Кенозерье: один на один с ликами на «небесах».
Кенозерье: один на один с ликами на «небесах».
ВЛАДИМИР СТАНУЛЕВИЧ, 1 августа 2019, 11:56 — REGNUM
В Кенозерье стоял пасмурный, беспросветный сентябрь. Поклонившись церкви в деревне Погост, мы с подростком, моим сыном Мишей, брели под дождем к музею Национального парка. Дирекция отдала под него деревенский амбар, не являющийся шедевром архитектуры. Ожидания, усугублявшиеся дождем, были без приятных неожиданностей. К амбару вел мостик через пруд, и мы, припомнив крестьянскую мифологию, могли бы догадаться, что переправа символизирует переход в другое пространство. Но романтике мешал дождь и сбивал с необычной волны. Да еще связка ключей нашего поводыря вышла из повиновения и спрятала единственный нужный ключ. Но вот дверь открылась, амбарные внутренности осветились. Мы попали в позапрошлый век! Все внутри оказалось крестьянским миром, во всем его множестве сторон. Вот обеденный стол, комод, тарелки, чугунки, горшки, самовар — это для насущных потребностей желудка. Вот лодка-долбленка — орудие крестьянского промысла, позволявшего на Севере с трудом сводить концы с концами. Посреди этой повседневности и борьбы за существование, в круге света, возвышались доски нескольких «небес» кенозерских часовен и большой крест. Вот что было в центре крестьянского мира — не зерно, не промысел, не скотина, а Бог и надежда на Его помощь в жизни на грани. Небеса неярко, как в часовнях, светились ликами — когда молитвы не на миру, а один на один. Да, перейдя мостик, мы оказались в другом измерении.
Нам, даже воцерковленным, не дано понять жителей Кенозерья позапрошлого века, шепчущих, глядя на «небеса», молитвы в своих часовенках. Для этого надо быть с Природой и Богом без наших бытовых жизненных подпорок — один на один, с открытой душой и голыми руками. Мы всего лишь можем догадываться…
Примечания:
- Т. М. Кольцова. Живопись Кенозерья. В сборнике: «Небеса ручной работы. Расписные потолки и иконы из храмов Кенозерского национального парка». М. 2010. С.112−122
- И. Ю. Спажева. К вопросу об источниках иконографии некоторых кенозерских «небес» последней четверти XIX века. В сборнике: «Кенозерские чтения — 2009. Этнокультурный ландшафт Кенозерья: междисциплинарное исследование на пересечении естественных и гуманитарных наук». Архангельск. 2011. С.381−387
Читайте ранее в этом сюжете: Архангельский порт, колыбель русского флота. Путешествия по Русскому Северу