В воронежском музее Крамского открылась выставка к 100-летию художника Зиновия Попова
Живописная лирика
Зиновий Попов известен как художник-пейзажист. Большинство его работ написаны сочными и нежными оттенками в духе импрессионизма. В эпоху соцреализма Зиновию Ефимовичу удавалось оставаться самобытным художником и создавать настоящее искусство.
На живописных работах художника - все времена года. Тут и нежная весенняя березовая роща, и величественный осенний лес, по которому идут грибники, и сказочные зимние пейзажи - с похожими на теремки избушками и народными гуляниями. Завораживают и яркие пейзажи, изображающие жизнь деревни и сельский труд.
– Тему сельского труда художник не мог избежать, потому что он полностью включался в требования, поступавшие от Союза художников. Ему говорили, на какие темы нужно написать работы. Но от темы труда он уходил – изображал родную природу. Был период, когда его работы были написаны в одной и той же колористической гамме. Художник всегда стремился к яркости и декоративности, - рассказала старший научный сотрудник музея и куратор выставки Валерия Меремьянина.
Собирали по крупицам
На подготовку масштабной выставки команде музея Крамского понадобилось больше года. Собирать картины и этюды пришлось буквально по крупицам. Дело в том, что в 1990-е годы большинство работ художника раскупили коллекционеры из Европы и США. Для выставки команда музея Крамского собирала картины и этюды из частных и музейных коллекций по всей России. В фондах самого музея хранится только 15 работ Зиновия Попова.
«Без полутонов» – это четвертая персональная выставка Зиновия Попова, сделанная музеем совместно с благотворительным фондом «Художники Воронежа». Первая проходила в музее Крамского в 1974 году, вторая – в 1985 году в Доме-музее А. М. Герасимова в Мичуринске, а последняя – в 1994 году, в музее Крамского.
– В работе над выставкой мы плотно работали с сыновьями Зиновия Ефимовича, Виктором и Александром. Они предоставили личные вещи отца – кисти, краски, палитру, а также запись голоса художника, которую мы оцифровали, - отметила директор музея Крамского Юлия Денисова.
Художник-фронтовик
В процессе подготовки к выставке настоящим открытием для музейщиков стали портретные работы художника. Этот жанр был для него очень редким. На выставке можно увидеть портреты близких Зиновия Попова – его родителей, малолетних сыновей и два портрета его жены, которая позировала ему в образе крестьянки и вышивальщицы.
Валерия Меремьянина отмечает: народная тема для Зиновия Попова была очень характерна – своими корнями он был связан с селом. Художник родился в многодетной крестьянской семье в селе Стаево Мичуринского района Тамбовской области. С самого детства он впитал любовь к природе и деревне. Свои первые рисунки маленький Зиновий создавал на клочках бумаги угольками из печи.
В 1942 году 18-летним юношей Зиновий был призван в ряды Красной Армии. Воевал на 1-м Белорусском фронте. После войны учился в мичуринской художественной изостудии им. А.М. Герасимова, а потом – в Пензенском художественном училище.
В Воронеж Зиновий Попов приехал в августе 1954 года, когда ему было 30 лет. Попал сюда по распределению и стал трудиться в производственных мастерских Воронежского отделения Художественного фонда СССР. С тех пор Воронеж стал для художника второй малой родиной. Он мог целыми днями бродить по городу, делая наброски старинных зданий, церквей, улочек, новостроек.
По работам Зиновия Попова можно изучать историю Воронежа 1970-х годов. Например, многим будет интересно рассмотреть строящийся Вогрэсовский мост и вид на левый берег.
Живописные эксперименты
Зиновий Попов был художником-экспериментатором. В 1960-е на колористическую манеру художника повлияли основатели Владимирской школы живописи – пейзажисты Ким Бритов, Владимир Юкин, Валерий Кокурин. С ними он познакомился в Доме творчества «Академическая дача» в городе Вышний Волочек Тверской области.
С тех пор Зиновий Попов стремился передать в своих работах звонкие и насыщенные оттенки. А еще – экспериментировал с цветом и грунтом. Живописец разработал собственную манеру фактурного письма, наполняя в грунт наполнители – клей, мел, опилки. Это добавляло его полотнам дополнительную пастозность. Кстати, на выставке посетителям предлагают через лупу рассмотреть текстуру живописного этюда «Зимняя рябина».
На выставке представлено несколько работ, на которых художник изобразил свою мастерскую. Видно, что на окошке стоят его любимые дымковские игрушки, а стол покрыт домотканными ковриками с полосками. Как замечает Валерия Меремьянина, геометрические линии «перекочевали» в картину «Чернозем», став вспаханными бороздами, по которым "бредут" почти игрушечные тракторы.
– Живописные мотивы в работах художника повторяются. Выбивается, пожалуй, лишь крымская серия – он написал ее за месяц до смерти. Зиновий Ефимович умер скоропостижно – у него остановилось сердце. Ему было всего 60 лет. Крымская серия стала его последним творческим достижением. Все крымские пейзажи пронизаны воздухом и светом. Они показывают его как очень яркого и талантливого художника-колориста, - отметила Валерия Меремьянина.
Выставка «Без полутонов» продлится два месяца – до 2 февраля 2025 года. В рамках проекта музей Крамского запланировал лекции, мастер-классы, кураторские экскурсии.