Не откладывай мечту на завтра
Пребывание в Японии убедило Наталью, что сможет работать в любой стране.
Несколько лет назад журналисты "Магнитогорского металла" активно рассказывали о магнитогорцах, сделавших карьеру в Москве: Марине Дайновец, Анне Терёхиной, Тимуре Хабатулине. Список можно продолжить людьми, творчески реализовавшимися за границей. Член Союза фотохудожников России Наталья Дуплинская несколько лет живёт в Париже. Магнитогорцы могут помнить голос телеведущей в новостных выпусках радио "Люкс", публикации в газетах.
В феврале 2000 года с сотрудниками ГИБДД, сопровождавшими гуманитарный груз, она побывала в Аргуне. За путевой очерк "Чечня-2000" Наталья получила первое место на областном журналистском конкурсе. В 2015 году стала третьей на международном фотоконкурсе Best International Child & Family Photographers в номинации "Портрет года". Сама Наталья военную командировку геройством не считает, престижные награды во всевозможных конкурсах едва упоминает.
Разговор с землячкой по скайпу продолжался не один час. Живёт она ярко, интересно, задорно, будто пьёт родниковую воду большими глотками. И главное - не откладывает свою мечту на завтра.
- Никогда не думала, что стану гуманитарием, в школе всегда компилировала сочинения, - отвечает Наталья на вопрос о начале творческого пути. - Для самой было сюрпризом, что стала журналистом. Помог случай. Очень хотелось попасть на фестиваль "Арт-платформа". Его руководитель Леонид Голицин поставил условие - пропустит на концерт, если напишу о музыкальном событии. Когда прочёл, удивился, видимо, понравилось. Второй раз взяться за перо также вынудил случай. Подруга журналист Дарья Долинина опаздывала на пресс-конференцию с музыкантом. Пришлось самой брать интервью. Помню, обратилась к музыканту: "О чём бы вас спросить?" "Ну, спросите о чём-нибудь", - парировал гастролёр. Сделав первые шаги в журналистике, уяснила, что могу разговорить людей.
Окончание школы совпало с тяжёлыми 90-ми. Устроилась секретарём в компанию, производившую полиэтилен. Одновременно поступила учиться на программиста. Вскоре поняла - не моё, бросила, поступила в пединститут, проучилась год и ушла. Словом, дипломов магнитогорских вузов у меня нет, но всё же пять лет проработала журналистом сначала в "Русском доме", потом на радио "Люкс". В Аргун отправилась втайне от родителей, чтобы не переживали. На войну меня провожала сестра Ольга. Ребята, с которыми познакомилась в командировке, в июне 2000 года прибыли в город грузом "200".
Потом случилась любовь и разрыв отношений. Чтобы справиться с сердечными страданиями, отправилась в Москву, устроилась в газету "Жизнь". Пыталась сеять разумное, доброе, вечное: рассказывала об изобретателях, бабушках-автостопщицах, помогала собрать деньги на лечение актёра Михаила Волонтира. Но "жёлтой" прессе требовались сенсации: допустим, рассказ, как бабушка, выпав из окна многоэтажки, отправилась в магазин за кошачьим кормом. Через месяц работы с такой журналистикой "завязала". Подала документы на факультет журналистики МГУ, прошла творческий конкурс, а вот основные экзамены сдавать поленилась.
- Однако у периферийного журналиста дух захватывает от вузов, в которых вы постигали профессию: высшие курсы сценаристов, режиссеров, драматургов во ВГИКЕ, Институт журналистики и литературного творчества.
- Пожалела, что не стала поступать на журналистику и выбрала платную учёбу в творческом вузе. Разочаровалась и перевелась в Институт журналистики и литературного творчества. Отучилась, сдала госэкзамены, но так и не написала диплом - лень-матушка. Потом подалась во ВГИК на сценарные курсы. Обучение было бесплатное. Попала на курс к Валентину Ежову - сценаристу фильмов "Баллада о солдате" и "Белое солнце пустыни". На втором курсе Валентин Иванович умер, доучивались у Рустама Ибрагимбекова. После сценарных курсов поступила на режиссёрские, в группу Владимира Тумаева и Владимира Меньшова. Учёба разочаровала: практических занятий на киноплощадке не было, с нами не делились опытом, не было встреч с режиссерами, сценаристами, так что творческому человеку, реши он снимать фильм, пришлось бы начинать с нуля. Занимались тем, что писали множество "неживых", не воплощенных в кино диалогов. Курсы окончила, но нет у меня ни хорошего сценария, ни снятого фильма.
Чтобы понять, как сценарий перевоплощается в кадр, купила продвинутую "мыльницу" и с помощью сокурсника "пролезла" на "Мосфильм". Со словами "возьмите девочку на работу" стучалась во все двери. Повезло, взяли помощником режиссёра в группу, которая через три дня отправлялась на съёмку в Калугу. Помощник режиссёра - это "хлопушка". Заболела ассистент режиссёра и, кроме своих обязанностей, пришлось выполнять её работу: патронировать актёров, режиссёра, оператора, а по ночам заполнять монтажные листы. Работала круглосуточно, а платили - как грузчику, хватало лишь на оплату съёмной комнаты. Хорошо, что в командировке кормили.
На "мыльницу" щёлкала рабочие моменты киносъёмок. Опытный оператор иногда давал советы, критиковал, хвалил. В основном снимала портреты друзей, позже несколько фотографий послала на конкурс. Удивилась, когда снимки попали в число номинантов и экспонировались на выставке в Питере.
После окончания киносъёмок вновь пришлось искать работу. Оказалась в фирме, занимающейся электроникой. Для выпуска интернет-каталогов требовался фотограф для макросъёмок. Понятия не имела, как фотографировать предметы размером пять на пять миллиметров, но сказала: "О`кей!", изучила Интернет, купила необходимое оборудование и приступила к студийным съёмкам. Макросъёмка - скучное занятие. Занялась поиском своего фотожанра. Друзья уверяли, что лучше всего мне удаются портреты. Фотографировала много, но всё даром. Сестра посоветовала брать за работу деньги. С того времени фотография стала профессией.
- Вы побывали в 30-ти странах мира. Каким ветром занесло в Страну восходящего солнца?
- На профессиональном форуме прочла объявление о приёме фотографа в японскую студию. Прилагался целый список требований и ограничений. Сочинила хорошее, подробное письмо, а не сухое резюме. Пригласили на собеседование и приняли на работу в фотостудию Хиросимы. Хозяин фирмы организовывал дорогой фотосалон для состоятельных клиентов. Приехала со своими фотоаппаратами Nikon и Canon. У японцев такая же техника - ничего нового. Страна очень дорогая, зарплаты невысокие, люди живут достаточно скромно. Роботы чай не разносят, хотя роботизация высокая, например, система выдачи велосипедов или поезда без машинистов. А в фотостудии работают по-старинке.
Бизнес в корне отличается от нашего: японцы не замотивированы работать творчески. Сняла как-то лирический кадр: жених, облачённый в кимоно, созерцает озеро. Босс заявил, мол, зачем со спины - не купят. Ответила, что подарю жениху "снимок с настроением". В России люди доверяют фотографу, разделяют его творческий подход к кадру.
Поразило безумное количество жизненных правил. В отелях и кафе развешены памятки с правилами приветствий: градусы наклона разные в зависимости от статуса человека.
Начальнику кланяются ниже, чем, допустим, родне или другу. По числу ограничений для женщин Япония схожа с мусульманской страной. Для замужних запрещены красные губы, красный маникюр, ношение коротких юбок и откровенное декольте - всё это считается вульгарным. К иноземцам отношение лояльное. Однако во время съёмок венчания и для фотографа предусмотрен дресс-код: костюм. Найти одежду на мою фигуру было невозможно. Проблему решили, подобрав из прокатной одежды фотостудии огромный мужской пиджак.
Ограничения и правила строго выполняются. В России молодой, умный, амбициозный может сделать головокружительную карьеру. В Японии подобное просто невозможно, хотя они большие трудяги. К высокой должности идут шаг за шагом, мечта стать боссом может осуществиться лишь к 60-ти годам. Потому, наверное, японцы много пьют.
Из Хиросимы через месяц вернулась в Москву: с боссом случился инсульт, а сын отказался от идеи фотостудии. Поездка в Японию убедила, если уж там, объясняясь на пальцах, смогла работать, то выживу в любой стране.
Продолжение следует.