Проблемы духовного воспитания в Российской армии: исторический аспект
Обращаясь к нашему историческому прошлому, следует помнить о том, что как бы хорошо ни была устроена, снабжена и обучена армия, как бы она ни была многочисленна, её можно признать способной побеждать лишь тогда, когда её личный состав удовлетворяет моральным, нравственным, интеллектуальным и физическим требованиям. В идеале военнослужащий должен обладать непоколебимой преданностью Родине и военному делу, верностью воинскому долгу, дисциплиной, самостоятельностью, инициативой, находчивостью, склонностью к теснейшему служебному товариществу, а главное, беззаветным мужеством, храбростью, твердостью, решимостью и самоотверженностью. Решение задач по формированию этих качеств у личного состава армии и флота всецело лежит на корпусе офицеров.
Поэтому в армиях различных государств прилагались все усилия, чтобы создать хорошо воспитанный и образованный офицерский корпус. Высокий авторитет офицерского звания в Российской Империи поддерживался не только громкими победами русского оружия. Число погибших на полях сражений офицеров красноречиво свидетельствовало о том, что они не прятались за спины своих солдат, а традиционно для русских офицеров смело вели их в бой, находясь впереди подчиненных. Так, например, в русско-японскую войну количество убитых, раненых, пропавших без вести офицеров составило 30 % от их общей численности, а среди солдат – 20 % [1]. Память о воспитанниках военно-учебных заведений, отдавших жизнь за Родину, традиционно сохранялась не только в полках, но и в кадетских корпусах и военных училищах.
Наиболее ярко отражена роль духовности в системе военного воспитания кадет и юнкеров в «Заповедях товарищества», которые великий князь Константин Константинович – главный начальник, а с 1910 года - генерал-инспектор военно-учебных заведений, счел нужным выработать и разослать по всем кадетским корпусам и военным (юнкерским) училищам. Суть этих заповедей заключалась в следующем: «1. Товариществом называются добрые взаимные отношения вместе живущих или работающих, основанные на доверии и самопожертвовании. 2. На службе дружба желательна, а товарищество – обязательно. 3. Долг дружбы преклоняется перед долгом товарищества. 4. Долг товарищества преклоняется перед долгом службы. 5. Честь непреклонна. 6. Оскорбление своего товарища является оскорблением товарищества» [1]. Чувство уважения к другому человеку воспитывалось у юношей с детства. Выпускники одного военно-учебного заведения могли свободно обращаться друг к другу, независимо от должности и положения в обществе.
Например, в письмах к бывшему военному министру А. Н. Куропаткину часто встречается обращение: «как павлон павлону», то есть выпускнику Павловского военного училища, питомцев которого называли павлонами. В библиотеках военно-учебных заведений заводились специальные разделы, где были представлены книги или брошюры, написанные воспитанниками или офицерами, для которых считалось за честь прислать свою работу в родной полк, кадетский корпус или училище. Воспитанникам военно-учебных заведений старались привить мысль о том, что «никакая работа с чистыми побуждениями не унижает человека» [2]. Их обучали столярному и переплетному делу, садоводчеству и огородничеству, резьбе по дереву, работе на токарном станке. По мере взросления каждого юношу приучали к заботливости о себе, к аккуратности и строгой расчетливости в пользовании собственными материальными средствами, к охранению своих законных интересов. Командованием военно-учебных заведений предпринимались шаги к развитию любви к героическому прошлому своей Родины, пробуждению любви к военному делу.
Этому способствовали экскурсии на места былых сражений, встречи с бывшими воспитанниками – участниками боевых сражений [1]. Вся деятельность офицеров-воспитателей в военно-учебных заведениях Российской Империи была направлена на формирование «идеального» офицера, которого можно было охарактеризовать словами выдающегося русского полководца А.В. Суворова: «Весьма смел, но без запальчивости, скор без опрометчивости, деятелен без легкомыслия, подчинен без униженности, непринужден без лукавства, тверд без упрямства, скромен без притворства, основателен без педантства, приятен без ветрености, благорасположен без коварства, проницателен без пронырства, откровенен без простодушия, приветлив без околичностей, услужлив без корыстолюбия». Рассмотрим подробнее организацию воспитательной работы в основных типах военноучебных заведений Российской Империи. В основу системы воспитания в кадетских корпусах, гимназиях и прогимназиях были положены следующие положения: действовать на душу воспитанников смягчающим образом…; действовать на воспитанников путем привычки в деле приучения их к дисциплине и к усидчивости; приохотить детей к умственным занятиям с целью достигать через это, кроме чисто образовательных целей еще и воспитательной, а именно: отучать детей от праздности, вследствие чего они, за недостатком времени, не будут иметь его на шалости; действовать внушением и убеждениями предпочтительно перед карательными мерами, причем, налагая взыскание, принимать во внимание характер и наклонности провинившегося…» [1].
В соответствии с требованиями «Инструкции по воспитательной части для кадетских корпусов» 1886 года учебное заведение «…должно быть надежным и достойным источником пополнения рядов нашей славной армии. Успех же достижения этой основной цели… требует, чтобы все… воспитательные средства, все способы непосредственного воздействия наставников на их питомцев, как и вся обстановка жизни последних, своевременно возбуждали и твердо упрочивали в каждом из них живой интерес к военному делу и к славе родного оружия, глубокое уважение к воинской доблести и признательную память о боевых подвигах соотчичей, искреннее сознание святости присяги и благоразумную готовность приносить себя в жертву Родине, усердно разделяя тягости военной службы с народом русским» [1]. Для каждого возраста имелась своя библиотека, в которой книги подбирались соответственно умственному развитию воспитанников. Книги выдавались только накануне праздников. Воспитанники читали книги преимущественно беллетристического характера, описания путешествий и биографии великих людей. Любимые книги всех возрастов – романы американского писателя Майн Рида.
После преобразования военных гимназий в кадетские корпуса их командованием проявлялась неустанная забота о воспитании кадет. Именно этим объясняется появление на свет специальной «…Инструкции по воспитательной части для кадетских корпусов», изданной в 1886 году. В ней указывалось, что «воспитание в кадетских корпусах должно быть живо проникнуто духом христианского вероучения и строгого согласования с общим началом русского государственного устройства, иметь главной целью подготовление юношей к будущей службе Государю и Отечеству посредством постоянной с детского возраста выработке у кадет тех верных понятий и стремлений, кои служат прочной основой искренней преданности Престолу, сознательного повиновения власти и закону, чувства чести, добра и правды» [1]. В руководство каждого кадетского корпуса входили: директор, инспектор классов, помощник инспектора классов (заведовал учебными пособиями), ротные командиры, офицеры-воспитатели и преподаватели (военные и гражданские). В администрации корпусов были: смотритель здания, эконом, секретарь, бухгалтер и заведующий обмундированием.
На каждого воспитанника кадетского корпуса офицер-воспитатель вел аттестационную тетрадь. Каждую аттестацию офицер-воспитатель должен был доводить до сведения воспитанника в присутствии его товарищей. В данный период времени (конец XIX – начало ХХ века) практиковалась и такая мера воздействия на кадет, как перевод их из одного кадетского корпуса в другой. Считалось, что новая обстановка, новая среда, даже если она не заключает в себе никаких существенных преимуществ, сравнительно с прежними дает воспитаннику нравственный толчок, заставляет его одуматься и собраться с силами. О внимании руководства кадетских корпусов к развитию умственных способностей, духовного и эстетического воспитания воспитанников свидетельствует каталог книг, одобренных для ротных библиотек кадетских корпусов, включающий в себя, например, такие произведения, как «Героические рассказы» Абаза, «Дети-крестоносцы» Аксакова, «Кавказская война и ее герои» Иванина, «Галерея русских писателей» Игнатовича, «Альбом военных подвигов», «Альбом памятников древнерусского искусства», «Биографии знаменитых астрономов, физиков и геометров» Араго и многие другие. Свободное время юнкера могли посвящать чтению, пользуясь книгами из фундаментальной и ротных библиотек. До 1886 года в военных училищах была общая читальная комната для всех рот; с 1898 года каждая рота имела свою библиотеку, составленную из сочинений преимущественно военно-исторических и военно-справочных, и получала военные журналы: «Военный сборник», «Разведчик», «Оружейный сборник», «Досуг и дело», «Вестник офицерской стрелковой школы» И газету «Русский инвалид». На содержание ротных библиотек расходовалось до 300 рублей в год. Книги по всем отраслям знаний юнкера получали из прекрасной фундаментальной библиотеки, которая, например, в Александровском военном училище состояла из 8961 названия, включающих 33078 тома.
К началу ХХ века в военной школе Российской Империи сложилась достаточно стройная система воспитания будущих офицеров, учитывающая психологические особенности юношей различных возрастов. При этом основными функциями системы воинского воспитания в военно-учебных заведениях являлись: формирование идеологии защитника Отечества; применение разнообразных форм дисциплинарной практики, способствующих закреплению в сознании будущих офицеров идеалов верности долгу, чести и порядочности; развитие товарищеских отношений внутри воинских коллективов; индивидуальный подход к воспитанию, учитывающий возраст и характер кадет и юнкеров; обеспечение воспитательной роли офицеров, проходящих службу в военно-учебных заведениях. Этот опыт необходимо использовать и в наши дни, когда Вооруженные Силы Российской Федерации переживают сложный период реформирования. Кардинально повышается роль духовного фактора как основополагающего и стабилизирующего начала в жизни общества и армии. Именно поэтому определить истинные духовные ориентиры и сделать их центром мировоззрения и миропонимания личности курсанта – важнейшая задача воспитания будущих офицеров в военном вузе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Коровин В.М., Подлужный В.И., Свиридов В.А. Подготовка офицерских кадров в России: Традиции и современность. Воронеж: изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2004. 363 с. 2 Глушко Ю.А., Колесников А.А. Школа российского офицерства. М.: Русский мир, 1993. 222 с.
И.В. КОРЕЕВ, Ю.А. САМЕДОВА