Вышивки и кружева. 1910 год
Собрание русской старины. Выпуск I: Вышивки и кружева.
Сидамон-Эристова В.П., Шабельская Н.П.
1910 год
В настоящее время, когда интерес к старинному русскому орнаменту всё возрастает не только у нас, в России, но и в Западной Европе, мы решили начать издание снимков с собранной нами коллекции предметов русской бытовой жизни, с целью сохранить быстро исчезающий самобытный орнамент и дать ему более широкое распространение как для художественной промышленности, так и для кустарного и фабричного производств. Издание предположено нами в 12-ть выпусков, в которые войдут: шитье, кружева, ткани, головные уборы, одежды, мелкие бытовые предметы, как-то: суремницы, ароматники, кошельки, лакомники, ширинки. пояса, свивальники и проч., также резные, раскрашенные, деревянные предметы, костяные и металлические вещи.
Старинный русский орнамент ведет свое начало с самой глубокой древности и, благодаря искусству в рукоделиях русской женщины, сохранились до нашего времени как бы вышитые картины, по которым можно проследить сцены бытовой жизни со времён языческих и до позднейших эпох, включая реформы Петра Великого, которые заметно отразились на всех орнаментах. Каждый орнамент имел свой смысл и свое назначение, со временем, конечно, утраченное, но форма его переходила из рода в род.
Больше всего украшались разнообразными орнаментами постельники (простыни), узорчатая кайма которых свешивалась вдоль кровати, и концы полотенец, так как они, кроме обычного назначения, с незапамятных времён употреблялись для религиозного культа и при торжествах семейной жизни. Ими украшались капища идолов, часто они вешались как жертва на деревьях, которым поклонялись, считая их священными, позднее мы видим тот же обычай украшать ими кресты и иконы — и их и сейчас массами жертвуют в церковь.
Во время свадеб, катанья на масленице, на крестинах и других торжествах полотенца играли важную роль, как украшение и подарок (дары). Большею частью, в орнаментах кроме геометрических фигур, мы встречаем изображение священного дерева, украшенного цветами, и человеческие фигуры с поднятыми руками, — обычный религиозный жест, всех народов как языческих, так и христианских, сцены, изображающие жертвоприношения, украшение идолов точками и т. д.
Часто встречаются стоящие у дерева, обращённые друг к другу изображенная символических животных: павлинов, львов, единорогов, райских птиц —Сирина, Алконоста и т. п.; символических знаков, напр., знак доброго пожелания — крючковатый крест, (свастика), круги, розетки и друг.
Далее, позднейшими сюжетами являются терема, дворцы, храмы, человеческие фигуры в одеждах соответствующих эпох, изображение празднеств, процессий и т. д.
Материал для этих работ быль очень разнообразный, но, большею частью, домотканый холст и нитки своего изделия и своей окраски, затем, употреблялись шерсть, шёлк, золото, серебро, блестки, каменья и т.д.
Способы шитья были также крайне разнообразны. Чаше всего встречается: шитье по перевити, т.е. из холста выдёргивались нити по счету, перевивались. образуя канву, по которой орнамент, расшивался различными узорами называемыми паутинками. Разновидность этого способа состояла ещё в том, что только фон выдёргивался, а весь основной узор оставался нетронутым и, в свою очередь, расшивался узорами, называемыми полотнянками. Шитье двухстороннее шилось цветными нитками и шелками, так что с обеих, сторон получался один и тот же узор без изнанки. Шитье верхошовом напоминает современное шитье крестиком, но более разнообразно по исполнению. Шитье по вырези называлось так потому, что узор вырезывался в холсте, фон же оставался гладким. Существовало еще много других разновидных способов, шитья, которые имели свою особую технику и названия.
Кружева плелись коклюшками и шились иглой: материалом служили: белая нитка, цветной шёлк, серебро и золото, причём иногда вплетался жемчуг.
Научное описание русского орнамента уже сделано нашими учеными: профессором Н. П. Кондаковым, историком П. Е. Забелиным, В. В. Стасовым и другими, мы же в нашем издании задаёмся лишь вышеупомянутой целью.
Н. Шабельская.
1. Кайма постельника. Кружево плетеное коклюшками, Нижегородкой губ. Узор: двуглавые орлы и орнаментальные деревья.
2. Кайма простыни, Олонецкой губ. Шитье по перевити. Узор: крупные львы, обращенные друг к другу; дерево с крупными цветами, по сторонам, которого стоят единороги и мелкие птицы среди цветов; по концам — двуглавые орлы.
3. Кайма простыни Ярославкой губ. Шитье по перевити. Узор: ряд деревьев и павлинов с распущенным, хвостом; вокруг кайма с узорами в виде веток и цветов.
ЛИСТ IV.
ЛИСТ XII.