Ирина Антонова: "Все дело в генах. Моя мама прожила больше 100 лет"
0
100
Анжелика Заозерская Ирину Александровну Антонову последний раз я видела в начале марта прошлого года на открытие выставки в музее Изобразительных искусств имени Пушкина «Фрэнсис Бэкон, Люсьен Фрейд и Лондонская школа». Незадолго до события в своем президентском кабинете Ирина Александровна рассказывала «НИ» о создании легендарного музея, о начале своей работы и о дочери основателя музея – Ивана Цветаева – Марине Ивановне Цветаевой. Ирина Александровна очень скромно говорила о себе, об удивительной трудоспособности (практически до конца жизни она была активным Президентом музея и участвовала во всех главных событиях). На вопрос о своем долголетии, Ирина Антонова отвечала: «Все дело в генах. Моя мама прожила больше 100 лет». - Ирина Александровна, помните свой первый рабочий день в музее Изобразительных Искусств имени Пушкина? - Да, конечно. Я пришла работать в музей в 1945 году, и в нем было очень холодно, неуютно, пусто. Разрушенная крыша. Я сидела в валенках, в теплой одежде и едва не плакала. Но через несколько месяцев, в конце июля, стали поступать экспонаты после эвакуации и началась интересная деятельность. Вернулись ценности из Дрездена. Мы стали делать выставки за рубежом. - А правда, что европейский праздник Международный День музеев создан по вашей инициативе? - Да, я пробивала этот праздник, когда была вице-президентом Международного Совета Музеев. Мои коллеги по президиуму сначала скептически отнеслись к этому предложению, но я напомнила о том, что библиотеки, театры имеют такие дни. Международный День музеев был учрежден в 1977 году. - Как вы относитесь к национализации частных коллекций? - Хорошо. Знаменитая национализация произошла во времена Великой Французской Революции. Лувр был национализирован. Я считаю, что человечество имеет право на революции. Карл Марк сказал: «Революция – локомотив истории». Революция знаменуют переход одной формации в другую, но при этом происходит много трагических событий. Великая Октябрьская революция изменила весь мир, и это невозможно не признавать. Мне обидно, когда всю советскую историю описывают только черными красками. - Верите ли вы в бессмертие души? - Я – атеист. Тот, кто ушел, не вернулся. По крайней мере, никто их не видел. Остается память от человека и результаты его деятельности. От одних память - ничтожная, от других - значительная. - Я видела вас в музее Марины Цветаевой в Борисоглебском переулке. Как вы относитесь к поэзии и к личности Марины Цветаевой? - Я жила в одном доме с Мариной Ивановной, где она снимала комнату. Покровский бульвар, дом 14, дробь 5 - это последний адрес Марины Цветаевой в ее родной Москве, до отъезда в Елабугу. Об этом я прочитала в книге ее сестры - Анастасии Цветаевой. Я жила в пятом подъезде, а Марина Ивановна - в четвертом. Мне кажется, что я встречалась с сыном Марины Ивановны – Муром. Тогда мне было 16 лет – ему примерно столько же и, кажется, мы даже разговаривали. - Ирина Александровна, нет ли у вас сомнений, что Марина Ивановна ушла из жизни по своей инициативе? - Я интересовала обстоятельствами ее ухода, потому что основатель музея Изобразительных искусств имени Пушкина – Иван Владимирович Цветаев – папа Марины Ивановны. Уверена, есть кого обвинить в преждевременной смерти Цветаевой. Были люди, которые знали о ее проблемах, о бедственном положении, и остались безучастными. Равнодушие – страшная вещь. Если женщина, имея сына, уходит из жизни, легко догадаться – до какой степени ей было трудно. До кого же состояния довела жизнь мать, чтобы она решился на самоубийство? Почему люди, писатели не помогли Марине Ивановне? Тот же Пастернак, с которым она переписывалась и дружила? Он ведь не помог. Он просто отстранился. Не понимаю этого равнодушия. Была война и люди должны были сплотиться, но Марина Ивановна осталась совсем одна в невыносимой жизненной ситуации. Она устраивалась посудомойкой в Елабуге, но ее не взяли даже на эту работу. Что же за люди, которые ей в этом отказали? Марину Ивановну безумно жаль. *** Некролог Музея изобразительных искусств имени Пушкина: Ирина Александровна посвятила Пушкинскому музею 75 лет своей жизни и стала его подлинным символом. В годы ее руководства музей превратился в важнейший культурный центр страны и завоевал широкое международное признание, здесь прошли десятки важнейших выставок, легендарным стал фестиваль «Декабрьские вечера Святослава Рихтера», созданный Ириной Александровной вместе с великим музыкантом сорок лет назад. В годы Великой Отечественной войны, пройдя курсы медицинских сестер, И.А. Антонова работала в госпитале на Красной Пресне. Окончив МГУ, 10 апреля 1945 года она начала свой путь в ГМИИ им. А.С. Пушкина в должности научного сотрудника отдела западноевропейского искусства. В 1946–1949 годах Ирина Александровна училась в аспирантуре при музее. В ту пору областью ее научных интересов стало итальянское искусство эпохи Возрождения. С февраля 1961 по июль 2013 года она занимала должность директора, а затем – президента музея. В минувшие десятилетия Пушкинскому музею под руководством И.А. Антоновой выпала уникальная миссия открыть нескольким поколениям отечественных зрителей сокровища мировой художественной культуры. Именно смелое решение Ирины Александровны сделало возможным проведение в ГМИИ эпохальной выставки «Москва — Париж. 1900–1930» (1981), которая в условиях жесткого идеологического контроля стала важнейшим прорывом к воссозданию подлинной картины русской художественной культуры ХХ века. Международный авторитет директора ГМИИ им. А.С. Пушкина сделал возможным показ в Москве самого знаменитого произведения мирового искусства – «Джоконды» Леонардо да Винчи (1974). Среди других выставок, организованных под руководством Ирины Антоновой, необходимо упомянуть «Сокровища гробницы Тутанхамона» (1973), «Марк Шагал. К 100-летию со дня рождения художника» (1987), «Мир этрусков» (1990 и 2004), «Москва — Берлин. 1900–1950» (1996), «В сторону Пруста» (2001), «Россия — Италия. Сквозь века. От Джотто до Малевича» (2005), «Встреча с Модильяни» (2007), «Тёрнер. 1775–1851» (2008), «Альберто Джакометти» (2008) и многие другие. В 1974 году, после капитального ремонта музея, Ирина Александровна инициировала крупнейший проект новой экспозиции музея. Преодолев критику профессионального сообщества, она приняла решение значительно сократить экспозицию слепков на втором этаже, чтобы расширить показ живописной коллекции, в том числе, произведений импрессионистов и постимпрессионистов. За годы руководства музеем Ирины Антоновой его площадь значительно расширилась благодаря передаче целого ряда зданий в прилегающих кварталах. Это началось в далеком 1961 году, когда ГМИИ им. А.С. Пушкина получил нынешний Дом графики. Впоследствии Ирина Александровна выступила инициатором создания Музейного городка, о котором мечтал основатель музея Иван Владимирович Цветаев. Активные работы по реконструкции целого ряда зданий ведутся сейчас, и мечта Ирины Александровны найдет свое осуществление в ближайшие годы. По инициативе Ирины Александровны с 1967 года в ГМИИ имени А.С. Пушкина ежегодно проводится научная конференция «Випперовские чтения», посвященная памяти выдающегося искусствоведа Бориса Робертовича Виппера. Особенность этого симпозиума — комплексное рассмотрение проблем искусства и культуры на основе материалов самых значительных выставок музея. Ирина Александровна активно способствовала возвращению забытых имен коллекционеров, в частности Сергея Ивановича Щукина и Ивана Абрамовича Морозова, а также поддержала инициативу Ильи Самойловича Зильберштейна, открыв в январе 1994 года Музей личных коллекций (ныне — Отдел личных коллекций) в составе ГМИИ. И.А. Антонова являлась почетным членом Международного совета музеев, академиком Российской академии художеств, Российской академии образования, почетным доктором Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ), заслуженным деятелем искусств РФ. Ирина Александровна – полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством», она была удостоена ряда государственных наград Советского Союза – орденов Октябрьской революции, Трудового Красного Знамени, Дружбы народов, а также стала лауреатом Государственной премии РФ 1995 и 2017 годов. И.А. Антонова является командором ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой», командором ордена Искусств и литературы (Франция), кавалером ордена Почетного легиона. За вклад, внесенный в развитие культурного сотрудничества между Японией и Россией, она была удостоена ордена Восходящего солнца (Золотая и Серебряная звезды). В течение многих десятилетий музей было невозможно представить без Ирины Антоновой – ее непреклонной воли и вдохновенного энтузиазма. До последних своих дней Ирина Александровна жила жизнью музея, постоянно участвовала в обсуждении долгосрочных задач и текущих проектов, со свойственными ей страстью и последовательностью отстаивая свою точку зрения. Для товарищей и коллег уход Ирины Александровны – колоссальная личная потеря, сравнимая с потерей родного человека. Для многих и многих посетителей музея, зрителей ее программ на канале «Культура», для всех просвещенных людей страны уход Ирины Александровны – окончание целой эпохи в культурной жизни России. За полвека своего руководства она сформировала современный облик ГМИИ им. А.С. Пушкина, воспитала поколения его сотрудников, и теперь миссия Пушкинского музея – продолжать ее благородное дело служения высокому искусству, поддержания связи времен и культур. Марина Лошак, директор ГМИИ им. А.С. Пушкина: Трудно представить себе Пушкинский музей без Ирины Александровны Антоновой, которая стала его неизменной составляющей, его лицом, его символом – частью мифа Пушкинского во всех его проявлениях. Она пришла в музей в 1945 году, будучи юной девушкой, и до сегодняшнего дня, за исключением нескольких месяцев этого года, связанных с коронавирусом, практически каждый день приходила в музей, и мы привыкли ощущать ее рядом. Даже когда не разговаривали с ней о делах, даже когда просто слышали шуршание бумаг или звук ее голоса за дверью ее кабинета, мы понимали, что она есть и ощущали ее присутствие. Присутствие человека очень эмоционального, очень открытого, любящего не на показ и очень строгого в своем отношении к жизни. Мне трудно назвать подобную нам институцию, которая так плотно срослась бы с образом человека, как Пушкинский музей и Ирина Александровна Антонова. Ирина Александровна была человеком абсолютно бесстрашным – бесстрашным как профессионал, бесстрашным как личность. Она на протяжении своей профессиональной жизни демонстрировала очень яркие шаги, сделанные навстречу новому, шаги человека, который готов рисковать. Это были поступки человека, который понимает, что дело и принципы важнее всего остального. Это происходило в довольно сложное время работы Ирины Александровны в музее – в советские годы, когда многое из того, к чему мы сейчас привыкли, было под запретом, поэтому особенно ценны ее завоевания: выставка «Москва — Париж. 1900–1930» (1981), выставка «Москва — Берлин. 1900–1950» (1996), выставки, связанные с именами крупнейших художников мира, приезд «Моны Лизы» в музей. Предшествовала всему этому и ее работа в период пребывания в ГМИИ коллекции Дрезденской галереи. Судьба этого человека каждым своим моментом жизни связана непосредственно с музейной историей, победной и уникальной. Нам, сотрудникам музея, будет очень недоставать ее, ее бескомпромиссного отношения к жизни, ее честного мнения, ее открытого забрала перед опасностью, ее умения отстраниться от сиюминутного и продемонстрировать отвагу. Нам будет не хватать этого человека, который, безусловно, часть нас и часть наших собственных жизней. *** Причиной смерти Ирины Александровны послужила острая сердечно-сосудистая недостаточность, осложненная коронавирусной инфекцией. Ирина Александровна, согласно ее желанию, будет похоронена на Новодевичьем кладбище рядом c матерью и мужем. В связи со сложной эпидемиологической ситуацией прощание состоится в закрытом формате в музее в узком кругу близких людей.