Пока Богомолов осваивает бизнес, Калягин замыслил революцию
Театр Et Cetera
Одной из главных премьер 27-го сезона в Et Cetera станет спектакль по произведениям Гофмана в постановке главного режиссера Роберта Стуруа. Об этом сообщил на традиционном сборе труппы художественный руководитель Александр Калягин.
Всего на сезон запланировано шесть премьер, две из которых выйдут уже осенью. Полина Золотовицкая поставит «Циников» по повести Анатолия Мариенгофа, а Егор Равинский — «Мою жизнь» Антона Чехова. В октябре в рамках «Русских сезонов в Германии» театр представит в Берлине прошлогоднюю премьеру «Ревизор. Версия» с Александром Калягиным в роли Хлестакова, а после сыграет «В зоне доступа» на фестивале «Балтийские сезоны» в Калининграде.
Михаил Бычков поставит комедию о революции по пьесе Миколы Кулиша «Так погиб Гуска». Александр Калягин пояснил: несмотря на то, что пьесе почти 100 лет, заложенный в ней юмор и ирония звучат до боли актуально.
В ноябре Влад Маленко начнет работать над спектаклем по басням собственного сочинения, а Роман Феодори приступит к репетициям «Гамельнского крысолова» Ярославы Пулинович. Драматург пишет пьесу специально для театра. В конце ноября в рамках проекта «Город Калягинск» пианист Борис Березовский выступит с джазовой программой.
Говоря о своей работе по произведениям Гофмана, главный режиссер театра Роберт Стуруа отметил, что фабулой для спектакля послужит повесть «Крошка Цахес». Премьера запланирована на март-апрель 2020 года.
— Планы большие, посмотрим, как они будут развиваться. В начале сезона все, как всегда, в надежде, но любая работа — это риск, надеюсь, он оправдается, — признался Александр Калягин, добавивший, что, вполне вероятно, в этом сезоне он тоже выйдет на сцену в качестве актера.
Театр на Малой Бронной
Константин Богомолов, вступивший в должность художественного руководителя Театра на Малой Бронной в конце прошлого сезона, объявил целый парад премьер. Он заверил, что все планы подкреплены реальными финансовыми возможностями. После Нового года большая сцена театра будет закрыта на реконструкцию, а труппа на время переберется во Дворец на Яузе, где уже «пережил» ремонт «Современник».
Олег Долин представит спектакль по пьесе Карло Гоцци, Кирилл Вытоптов — «Слово о полку Игореве». Сам Богомолов поставит «Покровские ворота» Леонида Зорина и «Ифигению в Авлиде» Еврипида, а также приступит к «Войне и миру» Льва Толстого и «Судьбе-индейке» советского драматурга Анатолия Софронова (пьеса с успехом шла на Бронной в постановке Андрея Гончарова в 60-х годах). Весной Владиславс Наставшевс поставит«Вишневый сад» Чехова, Иван Вырыпаев — «DREAMWORKS». Филипп Григорьян, Данил Чащин и Максим Диденко возьмутся за классику — Владимира Набокова, Александра Островского и Федора Достоевского.
Худрук также анонсировал несколько программ и лабораторий. Одна из них — «Большие режиссеры маленьким зрителям».
— В Москве очень плохо с детским театром, — поделился Богомолов. — Идут одни и те же бесконечные спектакли, которые были созданы лет 20 назад. Они, может, и прекрасны, но морально устарели. Мы начинаем программу «Большие режиссеры маленьким зрителям» и, надеюсь, вдохновим другие театры. Эти спектакли не только для детей, но и для всей семьи, они должны становиться художественными событиями.
В рамках программы будет поставлена пьеса Ивана Вырыпаева «Чему я научился у змеи» и «Лунная масленица» Павла Пряжко.
Будет запущена «Лаборатория молодой режиссуры».
— Я договорился с ректором ГИТИСа Григорием Заславским, и нам дают четырех студентов-режиссеров из мастерской Леонида Хейфеца, — рассказал Богомолов. — Для них важно вариться не только в своей компании, но и заходить в профессиональный театр. Мы выделим небольшие деньги, чтобы лаборанты сделали часовые эскизы. Удачные работы перейдут на сцену.
Программа станет ежегодной, а в будущем к сотрудничеству будут привлечены студенты режиссерских факультетов других театральных институтов. Кроме того, запланировано три совместных проекта с двумя московскими и одним санкт-петербургским театрами.
Богомолов планирует привлечь в театр частные инвестиции, для чего создает Фонд развития современного театра, названный в честь основателя ГОСЕТа Соломона Михоэлса.
Говоря о режиссерах, с которыми театр планирует сотрудничать, худрук отметил:
— Для меня крайне важно, чтобы сюда приходили режиссеры, которые своими работами будут меня нервировать. Помню, Марк Захаров рассказывал о том, как Андрей Гончаров ревниво подглядывал за ним из-за шторки, когда он ставил в «Маяковке». Вот я так же хочу ревниво поглядывать, как другие режиссеры репетируют с моими артистами.
Заключая свое первое выступление перед труппой, худрук пояснил, что для него идеальна модель управления Олега Табакова, который «позволял в МХТ имени Чехова цвести всем цветам».
Малый театр
Художественный руководитель Малого театра Юрий Соломин, подписавший весной бессрочный контракт и таким образом ставший бессменным лидером, открыл 264-й сезон постановкой «Ревизора», а несколькими днями ранее огласил планы на сезон. Малый театр и Соломин по-прежнему держат курс на проверенную временем русскую и зарубежную классику. Сентябрь в Малом обещает быть насыщенным. В рамках программы
«Большие гастроли» артисты сыграют «День на день не приходится» сразу в трех дальневосточных городах — Благовещенске, Биробиджане и Хабаровске. Затем три спектакля, в том числе две прошлогодние премьеры в постановке Юрия Соломина «Женитьба» и «Дальше — тишина», отправятся в Казань. Кроме того, Малый ждут в Ярославле, Ростове-на-Дону, Сургуте и Баку.
Первой премьерой 264-го сезона станут «Игроки» Гоголя в постановке Владимира Драгунова. На ноябрь запланирован «Красавец мужчина» Островского в режиссуре Василия Федорова. Постановщик из миланского театра «Пикколо» Стефано де Лука познакомит зрителей с пьесой Эдуардо де Филиппо «Рождество в доме сеньора Купьелло». Также в планах «Варвары» Максима Горького и «Физики» Фридриха Дюрренматта. Одной из главных работ сезона художественный руководитель назвал спектакль, посвященный 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.
— Мы никогда не отступим от этой темы. В конце апреля выпустим спектакль, — категорично заявил он. — Ведь Малый театр прошел всю войну, был эвакуирован в Челябинск. К сожалению, осталось мало людей, кто прошел войну, кто помнит ее. А это память о наших родителях.
В мае 2020 года на сцене Малого пройдет уже ставший традиционным Фестиваль «Островский в Доме Островского».
Театр имени Маяковского
Театр встретил поклонников большим бенефисом народной артистки Светланы Немоляевой — нынешний сезон для нее 60-й. Актриса сыграла марафон из пяти самых любимых спектаклей («Бешеные деньги» и «Таланты и поклонники» А. Островского, «Плоды просвещения» Л. Толстого, гоголевская «Женитьба» и «Кант» М. Ивашкявичюса).
В планах труппы четыре премьеры. Две — в постановке худрука театра Миндаугаса Карбаускиса. В декабре он выпустит «Йокнапатофу» — новую версию некогда поставленного им в «Табакерке» спектакля по роману Уильяма Фолкнера «Когда я умирала», а в конце сезона — «Ни одна душа не знает, что мы делаем, что мы думаем, кто мы такие» с Евгенией Симоновой, Михаилом Филипповым и Татьяной Орловой в главных ролях. Постановка по пьесе австрийского писателя и драматурга Томаса Бернхарда «На покой» и для режиссера, и для актеров станет самым камерным спектаклем с самым длинным названием. Во второй половине сезона ждем «Дикарку» драматургического тандема Островского — Соловьева в постановке Юрия Иоффе и вампиловского «Старшего сына», переосмысленного Анатолием Шульевым, где Сарафанова сыграет Игорь Костолевский, а Нину — Полина Лазарева.
Идя навстречу зрителям, для которых суббота и воскресенье — дни рабочие, маяковцы в качестве эксперимента перенесли свой выходной с понедельника на вторник. Ремонт в театре, о котором говорят уже не первый год, снова отложен, так что играть они будут в родных стенах. А кроме того, освоят и новую площадку: в рамках программы «Мой район» один из самых популярных и успешных спектаклей театра «Изгнание / Мой друг Фредди Меркьюри» будет идти на сцене культурного центра ЗИЛ.
РАМТ
Нынешний сезон для Российского академического молодежного театра — предъюбилейный, 99-й — обещает быть весьма насыщенным. Худрук РАМТА Алексей Бородин приступает к репетициям сразу двух спектаклей для Большой сцены. «Горе от ума» станет попыткой наладить контакт сегодняшних молодых бунтарей с героями Грибоедова; а «Душа моя, Павел» по мотивам романа Алексея Варламова (над инсценировкой работает молодой драматург Полина Бабушкина) — осмыслением дня сегодняшнего с позиции тех, чья молодость пришлась на 80-е, начало конца советской эпохи. Продолжится многолетнее сотрудничество театра с британским драматургом сэром Томом Стоппардом: он передал Бородину свою новую, во многом автобиографичную пьесу «Леопольдштадт». Над переводом сейчас колдует Аркадий Островский. Алексей Бородин приступит к работе весной, а премьера, вероятно, состоится уже в юбилейном сезоне.
Главный режиссер театра Егор Перегудов в январе представит первую работу в этом качестве — версию пьесы У. Шекспира «Ромео и Джульетта» в переводе О. Сороки. В ролях великих влюбленных — Анастасия Волынская и Денис Фомин. Французский режиссер Ален Маратра продолжит репетировать комедию своего выдающегося соотечественника Пьера де Мариво «Двойное непостоянство». Зимой Александр Коручеков начнет работу над спектаклем по роману Стивенсона «Остров сокровищ». А вот главреж Вахтанговского театра Юрий Бутусов, выразивший желание поработать с рамтовской труппой, пока находится в поиске темы.
На других площадках, а их в театре три — Маленькая сцена, Черная и Белая комнаты, тоже будет что посмотреть. Цикл воплощений пушкинских «Повестей Белкина» продолжат «Метель» Александра Хухлина, «Гробовщик» Павла Артемьева, «Выстрел» Егора Равинского и «Барышня-крестьянка» Кирилла Вытоптова. Олег Долин выпустит «Цветы запоздалые» Чехова, а Галина Зальцман — сценическую версию повести Тода Штрассера «Волна» (совместный проект с Еврейским музеем и центром толерантности).
В юбилейном сезоне РАМТ решил представить публике лучшее из наследия его предшественников — театров, которые раньше занимали это здание. Владимир Мирзоев, Александр Пономарев и Владимир Богатырев приступают к репетициям пьес, некогда входивших в репертуар МХАТа Второго и Центрального детского театра.