«Лучше просить прощения, чем разрешения»: чему Артемий Лебедев бизнесменов учил
Лекция дизайнера в Казани: пиар в РФ — хреновый, фаллос на купюре — подарок, а в лого минкульта РТ — неприличный эмодзи
«Если мы выйдем в город и посмотрим, как страна общается с гражданами, ощущение, что какие-то ментальные инвалиды это делают», — бескомпромиссно заявлял самый медийный российский дизайнер Артемий Лебедев, читая лекцию казанским бизнесменам. За полтора часа он рассказал о главной проблеме российского пиара, похвастался примерами провокационного дизайна «ниже пояса» и разобрал несколько татарстанских логотипов, умолчав при этом о том, как в свое время «задизайнерил» Казань. Подробности — в репортаже «БИЗНЕС Online».
Стоимость привоза Артемия Лебедева не раскрывается
«Это был самый неожиданный зал, где я выступал», — написал в запрещенной соцсети известный дизайнер Артемий Лебедев, выложив фотографию из казанского выставочного центра Ak Bars Retro Cars. Его пригласил центр «Мой бизнес» фонда поддержки предпринимательства РТ — прочитать лекцию татарстанским бизнесменам о том, как дизайн служит инструментом добавленной стоимости. До этого такие бизнес-встречи прошли с блогером и телеведущей Ирэной Понарошку и fashion-байером, ведущей «Модного приговора», основательницей Sauvage group Лилией Рах. Привезти российского дизайнера в Татарстан оказалось недешево, но с Лебедевым случился «мэтч» — в общей сложности на лекцию зарегистрировалось 800 человек, рассказала «БИЗНЕС Online» Линара Бурханова, руководитель центра «Мой бизнес», заместитель гендиректора фонда поддержки предпринимательства РТ. Но размер гонорара Лебедева за выступление раскрывать отказалась. Впрочем, для МСБ участие все равно было бесплатным, только нужно было предварительно зарегистрироваться с указанием ИНН.
О том, что приехал кто-то популярный, было понятно еще до входа в здание: парковка центра была переполнена, а стеклянные двери помещения не успевали закрыться. Каждые пару секунд ко входу подходили все новые лица. Причем, как совсем молодые предприниматели, так и люди постарше. У стойки регистрации ажиотаж продолжался, а из толпы доносились недовольные возгласы: «Женщина, я раньше вас встал в очередь. Имейте совесть!». За 15 минут до начала организаторы со сцены через микрофон стали подгонять гостей: «Артемий будет совсем скоро! Не задерживайтесь, мест в зале осталось немного». И вправду, к началу мероприятия свободных стульев у сцены не осталось совсем. Поэтому кто-то отправлялся на второй этаж, в зону кофе-брейка, кто-то уютно устраивался возле раритетных автомобилей.
«По окончании нашей беседы вы все будете официально сертифицированными дизайнерами, и можете рассказывать, что я выдал вам справку. Не зря пришли», — многообещающе начал выступление Лебедев. А после сразу приступил к насущным вопросам. «Самая большая проблема России, не устаю это повторять, это хреновый пиар. Мы не умеем сами себя рекламировать», — считает дизайнер. Он отмечает, что большое достижение страны в самом слове «Россия», просто русские и сами себе его плохо продают. Не говоря уже о продаже кому-то другому.
О непрошеных логотипах городов
Затем спикер рассказал о сути «добавленной стоимости» и обратился к публике: «Чем отличается плохой скульптор от хорошего?» и, не дождавшись ответа, заявил: «У них один и тот же мрамор. У одного просто руки не из того места растут, у другого — нет». Так он объяснил публике простую истину: успехов достигают те, кто над этим работает.
Для наглядности теории дизайнер обращался к самым разным примерам. На большой экран воспроизвели изображение 100-рублевой купюры, а после со словами «Это самое интересное!», Лебедев увеличил купюру, показав крупным планом причинное место Аполлона, управляющего квадригой на фронтоне Большого театра. «Это интересный повод для разговора! Такой подарок государства», — сказал спикер под смех зала. Символический половой орган Лебедев пририсовал и к своему логотипу группы «Ленинград», добавив, что в дизайне нейтральным быть нельзя.
Следом пошли менее вызывающие примеры. А именно, логотип Екатеринбурга, который в городе «не приняли». Дизайнер разработал его по принципу «лучше просить прощения, чем разрешения», поэтому, несмотря на отказ екатеринбуржцев от щедрого жеста, он заказал плакаты с изображением логотипа, которые за ночь расклеили по центру города, а вдобавок и вывели на большой рекламный щит. «Они [жители] немного прифигели. Я получил кучу удовольствия и бесплатного пиара. У них был инсульт», — поделился Лебедев, добавив, что таким образом, можно довольно просто прорекламироваться.
Кстати, столица Татарстана тоже попала под взор Лебедева в 2020 году. Так, его студия «задизайнерила» логотип Казани. Результат, опубликованный на сайте компании, был разработан за 43 дня и представляет собой черную изогнутую букву К над словом «Казань». Судя по иллюстрациям, которыми сопровождается логотип, он должен был символизировать и архитектуру города, и один из древнейших арабских начертаний (куфи), и некие молодежные образы. Мнения ходили разные, но в основном отрицательные — казанских артихекторов и дизайнеров предложенный вариант не впечатлил. Мэрию, похоже, тоже: логотип не получил широкого распространения, в отличия от символики года цифровизации, которая появилась в отраслевых материалах. Впрочем, ни один из этих примеров Лебедев разбирать не стал, видимо, решив, что другие города обсуждать безопаснее.
Так, он вывел на экран логотип Перми, представляющий собой красную печатную букву «П». «Я считаю, это одно из величайших достижений. Мало какой дизайнер может похвастаться тем, что с его дизайном борются на демонстрациях», — с улыбкой заявил предприниматель. Это еще один урок, который предприниматель привез в Казань: «Я ее [работу] зря делал, если не вызвал бурление говна в комметах. Это и есть вовлечение».
Логотип ТЦ Art пустой, а минкульта РТ — непонятный
Развивая тему плохого пиара в России, Лебедев сказал, что пропаганда в РФ всегда «в лоб, как муниципальная какая-то хрень», на которую у жителей аллергия и выработан иммунитет. «Если нам что-то рассказывает государство, у нас первая реакция — защита, желание не впитать это. Потому что мы понимаем, что это фальшь», — считает дизайнер. В противовес этому он обратился к фото с сайта миланского театра «Ла Скала», на котором изображены молодые люди на опере. Спикер рассказал, что фотографам театра запрещено «фотографировать стариков», тем самым, «Ла Скала» привлекает к себе молодежь — еще один секрет продвижения «по-Лебедевски».
«Если мы выйдем в город и посмотрим, как страна общается с гражданами, ощущение, что какие-то ментальные инвалиды это делают. Люди могут передать свою мысль на уровне третьего класса, „чиновничьим“ образом», — продолжал гуру дизайна. А когда государству нужно, чтобы мысль была донесена до народа точно, «а не просто денег распилить», они приходят к хорошим дизайнерам, которые придумывают нестандартные решения, намекнул на себя Лебедев.
Так сделал, например, минздрав РФ. Задача, по словам дизайнера, формулировалась примерно так: нарисовать плакаты, чтобы люди ходили на диспансеризацию, а то врачей наняли, больницы построили, а людей нет. На что Лебедев ответил, что тут плакатом не поможешь, нужно придумать какую-то мягкую подводку, например, некий кешбэк. Например, налоговый вычет за прохождение медосмотра. Так в итоге и получилось: Путин в начале года озвучил эту инициативу и теперь, проходя диспансеризацию, можно получить налоговый вычет. Но Лебедев почему-то выделил только это, забыв о том, что для вычета нужно одновременно не только диспансеризацию пройти, но и сдать нормы ГТО. По словам спикера, идея с «кэшбеком» была одним из лучших дизайнов за всю его карьеру.
В заключение встречи Лебедеву все же предложили разобрать несколько татарстанских логотипов. Среди них оказался логотип минкульта РТ, состоящий из двух букв золотого цвета — «М» и «К». Гуру русского дизайна, мягко говоря, не оценил задумку: «Если не рассказывать, из чего состоит знак, не все прочитают». А часть буквы «К», заявил дизайнер, и вовсе напоминает символ фекалий «эмоджи» от iOS, «да и цвет соответствующий». Гости в ответ громко рассмеялись. «А что, не так что-ли?», — невозмутимо обратился к залу Лебедев и перешел к логотипу ТЦ Арт Центр. Он показался дизайнеру «просто знаком», без контекста и эмоций. И оценивать логотип вне контекста, по его мнению, не имеет смысла, так как на дворе эпоха «переизбытка нормального дизайна».