Поиск города

Ничего не найдено
Бабаево Бабушкин Бавлы Багратионовск Байкальск Баймак Бакал Баксан Балабаново Балаково Балахна Балашиха Балашов Балей Балтийск Барабинск Барнаул Барыш Батайск Бахчисарай Бежецк Белая Калитва Белая Холуница Белгород Белебей Белёв Белинский Белово БелогорскАмурская область БелогорскКрым Белозерск Белокуриха Беломорск Белорецк Белореченск Белоусово Белоярский Белый Бердск Березники БерёзовскийКемеровская область БерёзовскийСвердловская область Беслан Бийск Бикин Билибино Биробиджан Бирск Бирюсинск Бирюч БлаговещенскАмурская область БлаговещенскБашкортостан Благодарный Бобров Богданович Богородицк Богородск Боготол Богучар Бодайбо Бокситогорск Болгар Бологое Болотное Болохово Болхов Большой Камень Бор Борзя Борисоглебск Боровичи Боровск Бородино Братск Бронницы Брянск Бугульма Бугуруслан Будённовск Бузулук Буинск Буй Буйнакск Бутурлиновка
Кадников Казань Калач Калач-на-Дону Калачинск Калининград Калининск Калтан Калуга Калязин Камбарка Каменка Каменногорск Каменск-Уральский Каменск-Шахтинский Камень-на-Оби Камешково Камызяк Камышин Камышлов Канаш Кандалакша Канск Карабаново Карабаш Карабулак Карасук Карачаевск Карачев Каргат Каргополь Карпинск Карталы Касимов Касли Каспийск Катав-Ивановск Катайск Качканар Кашин Кашира Кедровый Кемерово Кемь Керчь Кизел Кизилюрт Кизляр Кимовск Кимры Кингисепп Кинель Кинешма Киреевск Киренск Киржач Кириллов Кириши КировКалужская область КировКировская область Кировград Кирово-Чепецк КировскЛенинградская область КировскМурманская область Кирс Кирсанов Киселёвск Кисловодск Климовск Клин Клинцы Княгинино Ковдор Ковров Ковылкино Когалым Кодинск Козельск Козловка Козьмодемьянск Кола Кологрив Коломна Колпашево Колпино Кольчугино Коммунар Комсомольск Комсомольск-на-Амуре Конаково Кондопога Кондрово Константиновск Копейск Кораблино Кореновск Коркино Королёв Короча Корсаков Коряжма Костерёво Костомукша Кострома Котельники Котельниково Котельнич Котлас Котово Котовск Кохма Красавино КрасноармейскМосковская область КрасноармейскСаратовская область Красновишерск Красногорск Краснодар Красное Село Краснозаводск КраснознаменскКалининградская область КраснознаменскМосковская область Краснокаменск Краснокамск Красноперекопск КраснослободскВолгоградская область КраснослободскМордовия Краснотурьинск Красноуральск Красноуфимск Красноярск Красный Кут Красный Сулин Красный Холм Кремёнки Кронштадт Кропоткин Крымск Кстово Кубинка Кувандык Кувшиново Кудымкар Кузнецк Куйбышев Кулебаки Кумертау Кунгур Купино Курган Курганинск Курильск Курлово Куровское Курск Куртамыш Курчатов Куса Кушва Кызыл Кыштым Кяхта
Набережные Челны Навашино Наволоки Надым Назарово Назрань Называевск Нальчик Нариманов Наро-Фоминск Нарткала Нарьян-Мар Находка Невель Невельск Невинномысск Невьянск Нелидово Неман Нерехта Нерчинск Нерюнгри Нестеров Нефтегорск Нефтекамск Нефтекумск Нефтеюганск Нея Нижневартовск Нижнекамск Нижнеудинск Нижние Серги Нижний Ломов Нижний Новгород Нижний Тагил Нижняя Салда Нижняя Тура Николаевск Николаевск-на-Амуре НикольскВологодская область НикольскПензенская область Никольское Новая Ладога Новая Ляля Новоалександровск Новоалтайск Новоаннинский Нововоронеж Новодвинск Новозыбков Новокубанск Новокузнецк Новокуйбышевск Новомичуринск Новомосковск Новопавловск Новоржев Новороссийск Новосибирск Новосиль Новосокольники Новотроицк Новоузенск Новоульяновск Новоуральск Новохопёрск Новочебоксарск Новочеркасск Новошахтинск Новый Оскол Новый Уренгой Ногинск Нолинск Норильск Ноябрьск Нурлат Нытва Нюрба Нягань Нязепетровск Няндома
Саки Салават Салаир Салехард Сальск Самара Санкт-Петербург Саранск Сарапул Саратов Саров Сасово Сатка Сафоново Саяногорск Саянск Светлогорск Светлоград Светлый Светогорск Свирск Свободный Себеж Севастополь Северо-Курильск Северобайкальск Северодвинск Североморск Североуральск Северск Севск Сегежа Сельцо Семёнов Семикаракорск Семилуки Сенгилей Серафимович Сергач Сергиев Посад Сердобск Серов Серпухов Сертолово Сестрорецк Сибай Сим Симферополь Сковородино Скопин Славгород Славск Славянск-на-Кубани Сланцы Слободской Слюдянка Смоленск Снежинск Снежногорск Собинка СоветскКалининградская область СоветскКировская область СоветскТульская область Советская Гавань Советский Сокол Солигалич Соликамск Солнечногорск Соль-Илецк Сольвычегодск Сольцы Сорочинск Сорск Сортавала Сосенский Сосновка Сосновоборск Сосновый Бор Сосногорск Сочи Спас-Деменск Спас-Клепики Спасск Спасск-Дальний Спасск-Рязанский Среднеколымск Среднеуральск Сретенск Ставрополь Старая Купавна Старая Русса Старица Стародуб Старый Крым Старый Оскол Стерлитамак Стрежевой Строитель Струнино Ступино Суворов Судак Суджа Судогда Суздаль Суоярви Сураж Сургут Суровикино Сурск Сусуман Сухиничи Сухой Лог Сызрань Сыктывкар Сысерть Сычёвка Сясьстрой

С.В. Жарникова. У ног САХа

0 865

С.В. Жарникова. У ног САХа


Когда мы говорим о северо-восточноевропейских возвышенностях, входящих в систему широтных поднятий, делящих реки на текущие к северу и текущие к югу, во II векеКлавдием Птолемеем названных Гиперборейскими, мы должны отчетливо представлять себе, что это весьма многочисленные географические объекты. Судите сами.

 

С.В. Жарникова. У ног САХа

 

На Кольском полуострове и в Карелии это:

Пахты,
Хибины,
Кандалакшские горы,
Колвицкие горы,
Терские Кейвы,
Кейвы,
Дивья,
Муромская гора,
Белая Гора,
Земляные горы,
Земной пояс (Манселькя).
От Карелии до Мезени:
Беломорские,
Летние,
Шемоховские,
Ветренный пояс,
Кийская сопка,
Поклонная,
Мани-горы,
Пермогорье,
Гиманская гора,
Дятловы горы,
Жары,
Красная гора,
Пильи Горы,
Кульйские горы,
Зимние Горы,
Орлецкие горы,
Андомская гора,
Турьи горы,
Святые Горы,
Синие Горы,
Лов-гора,
Канинский Камень.
И на востоке:
Карповский Камень,
Осминский,
Лялинский Камень,
Нарадо-Итвинский кряж,
Хребет Неро-Хой,
Харнес,
Хара,
Хараяга,
Чувальский Камень,
Убышкин Камень,
Тулямский Камень,
Шудинский,
Когринский,
Золотой,
Железный Камень,
Кваркуш,
Печорский Камень,
Денежкин Камень,
Цепины Горы,
Хайминский Камень,
Вятский Увал,
Сибирские горы (Земной камень),
Пай-Хой,
Шемаханские горы,
Брусяные горы,
Пармы.
И это еще не весь список названий.

 

 

Именно на широтах этих возвышенностей помещал Клавдий Птомелей во II веке н.э. Рипейские, Гиперборейские или Алаунские горы, аналогичные священным горам Меру и Хара арийской древности. Он писал: «Внутри Сарматии живут алаунские скифы, они составляют ветвь сильных сарматов и называются алаунянами».

 

Здесь имеет смысл обратиться к описанию ландшафтов Вологодской губернии, сделанному в 1890 году Н.А. Иваницким: «По южной границе губернии тянется так называемая Урало-Алаунская гряда, захватывающая уезды Усть-Усольский, Никольский, Тотемский, Вологодский и Грязовецкий. Это не горы, а отлогие холмы или плоские возвышенности, служащие водоразделом двинской и волжской систем».

 

Надо полагать, что вологодские крестьяне, называвшие эти возвышенности (как их отцы, деды и прадеды) Алаунскими горами, в основной своей массе Птолемея не читали и едва ли подозревали о такой древности этого названия. Сообщение Н.А. Иваницкого подтверждается и данными 1909 года («Материалы для оценки земель Вологодской губернии, Тотемский уезд), где отмечается, что «на водораздельном участке высоты достигают 100-120 сажень и входят в состав гряды, носившей прежде название Алауно-Уральской или Шемахинской». Интересно и то, что на востоке Вологодской губернии в Никольском уезде все горы вообще носили название Шемахинские.

 

Здесь, конечно, можно было бы предположить, что это название — Шемахинские или Шемаханские горы — принесено с Кавказа, где еще в первых веках нашей эры существовало Шемаханское княжество. Но археологические исследования уже давно подтвердили, что именно через побережье Кавказа шло продвижение воинственных индоевропейских всадников на юг, в Переднюю и Малую Азию. И следы этого продвижения остались не только в виде археологических находок (оружия, керамики, украшений), но и в географических названиях по пути их следования. Так Х.И. Алишина отмечает, что:«Данные ономастики при строго научном подходе относятся к числу важных и надежных источников для установления этнического состава населения в древности и для выяснения его движения. Топонимы во многих случаях являются единственными дошедшими до нас языковыми фактами, характерными для древнейшего населения данной территории».

 

Известно, что в середине II тыс. до н.э. в Ассинском ущелье (современная Чеченская республика) жили люди, оставившие подкурганные захоронения с бронзовыми украшениями. Орнаменты, там выбитые пунсоном на диадемах, бляшках, браслетах, совершенно идентичны тем, что до сих пор ткутся и вышиваются женщинами на Русском Севере. А истоки этих орнаментов уходят в глубины тысячелетий, и известны уже в палеолите Русской равнины.

 

Кстати, древнейшие костные останки домашнего (одомашненного) коня найдены на Среднем Урале (поселение Давлеканово) в слоях рубежа 6 — 5 тыс. до н.э.

 

Так вот, на территории современной Чеченской республики, население которой называет себя вайнахами (т.е. вайнаками — воинами), есть населенный пункт Аргун, который находится рядом с рекой Аргун, в месте ее ответвления от реки Сунжи. Но на территории Вологодской области, а точнее Вологодской губернии, в Никольском уезде (где все горы назывались Шемахинскими) есть река Аргуновка, на которой стоит село Аргуново. Сама река Аргуновка является притоком реки Сунжи. А.П.Дульзон считал, что «сохранение старых названий на территории возможно только при условии, что старое население целиком или в значительной своей части остается на этой своей старой территории, обеспечивая тем самым преемственность в передаче топономастики, хотя бы оно само (население) и претерпело полную этнографическую транформацию и в том числе полную смену языка».

 

Заметим, что село Аргуново на реке Аргуновке, притоке реки Сунжи, находится в районе Северных Увалов или Шемаханских гор — Рипейских или Гиперборейских гор древности. Кроме того, есть Аргунский хребет в Забайкалье на границе с Монголией. Здесь также течет река Аргунь и есть населенные пункты Аргун и Аргунск. Есть река Аргут, приток реки Катуни, на Алтае (на границе с Китаем). И, наконец, на самом юге Хабаровского края, в бассейне реки Уссури, между реками Кия и Хор, рядом со Святогорьем, есть населенный пункт Аргунское (граница с Китаем).

 

Так отмечены продвижения на юг и на восток индоевропейских всадников еще в эпоху бронзы, то есть в III — II тысячелетиях до нашей эры. Кстати, чеченские Сунжа, Сулак, Ардон имеют дельту у Каспийского моря, т.е. в его низменной береговой линии. А это прямой путь в Азербайджан. Кроме того, в Вологодской губернии (по данным конца ХIХ века) на картах были отмечены такие реки:

Унжа,
Кунжа,
еще одна Сунжа,
Сулла,
Сулак.
Исходя из всего этого, мы можем утверждать определённо, что именно северо-восточноевропейские Шемахинские (Шемаханские) горы первичны, а кавказская «Шемаха» — вторична. Доказательством тому является также широкая распространенность названий такого типа по всей протяженности северо-восточноевропейских возвышенностей:

 

от Шемахинских гор на крайнем востоке до Шемоховских гор на крайнем западе,
рек Шемокса (приток Северной Двины), Шемакса (приток Северной Двины), Шамокша (в Ладейнопольском районе Ленинградской области),
и, наконец, села Шомокша рядом с «Орионовым» Кожозером в Онежском районе Архангельской области.
Поскольку мы неоднократно убеждались в полной правомочности использования санскрита для объяснения географических названий Русского Севера, используя его, получаем:

 

ша — на санскрите это вечный покой, рай, счастье,
мокша — избавление, освобождение, окончательное спасение души;
акс — достигать, наполнять, проникать, глаз;
шама — спокойствие, мир владение чувствами.
Заметим, что в своём «Археометре» маркиз Сент-Ив ДАльвейдер указывал на то, что термин «ШеМаХ» — это своего рода «знак начала, краеугольного камня». Возможно, из этого смысла произведено и древнее название Шемахинских гор — Гиперборейских гор древних эллинов и Птолемея, как основных, первых, изначальных. Именно таковыми считал их и выдающийся советский геоморфолог Ю.А.Мещеряков, который в своем основополагающем труде «Рельеф СССР» указывал на то, что более высокие возвышенности Среднерусская и Приволжская «возникли лишь в новейшее время, когда Северные Увалы уже существовали и были водоразделом бассейнов Северных и Южных морей». Он считал субширотные поднятия севера Восточной Европы чрезвычайно древними и подчеркивал, что еще в каменноугольном периоде, когда на месте будущего Урала плескалось древнее море, Северные Увалы (Шемаханские горы – С.Ж.) уже были горами.

 

Карта из «Рельефа СССР» Ю.А.Мещерякова (Каменноугольный период)

 

Карта из «Рельефа СССР» Ю.А.Мещерякова (Каменноугольный период)

В этом контексте имеет смысл припомнить, что как в древнеиранской, так и в древнеиндийской традиции утверждалось, что при сотворении мира самыми первыми были созданы хребты Меру, протянувшиеся по всему северу Земли с запада на восток, а все остальные горы Земли выросли из них потом (в индийской традиции), и что первыми из всех гор земли были созданы горы Хара Беризайти, тоже протянувшиеся по всему северу с запада на восток (в иранской традиции). Таким образом, Шемаханские (или Шемахинские) горы – это действительно «первые, изначальные, краеугольные, основополагающие» горы.

 

А так как уже в глубокой индоиранской древности утверждалось, что за этими «изначальными горами» находится «обитель Света» и «место спасения душ», неудивительны и такие названия как:

 

«Шамокша» от «ша» — «рай, покой» и «мокша» — «спасение, примирение, освобождение души»;
«Шемокса» — «божественные небо и земля, освобождающие душу».

=0=0=

С.В. Жарникова. Кто Вы, дети Эллады?


Все, кто хоть раз был в Греции, на вопрос о том, на вопрос о том, как выглядят местные жители, отвечают одинаково: «типичные средиземноморцы». И, кажется, что так было всегда. И двести, и пятьсот, и тысячу, и пять тысяч лет назад. Однако, древние эллины, судя по всему, были совсем не похожи на своих далеких потомков. И оснований утверждать это – больше чем достаточно.

 

С.В. Жарникова. Кто Вы, дети Эллады

 

Начнем с того, что древние греки (и ахейцы, и дорийцы) входили в так называемую индоевропейскую языковую общность, в которой к началу V тыс. до н.э. прослеживаются два диалектичных единства:

1. Германо-балтско-славянско-индоиранско-армяно-греческая общность.
2. Хетско-тохарско-италийско-кельтско-фригийская общность.

 

Первая диалектная зона сохранялась до конца IV тыс. до н.э., когда из неё выделился индоиранский язык. Причем, многие лингвисты считают, что славянские языки фактами своего строя сближаются, прежде всего, с индоиранским, древнегреческим (гомеровским) и древнеармянским языками, что свидетельствует об изначальной общности их этнической территории. Но где же находилась эта древнейшая Прародина, ведь до рубежа IVтысячелетия до н.э. носителей индоевропейских языков на территории Греции, Франции, Италии, Британии, большей части Западной Европы, Индии и Ирана – не было? Вопрос о том, где же находилась прародина индоевропейских народов стоит перед наукой уже более200 лет.

 

Предполагавшиеся в разное время в качестве прародины: Индия, склоны Гималаев, Центральная Азия, азиатские степи, Месопотамия, Ближний или Средний Восток, Армянское нагорье, территории от Западной Франции до Урала, от Рейна до Дона, черноморско-каспийские степи, степи от Рейна до Гиндукуша, районы между Средиземноморьем и Алтаем, Западная Европа — в настоящее время по тем или иным причинам большинством исследователей отвергается.

 

Среди многочисленных вариантов местонахождения древнейшей индоевропейской прародины ещё в XIX в. О. Шпигелем была предложена территория Восточной Европы между 45 градусом и 69 градусом с.ш. О севере Восточной Европы как индоевропейской прародине писал в 1912 году Кнауэр, подчеркивавший, что река Волга была восточной границей этой прародины. И, наконец, в середине XX в. А. Шерер вновь вернулся к мысли о том, что древнейшая прародина находилась на землях Восточной Европы, которые ещё долго оставались местообитанием различных индоевропейских племен после распада их общности на рубеже IV — III тыс. до н.э.

 

Одними из древнейших источников, базируясь на которых ученые считали возможным предполагать северо-восточноевропейскую прародину индоевропейцев, являются Ригведа, Авеста и древнеарийский эпос Махабхарата.

 

Выдающийся индийский исследователь конца XIX – начала XX веков Б.Г. Тилак соотносил время создания гимнов Ригведы с арктической прародиной и датировал их VI — IV тыс. до н.э. В это время все характерные внешностные признаки жителей этих приарктических широт уже давно сложились. Вот как описывает своих героев эпос Махабхарата: (Халарама — брат Кришны) «белый, как молоко коровы, как серебро, как лотоса корень, как лепесток жасмина», богатыри, как правило, лотосоволосый, глаза Кришны сравниваются с «цветами льна», да и сам Творец Вселенной описывается как «лотосоголубоокий, русобородый, золотоволосый (или льноволосый) всех существ Предок». Но вот, что писал в 1911 году М. Ломберг о русских северянах: «Поморки летнего берега (Белого моря — С.Ж.) совсем не похожи на крестьянок: светлые блондинки, высокие, стройные, легкие, с тонкими, миловидными чертами лица, они кажутся переодетыми аристократками». Поморки Летнего берега, как и подавляющее большинство коренного населения Русского Севера, относятся к представителям малой балтийской расы (точнее балтийской которая, как считают антропологи, уже сформировалась к концу последнего Валдайского (или Рисс-Вюрмского) оледенения, т.е. к X тыс. до н.э.

 

Исследователи считают возможным говорить об огромной важности в естественном отборе геногеографических факторов. Так на «на уровне биогеоценотическом на живое вещество начинают действовать космические излучения, планетные постоянные, круговорот химических элементов в земной коре». И поэтому у представителей различных рас отмечается «разная иммунологическая реактивность организма, что связано с приуроченностью разных адаптивных реакций к различным в климатическом, ландшафтном, медикогеографическом отношении районам. В науке широко обсуждается гипотеза о том, что именно благодаря специфическому климату последнего оледенения, население севера Восточной Европы приобрело свои отличительные особенности – светловолосость, светлоглазость, светлокожесть, высокий рост и т.д. Так В.П. и Т.И. Алексеевы считали, что комплекс арктических адаптаций сложился в эпоху верхнего палеолита, т.е. в Валдайскую эпоху, еще задолго до Х тыс. до н.э. Признаки эти, перечисленные выше, достаточно специфические, если учесть, что, все-таки, подавляющее большинство населения планеты Земля – темноволосые и темноглазые люди.

 

Ну, а что же древние греки, как они сами описывали себя и своих богов?

 

Начнем с гомеровской «Илиады» — одного из древнейших памятников литературы Эллады. Уже в первой песне поэмы говориться о «русых кудрях Пелида», а Афина названа «светлоокой». В гимне «К Аполлону Делосскому» Гера – «белокурая», а в гимне «К Аполлону Пифийскому» прославляется «Фебова матерь, Лето златокудрая».

 

В гимне «К Афродите» богиня говорит своему возлюбленному-троянцу Анхизу:
«Больше всего меж людей походили
всегда на бессмертных
Люди из вашего рода осанкой и видом прекрасным.
Там златокудрого некогда Зевс
Ганимеда похитил
Ради его красоты…
Так и Тифона к себе увлекла
златотронная Эос —
Тоже из вашего рода и видом подобного богу».

 

В гимне «К Деметре» говориться о девушках, у которых «развевались волосы над плечами, подобные цвету шафрана», а сама богиня:

«Сбросила старость и вся красотою обвеялась вечной
Запах чудесный вокруг разлился от одежд благовонных,
И по плечам золотые рассыпались волосым».

 

Богини в Гомеровских гимнах, как правило, светлоокие. Светлоокая Афина. Светлоокая Семела – мать Диониса. Афродита. А Селена названа святой, белокурой богиней.

 

Идут века, и вот уже в конце IV начале III в. до н.э. другой поэт – Каллимах вновь воспевают богов в следующих строках «К Аполлону»:

«Фебово сердце смеялось, когда приспели впервые
Сроки Корнейских торжеств и в кругу белокурых ливиек
Начали пляс, доспехи надев, браноносные мужи».
«И супругу Кефала, Дейонова сына, избрала
Встарь белокурую ты, госпожа».
(«К Артемиде»).

 

«О белокурая, в путь, дщери Пеласговы, в путь!
Гребень златой не забудьте, дабы она расчесала
Локон, пригладив волну ясно светящих кудрей.
Выйди, Афина! Смотри, каково твое ополченье –
Чистые девушки все, кровь же Арестора в них».
(«На омоложение Паллады»).

 

Прошло еще почти четыре столетия, и вот уже Лукиан в своих «Разговорах богов», говорит о рожденной из головы Зевса Афине, что «она настоящая красавица, а глаза у неё серовато-голубые». О серовато-голубых глазах Афины речь идет и в «Суде Париса».

 

Так в чем же дело? Почему же столь устойчив в древнейших гимнах Эллады этот «северный» тип красоты, не характерный для современного населения Греции?

 

Быть может, ответ на этот вопрос мы сможем получить в орфических гимнах, сохранивших многие черты ещё догомеровской поэзии?

 

Хотя орфические гимны были достаточно поздними по своему происхождению, однако они отличаются глубоко архаическими чертами, уходящими во II тыс. до н.э., в критско-микенскую эпоху. Так о чем же поведали нам поэты-орфики V — IV вв. до н.э.?

 

Вот один из орфических гимнов, обращенный «К Титанам:

«О Титаны, о чада прекрасные Геи с Ураном,
Наших отцов прародители, вы кто под толщей земною
В Тартара доме, во глубях подземных теперь поселились,
Вы, о исток и начало всего, что смерти подвластно, —
Многострадальных существ, наземных, морских и пернатых,
Ибо от вас происходит все то, что рождается в мире
Вас умоляю – от нас отдалите вы гнев вредоносный,
Ежели нашему дому пошлют его мертвые предки».

 

Итак, поэты-орфики называют титанов прародителями своих отцов, т.е. предками. И здесь смысл обратиться к выводам, сделанным одним из самых выдающихся ученых конца XVIIIвека Жаном Сильвеном Байи. Его называли трижды бессмертным, так как он был академиком трех академий, что в науке факт достаточно редкий. Жан Сильвен Байи привел в одном из своих знаменитых Писем к Вольтеру свидетельство Ферекида (одного из семи мудрецов древности) о том, что гиперборейцы происходили из рода Титанов, а Гиперборея – легендарная страна титанов: «Атланты, вышедшие с острова в Ледовитом море, определенно есть гиперборейцы – жители некоего острова, о котором столько поведали нам греки», — пишет Байи. Он подчеркивает, что греки именем Атланта называли земную ось, то есть Полярную звезду, под которой находилась Атлантида, и, ссылаясь на Плутарха, говорит о том, что «остров Огигия, сиречь Атлантида удален от Англии в сторону заката лета на расстояние пяти дней плавания… Вам известно, сударь, что во всех странах нашего полушария, закат лета происходит к северу: стало быть, вот вам и местонахождение острова Огигии, сиречь Атлантиды, достаточно ясно определенное на севере Европы. Близ сего острова находятся еще три других. Оными четырьмя островами могут быть Исландия, Гренландия, Шпицберген и Новая Земля, либо неизвестные, более удаленные и ныне ставшие из-за льдов недоступными острова».

 

Мы думаем, что никто сегодня не будет обвинять французского академика XVIII века в попытке апологетики русской истории. Но, тем не менее, именно Жан Сильвен Байи в 80-х годах XVIII века пишет следующие строки: «Основа греческого богословия берет свое начало от атлантов». Именно там, как говорили сами греки, появились на свет боги. Одновременно там кроется и источник египетской мифологии».

 

Историк Диодор рассказал нам о том, что «сыновья Атланта были руководителями многих народов, что греки почитали за честь быть их отпрысками. Сей народ атлантов, стало быть, им предшествовал; он есть отец всех прочих, родоначальник жизни, бытия, как и установлений, мифов и историй. Видите, как все начинается с него: тут и искусства с ремеслами, и письмо, тут и возведенные города, начатки астрономии, правосудие». ПозжеБайи, обращаясь к Вольтеру, восклицает:
«Избавимся, сударь, от наших старых предрассудков. Греки наставляли нас, их сочинения совершенствовали наше красноречие и поэзию, их историки, их ораторы, их поэты составляют предмет наших занятий и наших услад, но они вовсе не были учителями всего мира. Они не просвещали Азию, куда порой отправлялись сами за знаниями; они вовсе не приносили свое наречие на Север. Как раз Север и заселил Европу и Азию».

 

Байи так же отсылает нас к сообщению Плутарха о земле, населённой греками, «где Солнце в летний месяц лишь час скрыто за горизонтом, и сию столь короткую ночь освещают сумерки». Он пишет: «Лучше, чем это астрономическое обстоятельство, и не обозначить климат Севера», и прямо указывает, что «сии мнимые противоположные острова, населенные греческими народами, где солнце на протяжении месяца покоится за горизонтом едва час, могут быть только Московской Лапландией, севером Финляндии, где почти схожие дни, где г-н Идман отыскал реликты греческого языка».

 

Стоит отметить, что о прародине эллинов на севере Восточной Европы свидетельствуют не только дренегреческие предания, но и древнейшие тексты. Согласно книге «Самхита» Варахамихиры (VI в. н.э.), на юго-западе живут «явана» – а это греки, люди с женоподобными лицами, а это тюрки». Но на севере по «Самхите» живут обладатели луков, а затем «ямуна», то есть разновидность греков и далее «плосконосые люди» (вероятно, финно-угры, отличительной чертой которых является малая высота лица и слабое выступание носа, что характерно для них с глубокой древности). Причем в комментарии к «Самхите» указано, что в одном из вариантов текста северные греки называются не «ямуна», а «явана», как и живущие на юго–западе.

 

Стоит особо подчеркнуть, что сам этноним «явана», которым индийцы называли греков, переводится с санскрита как «ячменные» или «ячменееды». Но ячмень – самый северный из злаковых хлебов. Это «растение длинного светового дня» (по Л.С. Бергу), которому в естественных условиях для нормальной вегетации необходимо не менее 18 — 20 часов облучения рассеянным солнечным светом. Такие условия отсутствуют южнее 56 градусов с.ш. Из чего следует, что в диком виде ячмень южнее 56 градусов с.ш. расти не мог. Даже в конце XIX – начале XX вв. наивысшие урожаи ячменя (причем практически без всякой агротехники) получали именно на европейском севере России в Мезенском (80 ц/га), Холмогорском (150 ц/га), Онежском (86 ц/га), Усть-Сысольском (86 ц/га) уездах. Таким образом получить наименование «явана» — «ячменные» эллины могли только на крайнем севере Восточной Европы, где находилась в древности родина дикого, а затем и культурного, ячменя.

 

Судя посему, отмеченные многими древнегреческими авторами родство и дружба между гипербореями и эллинами восходит еще к их совместному обитанию на приполярной (гиперборейской) прародине. Географические параметры её определяются 69 — 56 с.ш. На юге она ограничивается дугой возвышенностей — горы Хара и Меру индоиранской мифологии, Гиперборейские или Рипейские горы древнегреческих и древнеримских авторов — состоящей из гор Приполярного Урала, Тиманского кряжа, Северных Увалов, возвышенностей Карелии, Скандинавии и Кольского полуострова.

 

Данная локализация Гипербореи подтверждается тем, что на территории Восточной Европы есть только одно место, где направление преобладающих воздушных масс зимой четко ориентировано с северо-востока на юго-запад. Это мощный воздушный поток, рождающийся над Карским морем. Прорываясь сквозь Карские Ворота, скользя вдоль западной оконечности Приполярного Урала и огибая Северные Увалы, он проносится по Русской равнине. Этот ветер (норд-ост), который не проникает за Северные Увалы (Гиперборейские горы древних авторов), и есть «тот самый северо-восточный ветер, который неизменно упоминается в связи и Гипербореями, Рипейскими горами и всем кругом околорипейских проблем». Имеет смысл вспомнить, что сам термин «Гиперборея» значит – «выше Борея», «над Бореем», а Клавдий Птолемей в своём «Географическом руководстве» параграф 5 даёт координаты Гиперборейских гор на севере Европы (в современной градусной сетке) на 63 — 64 с.ш., т.е. на широте Северных Увалов.

 

Говоря сегодня о приполярной прародине индоевропейцев, мы должны подчеркнуть, что именно в севернорусской народной культуре сохранились такие элементы, которые архаичнее не только древнегреческих, но даже и зафиксированных в Ригведе и Авесте. В связи с северной прародиной эллинов стоит вспомнить, что название севернорусского города Каргополь возводят к древнегреческому «карг-о-полис» — «корабельная пристань», что именно архаическая каргопольская игрушка сохранила образ кентавра – человекоконя («Полкана»). Именно каргопольские игрушки, «напоминающие изделия людей каменного века», абсолютно идентичны и по форме, и в деталях, и в стилистике своей геометрической росписи архаической греческой пластике. Можно сравнить с ними терракотовую статуэтку сидящей богини из Беотии VI в. до н.э. (Брюссель. Королевский музей искусства и истории) и «Пахаря» из Беотии (конец VII – начало VI в до н.э., Париж, Лувр).

 

Вспомним о том, что один из городов Трои носил название Кемь, то же самое, что и город Кемь на северо-западе России. Здесь же, на европейском севере, в тех местах, что знамениты своими урожаями ячменя (80 ц/га), стоит город Мезень и течет река Мезень. Именно на Мезени практически до начала XX века прялки декорировались очень своеобразной геометризованной росписью в три цвета: охра, чёрный и красный. Известный исследователь русского народного искусства В.С. Воронов в 1924 г. отмечал, что «орнаментация мезенских прялок сохраняет в себе формальные отражения очень древнего времени: указанный узор можно решительно сопоставить с греческой орнаментикой так называемого стиля Дипилон». Прялки же на Русском Севере достаточно долго выполняли функцию надмогильного знака и поэтому сохранили в своем образном строе следы глубокой архаики. Дипилонские вазы также были связаны с похоронной обрядностью, и поэтому на них всегда чередование полос с орнаментом (меандрами, квадратами, треугольниками, свастиками, косыми крестами) и полос с животными и птицами (тонконогие кони, олени, водоплавающие птицы) носит однообразный характер. Исследователи считают, что эти росписи выполняли функции «апотропейона», т.е. отвращали зло, а геометрические орнаментальные комплексы являлись магическими знаками. Таким образом, все изображения Дипилона идут от архетипа. Именно благодаря своей архетипической сущности дипилонские вазы сохранили то, что обычно называют «примитивными росписями». На самом деле такой изобразительный ход был строго соблюдаемым правилом, наследием далеких предков. Но если мы обратимся к мезенским прялкам XIX века, созданным безвестными севернорусскими крестьянами, то на них мы встретили такие же полосы с изображения тонконогих оленей, коней и водоплавающих птиц, чередующиеся с полосами с полосами орнамента абсолютно идентичного дипилонскому. Причем, архаический ковровый геометрический севернорусский орнамент несет в себе все инварианты древнего орнаментального комплекса VI — II тыс. до н.э.

 

Так что же случилось? Что заставило светловолосых и голубоглазых северян, а именно таковыми судя по древнегреческим гимнам были первопоселенцы в Элладе, отправиться в столь далекое путешествие далеко на юг?

 

И здесь мы вновь должны обратиться к древнеарийскому эпосу Махабхарата, последним событием которого была чудовищная битва на Куруполе в 3102 году до н.э. (по нашей современной хронологии). Именно тогда (на рубеже IV — III тыс. до н.э.) совершенно неожиданно рождаются такие исторические феномены как:

— первые династии древнего Египта и Месопотамии (3100 — 3000 г. до н.э.);

— протоиндская культура (3000 — 2800 г. до н.э.);

— северокитайская неолитическая культура в бассейне реки Хуанхэ, анализируя памятники которой шведский археолог И. Андерсон в начале 20-х годов XX века предположил её связь с западными культурами и её «некитайское происхождение», а Л.С. Васильев позже обратил внимание на то, что «в бассейне Хуанхэ представлен, о сути дела, тот же самый комплекс достижений развитого неолита, который встречается в бассейне Нила, Инда, Тигра и Ефрата»;

— на территории Западной Европы появляются первые индоевропейцы и рождается цивилизация острова Крит.

 

С Крита, согласно древнегреческой мифологии, Аполлон Гиперборейский привел первых жрецов в Элладу. Как пишет Роберт Грейвс «именно от критян в наследство эллинам остались священная музыка, ритуалы, танцы и календарь». И еще самые древние, священные для жителей Эллады, изображения божественных юношей и девушек. «Они были воплощением красоты, очарования, молодости, здоровья силы и выражением божественного начала», — как говорит о них М.В. Алпатов. Статуи девушек именовались «корами» и они сохранились в большом количестве только на Афинском Акрополе. Эти юные женщины со светлыми волосами, с расписными лицами, в одежде, покрытой украшениями, с таинственной улыбкой и приветливым видом, были изображениями божественных праматерей эллинов. Ну а статуи молодых мужчин ставились по всей Греции в общественных местах и особенно вблизи храмов. Они воплощали в себе божественных праотцов и назывались «куросами» или «кауросами».

 

И здесь нам придется вновь обратиться к древнеарийскому эпосу Махабхарата, которые рассказывает о северной прародине арьев — стране «Уттара-Куру» (Северный Куру) и о двух братьях-островитянах Куру и Нале, родоначальниках Кауравов – героев древнего эпоса. Надо заметить, что острова Кур и Наль существуют на Русском Севере до сих пор, на них стоит родина М.В. Ломоносова – город Холмогоры. Еще в начале XX в. в Куростровской церкви священником А. Грандилевским была найдена и опубликована запись легенды о двух братьях Куре и Нале – родоначальниках великого народа «чуди белоглазой» (т.е. светлоглазой). Заметим, что в орфическом гимне «Афродите Ликийской» её называют «Курафродитой», а о Куретах – жрецах Зевса Критского говорится:

«Первыми вы учредили меж смертных свершение таинств,
Вы, о куреты бессмертные, вы, кто в доспехах Арея,
Вы, божества-пестуны, но вы и губители тоже.
……….. куреты, владыки, … отроки вышнего Зевса!
Душ пестуны, невидимки, вовеки живущие духи,
Вас близнецами небесными боги зовут на Олимпе».

 

Заслуживает самого пристального внимания то, что в орфическом гимне куреты «одеты в доспехи Арея», то есть они жрецы и войны одновременно, Но в древнеарийском эпосе Кауравы — войны и жрецы одновременно, а священным животным войнов был, как известно, конь. В древнегреческой мифологии коню отведено достаточно места. Это и крылатый Пегас, и коне-лебеди Аполлона, и зооморфная ипостась Посейдона. Но только в русской сказочной традиции сохранился такой архаический образ волшебного коня, как Сивка-Бурка Вещий Каурка. В начале XX века маркиз Сент — Ив ДАльвейдер писал:

«Когда Филипп Македонский с мягкой иронией парировал спесь послов Пелопонеса, спросив: а сколько среди вас настоящих греков?», он с невинным видом преподал им маленький урок истории, ибо лучше их знал, что «журавли» или тотемисты журавля, были кельто-славяне, жители Эпира, сама же античная Греция была заселена славянами и пеласгами до нашествия революционеров-торговцев из Азии… Какой-нибудь этрусский ларт, вроде Нумы, тоже мог быть сказать левантинцам Тибра: а сколь среди вас настоящих итальянцев? Действительно, настоящими греками были балканские славяне; настоящими итальянцами были кельто-славяне, спустившиеся с опять же, с гор западных и восточных Альп. Все они были частью огромной конфедерации пеласгов Харакалы, а до неё Рамы Моисея и брахманов, Вакха греко-латинян, а ещё раньше – первого цикла патриархов».

 

Он говорит об «орфической славянской прото-Греции, союзе кельто-славянских и пела-гических федераций, восходящих к патриархальной церкви, которую Ману и Моисей называют Куш и Рама». Создателей этой патриархальной церкви Сент-Ив ДАльвейдр называет «патриархами белой расы Северного полюса…. восстановителями рек, морей, затопленных земель, укротителями животного мира и дикой природы, мудрыми жрецами, военными инженерами, землепашцами и основателями городов, каких больше не видели».

=0=0=

Жарникова Светлана Васильевна. Биография


Светлана Васильевна Жарникова (27 декабря 1945, Владивосток — 26 ноября 2015, Санкт-Петербург) — советский и российский этнограф и искусствовед. Кандидат исторических наук. Действительный член Русского географического общества.

 

Жарникова Светлана Васильевна. Биография

 

Биография

Родилась в семье военнослужащего.

 

В 1970 году закончила факультет теории и истории изобразительного искусства Института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина в Ленинграде.

 

После окончания института работала в Анапе и Краснодаре.

 

В 1978—2002 годах жила и работала в Вологде. В 1978—1990 годах — научный сотрудник Вологодского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. В 1990—2002 годах — научный сотрудник, затем заместитель директора по научной работе Вологодского научно-методического центра культуры. Преподавала в Вологодском областном институте повышения квалификации педагогических кадров и в Вологодском государственном педагогическом институте.

 

С 1984 по 1988 годы обучалась в аспирантуре Института этнографии имени Н. Н. Миклухо-Маклая АН СССР, где защитила диссертацию на соискание учёной степени кандидата исторических наук по теме «Архаические мотивы севернорусской орнаментики (к вопросу о возможных праславянско-индоиранских параллелях)» (специальность 07.00.07 — этнография).

 

В 2001 году стала членом Международного клуба учёных (неакадемическая организация с либеральными условиями для вступления).

 

В 2003 года переехала из Вологды в Санкт-Петербург.

 

Скончалась утром 26 ноября 2015 года в кардиологическом центре Алмазова города Санкт-Петербург. Похоронена в Шексне, рядом с супругом — архитектором Германом Ивановичем Виноградовым.

 

Основной круг научных интересов — арктическая прародина индоевропейцев, ведические истоки северорусской народной культуры, архаические корни северорусского орнамента, санскритские корни в топо- и гидронимии Русского Севера, обряды и обрядовый фольклор, семантика народного костюма.

 

Критика

C. В. Жарникова являлась сторонницей неакадемической арктической гипотезы, в настоящее время не признаваемой учёными всего мира (за исключением небольшого их количества, преимущественно из Индии). Вслед за Н. Р. Гусевой она повторяла тезис о близком родстве славянских языков и санскрита и настаивала на том, что прародина ариев (индоевропейцев) лежала на Русском Севере, где якобы располагалась легендарная гора Меру. Подтверждением этой гипотезы С. В. Жарникова считала якобы имеющееся особое сходство санскрита с севернорусскими говорами.

 

Кроме того Жарникова при помощи санскрита объясняла большое количество топонимов на территории России, даже тех, происхождение которых давно установлено и никак не связано с санскритом. Топонимист А. Л. Шилов, критикуя трактовку Жарниковой этимологии гидронимов, происхождение которых ещё не установлено, писал: «…может быть, признание „темных“ названий принципиально неопределимыми все же лучше, чем объявление их санскритскими, как это делается с иными гидронимами Русского Севера — Двина, Сухона, Кубена, Стрига [Кузнецов 1991; Жарникова 1996]»

 

Библиография

  • Восточнославянское языческое верховное божество и следы его культа в орнаментике северорусских женских головных уборов // Всесоюзная сессия по итогам полевых этнографических исследований 198



Ардон

Фанат о потасовке с бойцом Царукяном: я бухал весь день, спровоцировал его


Все города России от А до Я

Загрузка...

Moscow.media

Читайте также

В тренде на этой неделе

Фанат о потасовке с бойцом Царукяном: я бухал весь день, спровоцировал его

Борис Джанаев принял участие в открытии Всероссийской ярмарки трудоустройства в Северной Осетии

Новости Северной Осетии — Алании

Фанат объяснил, почему провоцировал российского бойца UFC перед выходом в октагон

Эксперт рассказала, как правильно выбрать одежду для спортзала

Фанат о потасовке с бойцом Царукяном: я бухал весь день, спровоцировал его

РМОУ презентовал издательский проект «Притяжение Сочи» на форуме «Мы вместе. Спорт»


В Северной Осетии сотрудники Госавтоинспекции Ардонского района организовали профилактическое мероприятие «Яркий велосипед»

Фанат о потасовке с бойцом Царукяном: я бухал весь день, спровоцировал его

МЕНЯЙЛО: СИЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА НЕ БЫВАЕТ БЕЗ СИЛЬНОГО ЛИДЕРА

Успех Мария Прохорец на легкоатлетической дорожке


В Северной Осетии открыли дорожный сезон

Фанат о потасовке с бойцом Царукяном: я бухал весь день, спровоцировал его

С. ОСЕТИЯ. Во Владикавказе бывшие бойцы ЧВК «Вагнер» избили двух инспекторов ДПС, дежуривших у ГАИ

Успех Мария Прохорец на легкоатлетической дорожке


Глава Северной Осетии — Алании Сергей Меняйло
Северная Осетия — Алания

Сергей Меняйло принял участие в церемонии открытия памятника Руслану Комаеву


Частные объявления в Ардоне



Загрузка...
Персональные новости
Григорий Лепс

Лоза о ситуации с Лепсом и фанаткой: он повел себя вспыльчиво и импульсивно



Новости последнего часа со всей страны в непрерывном режиме 24/7 — здесь и сейчас с возможностью самостоятельной быстрой публикации интересных "живых" материалов из Вашего города и региона. Все новости, как они есть — честно, оперативно, без купюр.




Ардон на Russian.city


News-Life — паблик новостей в календарном формате на основе технологичной новостной информационно-поисковой системы с элементами искусственного интеллекта, тематического отбора и возможностью мгновенной публикации авторского контента в режиме Free Public. News-Life — ваши новости сегодня и сейчас. Опубликовать свою новость в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь.


© News-Life — оперативные новости с мест событий по всей России (ежеминутное обновление, авторский контент, мгновенная публикация) с архивом и поиском по городам и регионам при помощи современных инженерных решений и алгоритмов от NL, с использованием технологических элементов самообучающегося "искусственного интеллекта" при информационной ресурсной поддержке международной веб-группы 123ru.net в партнёрстве с сайтом SportsWeek.org и проектами: "Love", News24, "My Love", Ru24.pro, Russia24.pro и др.

Лоза посоветовал Серову задуматься после концерта в полупустом зале

Иностранный бизнесмен Совада подал иск против Тимати в размере 7 млн рублей

Неприятности для Ивлеевой: блогеру светит уголовное дело за слова об армии

Бывшая возлюбленная Тимати сообщила о новом романе


Теннисист Рублев разбил ракетку после поражения на турнире в Барселоне

Финалисты «Мастерса» в Монте‑Карло опередили Рублева в рейтинге ATP

Рыбакина о смене гражданства: «Я никому ничего не доказываю. В меня поверил Казахстан, чему я очень рада»

Прямая трансляция первого матча Елены Рыбакиной на турнире в Штутгарте


Cyprus Closed Chess Championship names winners

Danielle Serdachny scores OT goal to lift Canada to 6-5 win over US in women’s hockey world final

Men’s volleyball: Long Beach sweeps UCI for Big West title; top seeds win in MIVA tourney

Life On The Green: Jack Nicklaus, golf legends impart wealth of wisdom in Ann Liguori’s new book