Религия Ахеменидов 14
Дарий II (424-404)
Артаксеркс I стал первым Ахеменидом, женатым на неиранке. О его семье нам известно из сообщений Ктесия, служившего лейб-медиком при персидском дворе. Главной женой Артаксеркса была персиянка Дамаспия, от которой родился Ксеркс II. Другим браком он был женат на вавилонянке Космартидене, которая родила ему Оха (Дария II). Дочерью вавилонской наложницы была Парисатида (др.-перс. Porušātiš «Много-радостная»), впоследствии вступившая с Дарием II в близкородственный брак.
После смерти Артаксеркса I на персидский престол вступил его старший сын и законный наследник Ксеркс II, однако спустя всего лишь 45 дней он был убит заговорщиками. Власть захватил его сводный брат, сын вавилонской наложницы Согдиан (или Секудиан). Через несколько месяцев и он был свергнут и убит своим сводным братом Охом, бывшим до того сатрапом Гиркании, который вступил на персидский престол под именем Дария II.
Дарий II жил в основном в Вавилоне и Сузах. В последнем городе были обнаружены две его надписи (одна только на персидском языке, другая – на персидском и аккадском), сделанные на основаниях колонн. В первой из них (D2Sa) царь обращается за защитой к Ахурамазде «вместе с богами», во второй (D2Sc) – к одному Ахурамазде. Также к одному Ахурамазде он обращается в надписи по-персидски на золотой пластинке (D2Ha), предположительно происходящей из Хамадана.
По всей видимости, в правление Дария II в персидскую религию был введён храмовый и иконический культ Анахиты. Главным свидетельством об этом является сообщение Плутарха (пользовавшегося древними источниками) о том, что ко времени вступления на престол преемника Дария II Артаксеркса II в Пасаргадах существовал храм «богини войны»: «Вскоре по кончине Дария царь уехал в Пасаргады, где персидским жрецам надлежало совершить над ним царские обряды. Там стоит храм богини войны, которую можно бы уподобить Афине. Тот, над которым совершаются обряды, вступает в храм, слагает свою одежду и надевает ту, которую носил древний Кир, прежде нежели соделался царем; затем он ест меру сухой смоквы, заедает фисташками и выпивает чашу кислого молока»[1] (Жизнь Артаксеркса, 3.1-2) (перевод С.Ю. Дестуниса).
Кроме того, Тацит, рассказывая о посольствах, которые в правление Тиберия для подтверждения своих привилегий отправили в Рим храмы малоазийских городов, сообщает, что жители Гиерокесарии в Лидии утверждали, «что их храм Дианы Персидской был освящён царём Киром» (Анналы, 3.62). «Дианой Персидской» римляне называли Анахиту, как греки называли её «Персидской Артемидой». Храм Анахиты в Гиерокесарии известен по множеству источников. Античные монеты этого города несут на себе её изображение. Киром, освятившим храм Анахиты в Гиерокесарии, мог быть только сын Дария II Кир Младший, который в 407 г. до н.э. был назначен отцом сатрапом Лидии.
Как мы говорили ранее, до того времени персидская религия не имела храмов и священных изображений. Образцом для нового культа Анахиты очевидно послужил культ Иштар, с которым Дарий II и его сестра-жена Парисатида должны были быть хорошо знакомы через своих вавилонских матерей. Об этом свидетельствуют, в частности, черты воинственности, чуждые авестийской Арэдви Суре Анахите, но свойственные Иштар. Иконография нового культа также сложилась под вавилонским влиянием. Из района Анапы происходит цилиндрическая печать IV в. до н.э., изготовленная, по всей видимости, для какого-то персидского сатрапа в Малой Азии. Она представляет персидского монарха в молитвенной позе перед богиней, изображённой в традиционном для Иштар виде – стоящей в нимбе из лучей на спине у льва.
Культ образов просуществовал в зороастризме примерно до VI в. н.э., когда он был окончательно упразднён Сасанидами.
Артаксеркс I стал первым Ахеменидом, женатым на неиранке. О его семье нам известно из сообщений Ктесия, служившего лейб-медиком при персидском дворе. Главной женой Артаксеркса была персиянка Дамаспия, от которой родился Ксеркс II. Другим браком он был женат на вавилонянке Космартидене, которая родила ему Оха (Дария II). Дочерью вавилонской наложницы была Парисатида (др.-перс. Porušātiš «Много-радостная»), впоследствии вступившая с Дарием II в близкородственный брак.
После смерти Артаксеркса I на персидский престол вступил его старший сын и законный наследник Ксеркс II, однако спустя всего лишь 45 дней он был убит заговорщиками. Власть захватил его сводный брат, сын вавилонской наложницы Согдиан (или Секудиан). Через несколько месяцев и он был свергнут и убит своим сводным братом Охом, бывшим до того сатрапом Гиркании, который вступил на персидский престол под именем Дария II.
Дарий II жил в основном в Вавилоне и Сузах. В последнем городе были обнаружены две его надписи (одна только на персидском языке, другая – на персидском и аккадском), сделанные на основаниях колонн. В первой из них (D2Sa) царь обращается за защитой к Ахурамазде «вместе с богами», во второй (D2Sc) – к одному Ахурамазде. Также к одному Ахурамазде он обращается в надписи по-персидски на золотой пластинке (D2Ha), предположительно происходящей из Хамадана.
По всей видимости, в правление Дария II в персидскую религию был введён храмовый и иконический культ Анахиты. Главным свидетельством об этом является сообщение Плутарха (пользовавшегося древними источниками) о том, что ко времени вступления на престол преемника Дария II Артаксеркса II в Пасаргадах существовал храм «богини войны»: «Вскоре по кончине Дария царь уехал в Пасаргады, где персидским жрецам надлежало совершить над ним царские обряды. Там стоит храм богини войны, которую можно бы уподобить Афине. Тот, над которым совершаются обряды, вступает в храм, слагает свою одежду и надевает ту, которую носил древний Кир, прежде нежели соделался царем; затем он ест меру сухой смоквы, заедает фисташками и выпивает чашу кислого молока»[1] (Жизнь Артаксеркса, 3.1-2) (перевод С.Ю. Дестуниса).
Кроме того, Тацит, рассказывая о посольствах, которые в правление Тиберия для подтверждения своих привилегий отправили в Рим храмы малоазийских городов, сообщает, что жители Гиерокесарии в Лидии утверждали, «что их храм Дианы Персидской был освящён царём Киром» (Анналы, 3.62). «Дианой Персидской» римляне называли Анахиту, как греки называли её «Персидской Артемидой». Храм Анахиты в Гиерокесарии известен по множеству источников. Античные монеты этого города несут на себе её изображение. Киром, освятившим храм Анахиты в Гиерокесарии, мог быть только сын Дария II Кир Младший, который в 407 г. до н.э. был назначен отцом сатрапом Лидии.
Монета Гиерокесарии 117-138 гг. н.э. с изображением Артемиды и надписью «Персидская» на лицевой стороне и изображением алтаря огня на обратной стороне.
Как мы говорили ранее, до того времени персидская религия не имела храмов и священных изображений. Образцом для нового культа Анахиты очевидно послужил культ Иштар, с которым Дарий II и его сестра-жена Парисатида должны были быть хорошо знакомы через своих вавилонских матерей. Об этом свидетельствуют, в частности, черты воинственности, чуждые авестийской Арэдви Суре Анахите, но свойственные Иштар. Иконография нового культа также сложилась под вавилонским влиянием. Из района Анапы происходит цилиндрическая печать IV в. до н.э., изготовленная, по всей видимости, для какого-то персидского сатрапа в Малой Азии. Она представляет персидского монарха в молитвенной позе перед богиней, изображённой в традиционном для Иштар виде – стоящей в нимбе из лучей на спине у льва.
Культ образов просуществовал в зороастризме примерно до VI в. н.э., когда он был окончательно упразднён Сасанидами.
[1] Ὀλίγῳ δ᾽ ὕστερον ἢ τελευτῆσαι Δαρεῖον ἐξήλασεν εἰς Πασαργάδας ὁ βασιλεύς, ὅπως τελεσθείη τὴν βασιλικὴν τελετὴν ὑπὸ τῶν ἐν Πέρσαις ἱερέων, ἔστι δὲ θεᾶς πολεμικῆς ἱερόν, ἣν Ἀθηνᾶν ἂν τις εἰκάσειεν. εἰς τοῦτο δεῖ τὸν τελούμενον παρελθόντα τὴν μὲν ἰδίαν ἀποθέσθαι στολήν, ἀναλαβεῖν δὲ ἣν Κῦρος ὁ παλαιὸς ἐφόρει πρὶν ἢ βασιλεὺς γενέσθαι, καὶ σύκων παλάθης ἐμφαγόντα τερμίνθου κατατραγεῖν καὶ ποτήριον ἐκπιεῖν ὀξυγάλακτος.