллекцию таких небольших музеев, при этом стараясь уберечь свое основное собрание, поэтому естественно в картины выдавались не лучшие, не авторские. А отдавали либо копии, либо работы круга, школы известного художника и т.д. Одна из этих картин, портрет Павла I, была кисти неизвестного художника, которую Русский музей атрибутировал тогда как круг Вуаля. Но недавно искусствовед ЧГХМ провела исследование и взяла при атрибуции портрета Павла за образец портрет Константина Павловича, который почему то сочла оригиналом (оригинал довольно известен), хотя эта вещь поступила в музей как копия портрета, и по сути является довольно условной, не повторяющей в деталях, копией портрета Константина Павловича работы В. Боровиковского.
- То есть она даже поступила в музей уже как копия.
Да.
- Она не изучала провенанс, каталоги?
Это непонятно, почему так вышло. Но на основании этого портрета она атрибутировала Боровиковским и второй, который изначально проходил как круг Вуаля и вообще не имеет ничего общего с творчеством Владимира Лукича. Что касается Рокотова, то вопрос довольно сложный, поскольку по рентгенограмме и другим исследованиям, портрет очень напоминает манеру Рокотова. Он довольно хорошо написан, но при этом по некоторым нюансам рисунка и моделировки очевидно не является авторской работой, а является, вероятно, повтором мастерской или ученика Рокотова. Так же как с парадным портретом Екатерины Великой.
- То есть этот портрет хранился в Чувашском музее как портрет Рокотова.
Да. А когда его вместе с другими картинами прислали к нам в центр, мы сделали ряд исследований, определили химический состав материалов, рентгенографию, инфракрасную съемку и т.д. Когда же началась работа и был утоньшен лак, то уже при открывшемся колорите мы усомнились в авторстве Рокотова. И тогда были предприняты попытки искусствоведческого изучения, затем приглашались ведущие эксперты по творчеству Рокотова, в том числе из ГТГ, они дали неоднозначное заключение. То есть вероятно, работа хорошего ученика или хорошего мастера его круга.
В сжатые сроки
- Была ли какая-то специфика, которая отличала этот проект от других?
В общем, нет. Как обычно: какие-то вещи проходят полный комплекс консервационно-реставрационных мероприятий, какие-то реставрируются впервые, где-то проводится сложная реставрация, а какие-то фактически просто приводятся в экспозиционное состояние.
- Долго продолжались реставрационные работы?
В общей сложности где-то 7 месяцев.
- А сколько картин нужно было отреставрировать в течение этого времени?
Всего было 80 картин, но часть произведений, которые уже были приготовлены к другим выставкам, не реставрировались. Например, Куинджи. В реставрации было где-то 65-70 картин. Точно сейчас сложно сказать.
- Как я понимаю, 7 месяцев на 65-70 работ - это очень мало.
Очень мало. Этот проект требует как минимум года работы.
- Почему в этот раз так получилось?
Из-за организационных и юридических проволочек.
Картины в работе
- Расскажи, пожалуйста, про те работы, что ты реставрировал.
В серьёзной работе были три вещи: это "Смотрины" художника А. Румянцева, вторая была "Дом отдыха в Васильеве под Казанью" работы К. К. Чеботарёва, и третья - это как раз фальсифицированный К. Маковский.
- А как же Н.И. Фешин?
Н.И. Фешин «Портрет Теплова», входил в дополнительную партию картин, которая первоначально не входила в список работ на реставрацию и соответственно требовала в основном профилактических мер.
- Что в неё ещё входило?
Много хороших картин, но лично у меня, кроме Фешина, В.А. Тропинин «Этюд к портрету Ершовой с дочерью» и А.Е. Архипов «Северная деревня».
- Было ли что-то примечательного в работе над этими шестью картинами?
Особенно интересным было только то, что четыре из этих вещей уже проходили реставрацию в центре 60 - 70 лет назад и большинство из них не требовало переделки старой реставрации, а требовало лишь, работы с изменившимися старыми материалами, тренировками, лаком, остатками потемневшего клея, кроме того конечно скопившиеся за это время загрязнения.
О краже и экспонировании
- Есть ли что-то в провенансе экспонируемых картин, что выделяет их из общей коллекции? Может быть, что-то выяснилось в процессе реставрации?
Из интересных историй, есть одна. Это кража одной из работ Левитана в 90-е гг. из чувашского музея, которую в дальнейшем обнаружили при перевозке через границу. Установить её происхождение удалось благодаря метке реставрационного центра которым мы всегда ставим на оборот картин.
- Есть ли у тебя какие-то наблюдения по поводу того, как работы экспонирутся на выставке? Может быть, задумывалось как-то по-другому?
Часть работ - произведения 18 века - задумывалось экспонировать в закрытых нишах в стене, под стеклом и без рам.
- С чем была связана такая задумка?
Это не связано с техническими требованиями. Вероятно была такая кураторская идея. Кстати говоря, много в этой коллекции двусторонних вещей. Картины, которые написаны с двух сторон холста. Изначально была идея экспонировать некоторые из них с обеих сторон. Например, Куинджи, Фалька. Но в процессе работы над экспозицией это решение было отменено.
Реставрация в провинции
-Кстати, насчёт рам тоже очень интересный вопрос. Я заметила, что какие-то рамы довольно органично смотрятся, а какие-то, как мне кажется, не совсем уместны.
Рамы подбирали сами сотрудники Чувашского музея, поэтому, все работы оформили в силу вкусовых предпочтений сотрудников провинциального музея, новые рамы изготовлены из высококачественного деревянного багета. Надо сказать, что некоторые картины оформлены очень достойно.
-Но некоторые...?
Но некоторые имеют весомые недочёты в оформлении.
- В чём недочёты?
Ну например, картина Архипова "Северная деревня" оформлена в очень пышную резную раму со сложным контуром, которая подошла бы больше под пейзаж 18 века.
- Были ли со стороны заказчика какие-то условия, предпочтения, или они полностью доверились вам?
Конечно, к каждой картине был составлен список предполагаемых реставрационных мероприятий. Задания были составлены низкоквалифицированным музейным реставратором, в результате чего эти задания пришлось серьёзно корректировать.
- Всё прошло спокойно?
Не совсем. Были сложные моменты, варианты разрешения которых не устраивали одну из сторон. На работе Кокеля "Портрет чувашской женщины" по бокам часть живописи завернута на кромки подрамника. Музей хотел, чтобы мы развернули кромки и показали всю живопись. Но дело в том, что мы не знаем, насколько это авторское решение, поскольку в музей картина поступила свёрнутой в рулон без подрамника. Возможно, что тот, кто её реставрировал в Чувашии, натягивал её на подрамник, неподходящий по размеру. И корректировка композиции возникла не специально, а в результате не качественной работы реставратора. Но вероятно, что там были следы изгиба холста, свидетельствующие о ранней натяжке именно такого формата. В любом случае из-за недостаточности доказательств того или иного, было решено не разворачивать завёрнутые кромки живописи. Тем более, что эта операция увеличила бы реставрационное задание в несколько раз, что в условиях жёстких временных рамок было недопустимо.
Трудности укладки и скрытый портрет
- Кокель был ещё чем-то необычен в работе?
Все его картины были интересны укреплением. Там достаточно жёсткий красочный слой, очень сильно шелушащийся, с жёстким кракелюром. Это основная проблема произведений Кокеля.
- Жёсткие - то есть плохо поддающиеся укладке?
Да. Требующие размягчения и длительной, сложной работы.
- Мне кажется, я заметила на работе Петрова-Водкина мазки, которые не очень логично вписываются по своему направлению в общий живописный контекст. Скажи, пожалуйста, не было ли под его портретом обнаружено другого произведения?
Так и есть, в его работе "Жёлтое лицо", под видимым красочным слоем находится другой портрет, он различим на рентгенограмме. Это мужской портрет кисти неизвестного автора, возможно являющийся более ранней работой Петрова-Водкина. Это соответственно вызывало жёсткие шелушения, кракелюры, утраты верхнего красочного слоя, которые при предыдущей реставрации были укреплены, неаккуратно замастикованы и сильно тонированы с заходом, а местами и поверх авторской живописи. В результате чего пришлось удалять часть старых потемневших тонировок, заходящих и порой перекрывающих авторскую живопись, и уточнять местами границы мастиковок, заходящих за пределы утрат.
- Можно ли сказать, что в вашей работе были использованы новаторские приёмы работы?
В реставрации картины Туржанского при дублировании были использованы приёмы, которые применяются в реставрации графических работ. Это было необычно для конкретного случая. Пришлось дублировать тонкий картон на холст и для гладкости дублировочной поверхности мы использовали дополнительные прокладки слоями японской бумаги.
- Скажи, чем вашей команде или лично тебе запомнится этот проект?
Своим объёмом и скоростью работы, а также разнообразием картин и реставрационных задач. Особо был интересен вопрос с разрешением проблем атрибуции.
- Спасибо за беседу!
Реставрация в фокусе. Выставка чувашской коллекции: взгляд изнутри 17 марта