Сокровищница культуры. Весенние аккорды любви. (Беседа вторая)
«ПРОСТИ»
В нашу первую встречу мы обратили внимание на песню Сергея Трофимова «Прости». Закончили на том, что для жителей мегаполиса, для тех, кто хоть иногда бывает в таких городах, как Москва и Петербург, начальные слова песни понятны. Стихи ассоциативны. Даже если их конкретно ситуационный смысл не совсем понятен, то внутренний смысл ясен. В припеве автор «Прости» рисует нам такую картину:
Вода живая в Ее горсти,
А Он никак не решится
Стать на колени, сказать: «Прости»
И сладко напиться.
Она могла бы Его спасти,
Но Он никак не решится
Стать на колени, сказать: «Прости»
И сладко напиться.
Когда слушаешь эту песню первый раз, создается впечатление, что исполнитель просто дважды повторяет один и тот же припев, но это не так. Между двумя похожими припевами есть серьезная и принципиальная разница и в то же время единство.
Герой произведения помог нуждающейся в его помощи женщине, но, одновременно, сам нуждается в ее помощи… А разве это не жизненная ситуация?
У нее в горсти ладони находится живая вода. Да, в руках женщины очень часто находится жизнь во многих ее проявлениях. Только женщина дарит миру нового человека, новую человеческую жизнь. Она нужна ему, мужчине, – как началу этой новой жизни. Дает-то начало жизни Господь, создавший мужчину как зародителя жизни нового человека, но затем эстафету принимает женщина, оберегаемая и сохраняемая мужчиной.
Мужчина может получить продолжение самого себя в жизни своих детей, сладость духовного и плотского общения со своей второй половинкой, помощь в совместной жизни, радость от земной жизни в разных ее проявлениях, и все это необходимо каждому из представителей сильного пола (за очень редким исключением).
Но для осуществления всего этого не только женщине, но и мужчине нужно стать милосердным и смиренным. Хм… Милосердным и смиренным? Как трудно сделать это тому, кто был создан Богом первым! Стать на колени перед Богом, перед Его Промыслом. Стать на колени перед ней, слабой женщиной. «Сказать «Прости» и сладко напиться» жизнью.
Настоящий мужчина не сочтет для себя неприемлемым опуститься на колени перед своей единственной избранницей. Но и она должна быть достойна такого его преклонения.
Было упомянуто прежде, что в музыкально-поэтическом произведении «Прости» много смысловых слоев: кто как слышит и слушает. На мой слух, Сергей Трофимов говорит не только о некоей конкретной женщине, но и о Пресвятой Богородице, перед иконой Которой в храме в какой-то метафизический момент времени находится этот бедный потерянный человек.
Данное умозаключение подтверждается текстом следующих двух куплетов, в которых говорится, что герой вернулся в мегаполис, влился в разноцветные вены метро (красивая поэтическая метафора), то есть, не находя еще решения проблемы, погрузился в огромный организм мегаполиса, в хаос большого города, чтобы забыться, духовно исчезнуть…
Боги сгинули в бесконечности,
Смыслы и причины истребила война.
И теперь во всем человечестве
Их осталось двое, только Он и Она.
Он вернулся в ночь мегаполиса,
Чтобы сгинуть в разноцветных венах метро,
Смутно помня взгляд Богородицы
В темно-сером кардигане марки «Эпро».
Последние строчки у Трофима заставляют вспомнить стихи Сергея Есенина, которые шансонье, безусловно, хорошо знает. Приведенная ниже цитата из «Ты такая ж простая как все» – тому подтверждение:
По-смешному я сердцем влип,
Я по-глупому мысли занял.
Твой иконный и строгий лик
По часовням висел в рязанях.
Хотя многое из творчества Есенина (с его же легкой руки) можно смело отнести… нет, не к «кабацкой лирике», а к городскому романсу, но надо понимать, что мы говорим не о разной поэзии, а о совершенно разных и несопоставимых предметах в плане культурного достояния.
…Я нашел в интернете вариант «Прости» без знаков препинания, без прописных букв и других привычных знаков русского правописания. Сделал свой вариант, надеясь, что автор и читатель простят мне это.
О чем эти четверостишья? О том, что в жизни, действительно, всегда, есть только Он и Она. Никто другой, по-настоящему, не виноват ни в достижениях, ни в поражениях в очень важных для всех нас человеческих отношениях…
Никто не виноват, но нам часто нужна помощь. Где ее найти? Кто может нам помочь? Она! Пресвятая Богородица, перед Которой надо опуститься на колени и сказать: «Прости!» и попросить помощи. Она даст живой воды, которая всегда есть в Ее ладонях. И живая вода Пречистой возродит нас!
И последнее замечание по поводу шансона «Прости». Русскоязычному человеку не надо объяснять, что выражение «в сладость напиться» имеет свой конкретный смысл. Кому-то может подуматься при прослушивании этой песни, что после того, как человек смирился перед женщиной, сказал ей «Прости», после этого трудного для него шага он может сделать то, что пожелает. После собственного духовного преодоления он сможет в сладость напиться, и чрезмерное употребление алкоголя отпустит ему в пьяном угаре всю сложившуюся конфликтную ситуацию. Или создаст иллюзию этого? Но, я уверен, что Сергей Трофимов, подспудно намекая на данный контекст, все же настаивает на том, что раскаявшийся и прощенный будет пить церковную, живую воду от Богородицы. Пить в сладость! На путях церковного учения решение всех наших проблем.
…Мужчинам, когда бы они ни жили, так трудно опуститься на колени. Даже перед Богом и Его Пречистой Матерью. И если они поняли необходимость этого и сделали, то это – самая главная в их жизни ПОБЕДА!
«ГОСПОДЬ СО МНОЙ»
Сейчас обратимся к другой песне. Она не новая, но не перестает быть популярной. К ее созданию приложили свои творческие руки и голоса значительные метры современного шансона. Мы будем говорить о музыкально-поэтическом произведении «Весенний блюз». Автор стихов и музыки – все тот же Трофим. Кроме роскошного исполнения этого лирического произведения Алексеем Глызиным, можно услышать и не очень удачную подачу этого шансона талантливым питерским актером и певцом Евгением Дятловым, принимающим сейчас участие в новом сезоне телепроекта первого канала «Три аккорда».
Один из героев «Маленьких трагедий» А.С. Пушкина «поверил», то есть, как он сам решил, сумел с помощью алгебры, познать гармонию стиха и музыки. Мы помним, чем закончилась грустная история литературного пушкинского Сольери. Но у по-настоящему талантливого автора всегда есть возможность передать состояние весны и сопутствующей ей болезненной влюбленности, которые все тот же великий поэт определил так:
я не люблю весны;
Скучна мне оттепель; вонь, грязь - весной я болен;
Кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены.
Трофим же говорит об этом такими словами:
В городе оттепель, чавкает в лужах
Серый, мартовский снег.
Город, ранней весною контуженный,
Вскрылся венами рек.
Все перемолото, скомкано, сорвано
Слишком долгой зимой.
Но у меня есть ты, значит Господь со мной!
Найти яркий образ, удачную метафору – непросто. Нужен талант. Он у Сергея Трофимова, безусловно, есть. Рифмовать «кровь - любовь» – банально. Трофим находит актуальные и очень болезненные для современного российского общества образы контузии и суицида, когда передает болезненность весеннего времени года.
Оттепель смазала контуры мира
Словно кистью Дали.
Звуки, текущие прямо с клавира,
Будят раны земли.
Все потаенное, давнее всплыло
Темной талой водой,
Но у меня есть ты, значит Господь со мной!
И кисть гениального испанского живописца Дали отнюдь не «до кучи» взята. Надобно хорошо знать творчество этого, по-настоящему великого художника, чтобы использовать удачно данный образ!
Хорошие стихи, хорошая музыка. Но, нужны контрасты, акценты, смысловые удары, цветные рефлексы… Они есть.
Припев:
Светом твоим завороженный,
Переболев этой весной,
Я у любви буду прощенный,
Ты у любви будешь святой.
Здесь речь идет, конечно же, о неразделенной любви. Это печальный факт нашей жизни, но встречается он нередко.
Черным по белому оттепель пишет
Новой драмы сюжет.
В первой главе, директивою свыше,
Тень выходит на свет.
И неприглядная истина мира
Вновь предстанет нагой.
Но у меня есть ты, значит Господь со мной!
(Продолжение следует)
Протоиерей Александр БУТРИН
Графическая работа автора рубрики «Отчаяние Орфея», бумага, акварель, перо, 2018