Как цифровому Филонову делали волевой подбородок
Павел Филонов был современником таких мастеров, как Малевич, Кандинский, Татлин, однако, несмотря на талант и оригинальное мировосприятие, десятки лет был практически неизвестен.
– Мне предложил сделать такое кино мой коллега, генеральный продюсер Дмитрий Тодоров, зная, что тема русского авангарда мне близка, я заканчивал факультет искусствоведения, – рассказал Никита Снегов. – Мне показалось это вызовом, ведь про Филонова широкому кругу людей известно мало. Если бы мне предложили снять фильм о Малевиче или Кандинском, я бы ещё подумал, но с Филоновым история для меня была интересной.
Документальный фильм охватывает трудный творческий путь Филонова: в Советском Союзе его творчество критиковали и считали сомнительным, художник вёл аскетичный образ жизни и часто испытывал лишения, остался в блокадном Ленинграде, где и умер в возрасте 58 лет. Кроме того, он из принципа не продавал свои картины, однако уже после смерти Филонова развернулась целая детективная история с его рисунками, незаконно переданными во французский музей "Помпиду".
Искусствоведы рассказывают в фильме, в чем уникальность творчества Филонова
кадр из фильма "Филонов"
Фото:
– В первую очередь мы изучали дневники самого Филонова, к сожалению, они сохранились только с 1932 года, – признался режиссёр. – Цитаты из них легли в основу фильма, с помощью чудесных художников-графиков он сам их проговаривает – мы не могли себе позволить вкладывать свои мысли в его уста. Также использовались книги Глеба Ершова, Джона Болта, сборник статей "Страсти по Филонову" Александра Мосякина и другие.
Художника "оживляла" студия "Трёхмер"
кадр из фильма "Филонов"
Фото:
Чтобы "оживить" Филонова на экране, создатели фильма прибегли к работе графиков и нейросети, однако режиссёр подчеркнул, что большую часть задач выполняли именно люди.
– Это не в чистом виде deep fake, в основном здесь трудилась московская студия "Трёхмер", – подчеркнул он. – Нейросетка использовалась немного. Мало взять фотографию Филонова, наложить её на человека и заставить говорить. Могу раскрыть секрет: когда нейросетка научилась натягивать лицо художника на нашего актёра, мы заметили, что у него стал безвольный подбородок, холодные глаза и вялая мимика. А у Филонова были очень волевые подбородок, скулы. И ребята из компании "Трёхмер" возвращали ему мужественность на графике. Может, это будет очень скоро, но мы пока не дошли до того момента, когда технологии заменят человека.