Умер историк Игорь Яковлевич Фроянов
5 декабря на 85-м году жизни скончался советский и российский историк, доктор исторических наук (1976), профессор (1979), декан исторического факультета Санкт-Петербургского государственного университета (в 1982-2001), специалист по социально-политической истории Древнерусского государства Игорь Яковлевич Фроянов. Он родился 22 июня 1936 года в Армавире Краснодарского края. После прохождения военной службы в 1955—1958 годах поступил на историко-филологический факультет Ставропольского педагогического института. В 1963 году, окончив обучение в институте, решил поступать в аспирантуру в Москву к А.А. Зимину, известному исследователю Средневековой Руси, но из-за проблем с наличием мест принял решение ехать в Ленинград. С 1963 года обучался в аспирантуре исторического факультета Ленинградского государственного университета (научный руководитель — декан факультета и заведующий кафедрой истории СССР профессор В.В. Мавродин).
В 1966 году защитил кандидатскую диссертацию «Зависимые люди Древней Руси (челядь, холопы, данники, смерды)» (официальные оппоненты А.А. Зимин и А.И. Копанев), в 1973 году — докторскую диссертацию «Киевская Русь. Главные черты социального и политического строя» (официальные оппоненты Н.Е. Носов, Л.В. Черепнин и И.П. Шаскольский). Работа Фроянова увидела свет только спустя три года, когда после множества корректировок Высшая аттестационная комиссия всё же утвердила диссертацию учёного. В 1976 году Фроянову была присуждена степень доктора исторических наук, а в 1979 году — присвоено профессорское звание. Основатель научной школы. В числе его учеников — А.Ю. Дворниченко, А.В. Майоров, Ю.В. Кривошеев, А.В. Петров, В.В. Пузанов.
С 1982 по 2001 год — декан исторического факультета, а с 1983 по 2003 год — заведующий кафедрой русской истории (до 1991 года — кафедра истории СССР). Председатель диссертационного совета СПбГУ по специальностям «отечественная история», «всеобщая история (Древний мир, Средние века, Новое и Новейшее время) и историография», «источниковедение и методы исторического исследования». Общественно-политическая позиция и кадровая политика Фроянова вызвали протест части профессорско-преподавательского состава исторического факультета СПбГУ. 137 российских учёных и деятелей культуры опубликовали в «Вестнике Санкт-Петербургского университета» письмо-обращение к ректору университета Людмиле Вербицкой, в котором утверждали, что результатом деятельности Фроянова является глубокий кризис на возглавляемом им историческом факультете. Авторы обвиняли Фроянова в изоляции истфака с целью сохранения личной власти и изгнании неугодных сотрудников. В письме говорилось, что «на связи с мировой наукой положен негласный запрет… патриотизм подменён ксенофобией и антисемитизмом. Налицо стремление превратить процесс преподавания в политическую агитацию». В апреле 2001 года Фроянов был снят с поста декана исторического факультета, 26 июня 2003 года — с поста заведующего кафедрой русской истории. Диссертационный совет под его руководством был ликвидирован.
В свою очередь, доктор исторических наук, профессор Михаил Флоринский, сотрудник факультета, возглавлявшегося Фрояновым, обвинил «либерально-масонские СМИ» в «травле учёного», а ряд членов Союза писателей России подписал коллективное обращение к учёному совету университета с просьбой отменить решение об отставке историка, где связал это решение с «тотальной войной», которую «западники, либеральные интеллигенты… кормящиеся из западных источников силы» объявили «всей русской истории, нашим достояниям и победам». Ряд источников называет И.Я. Фроянова сторонником идей почвенничества, антисемитизма и сталинизма.
В последние годы Фроянов продолжал научную и преподавательскую работу на факультете, занимался также общественной деятельностью. В 2013 году был в числе выступивших за перенос в запасники Третьяковской галереи картины И.Е. Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», поскольку полотно создаёт «эффект ложной „психологической достоверности“, буквально запечатлевая в памяти тысяч и тысяч посетителей Третьяковской галереи /…/ клевету на Россию и её историю». Был доверенным лицом кандидата в президенты России от КПРФ Павла Грудинина. Являлся одним из сторонников существования в Киевской Руси единой древнерусской народности. Положительно оценивал опричнину, учреждённую Иваном Грозным. По его мнению, это явление своими корнями восходит к эпохе правления правления Ивана III, "когда Запад развязал идеологическую войну против России, забросив на русскую почву семена опаснейшей ереси, подрывающей основы православной веры, апостольской церкви и, стало быть, зарождающегося самодержавия".
Автор многих научных статей и книг, в том числе монографий "Киевская Русь. Очерки социально-экономической истории" (1974), "Киевская Русь. Очерки социально-политической истории" (1980), "Становление и развитие раннеклассовых обществ" (1986), "Города-государства Древней Руси" (1988), "Киевская Русь. Очерки отечественной историографии" (1990), "Мятежный Новгород : очерки истории государственности, социальной и политической борьбы конца IX — начала XIII столетия" (1992), "Древняя Русь. Опыт исследования истории социальной и политической борьбы" (1995), "Рабство и данничество у восточных славян" (1996), "Былинная история: (Работы разных лет)" (1997), "Октябрь семнадцатого (глядя из настоящего)" (1997), "Киевская Русь. Главные черты социально-экономического строя" (1999), "Начало христианства на Руси" (2003), "Погружение в бездну (Россия на исходе XX века)" (1999), "Начала Русской истории. Избранное" (2001), "Загадка крещения Руси" (2007), "Драма русской истории: На путях к Опричнине" (2007), "Уроки Красного Октября" (2007), "На путях к Опричнине" (2008), "Молитва за Россию. Публицистика разных лет" (2008), "Грозная опричнина" (2009), "Зависимые люди Древней Руси : челядь, холопы, данники, смерды" (2010), "Древняя Русь IX—XIII веков. Народные движения. Княжеская и вечевая власть" (2012) и др.
Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy
- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky
- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky
В 1966 году защитил кандидатскую диссертацию «Зависимые люди Древней Руси (челядь, холопы, данники, смерды)» (официальные оппоненты А.А. Зимин и А.И. Копанев), в 1973 году — докторскую диссертацию «Киевская Русь. Главные черты социального и политического строя» (официальные оппоненты Н.Е. Носов, Л.В. Черепнин и И.П. Шаскольский). Работа Фроянова увидела свет только спустя три года, когда после множества корректировок Высшая аттестационная комиссия всё же утвердила диссертацию учёного. В 1976 году Фроянову была присуждена степень доктора исторических наук, а в 1979 году — присвоено профессорское звание. Основатель научной школы. В числе его учеников — А.Ю. Дворниченко, А.В. Майоров, Ю.В. Кривошеев, А.В. Петров, В.В. Пузанов.
С 1982 по 2001 год — декан исторического факультета, а с 1983 по 2003 год — заведующий кафедрой русской истории (до 1991 года — кафедра истории СССР). Председатель диссертационного совета СПбГУ по специальностям «отечественная история», «всеобщая история (Древний мир, Средние века, Новое и Новейшее время) и историография», «источниковедение и методы исторического исследования». Общественно-политическая позиция и кадровая политика Фроянова вызвали протест части профессорско-преподавательского состава исторического факультета СПбГУ. 137 российских учёных и деятелей культуры опубликовали в «Вестнике Санкт-Петербургского университета» письмо-обращение к ректору университета Людмиле Вербицкой, в котором утверждали, что результатом деятельности Фроянова является глубокий кризис на возглавляемом им историческом факультете. Авторы обвиняли Фроянова в изоляции истфака с целью сохранения личной власти и изгнании неугодных сотрудников. В письме говорилось, что «на связи с мировой наукой положен негласный запрет… патриотизм подменён ксенофобией и антисемитизмом. Налицо стремление превратить процесс преподавания в политическую агитацию». В апреле 2001 года Фроянов был снят с поста декана исторического факультета, 26 июня 2003 года — с поста заведующего кафедрой русской истории. Диссертационный совет под его руководством был ликвидирован.
В свою очередь, доктор исторических наук, профессор Михаил Флоринский, сотрудник факультета, возглавлявшегося Фрояновым, обвинил «либерально-масонские СМИ» в «травле учёного», а ряд членов Союза писателей России подписал коллективное обращение к учёному совету университета с просьбой отменить решение об отставке историка, где связал это решение с «тотальной войной», которую «западники, либеральные интеллигенты… кормящиеся из западных источников силы» объявили «всей русской истории, нашим достояниям и победам». Ряд источников называет И.Я. Фроянова сторонником идей почвенничества, антисемитизма и сталинизма.
В последние годы Фроянов продолжал научную и преподавательскую работу на факультете, занимался также общественной деятельностью. В 2013 году был в числе выступивших за перенос в запасники Третьяковской галереи картины И.Е. Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», поскольку полотно создаёт «эффект ложной „психологической достоверности“, буквально запечатлевая в памяти тысяч и тысяч посетителей Третьяковской галереи /…/ клевету на Россию и её историю». Был доверенным лицом кандидата в президенты России от КПРФ Павла Грудинина. Являлся одним из сторонников существования в Киевской Руси единой древнерусской народности. Положительно оценивал опричнину, учреждённую Иваном Грозным. По его мнению, это явление своими корнями восходит к эпохе правления правления Ивана III, "когда Запад развязал идеологическую войну против России, забросив на русскую почву семена опаснейшей ереси, подрывающей основы православной веры, апостольской церкви и, стало быть, зарождающегося самодержавия".
Автор многих научных статей и книг, в том числе монографий "Киевская Русь. Очерки социально-экономической истории" (1974), "Киевская Русь. Очерки социально-политической истории" (1980), "Становление и развитие раннеклассовых обществ" (1986), "Города-государства Древней Руси" (1988), "Киевская Русь. Очерки отечественной историографии" (1990), "Мятежный Новгород : очерки истории государственности, социальной и политической борьбы конца IX — начала XIII столетия" (1992), "Древняя Русь. Опыт исследования истории социальной и политической борьбы" (1995), "Рабство и данничество у восточных славян" (1996), "Былинная история: (Работы разных лет)" (1997), "Октябрь семнадцатого (глядя из настоящего)" (1997), "Киевская Русь. Главные черты социально-экономического строя" (1999), "Начало христианства на Руси" (2003), "Погружение в бездну (Россия на исходе XX века)" (1999), "Начала Русской истории. Избранное" (2001), "Загадка крещения Руси" (2007), "Драма русской истории: На путях к Опричнине" (2007), "Уроки Красного Октября" (2007), "На путях к Опричнине" (2008), "Молитва за Россию. Публицистика разных лет" (2008), "Грозная опричнина" (2009), "Зависимые люди Древней Руси : челядь, холопы, данники, смерды" (2010), "Древняя Русь IX—XIII веков. Народные движения. Княжеская и вечевая власть" (2012) и др.
Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy
- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky
- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky